Юрий Швыдко, психолог-консультант.
Задавая подобный вопрос специалистам, так или иначе связанным с этой сферой деятельности слышал довольно разные мнения на этот счет. Ответы звучали следующие, продажи это: технология, психология, искусство, болтология, философия и пр.
Многообразие феноменологических описаний удивит любого, кто сделает попытку в этом разобраться более детально.
Огромное количество книг написанных для менеджеров по продажам и руководителей тому реальное подтверждение. И все-таки, что же такое продажи? где истина? И можем ли мы утверждать, что настоящий менеджер по продажам должен обладать разными знаниями из разных сфер и научных дисциплин?
В поиске ответа на этот вопрос воспользуемся методологическим принципом известного советского литературоведа, культуролога, семиотика Ю.М. Лотмана к описанию семиотики культуры. Используя расширенное толкование принципа дополнительности Н. Бора для полного описания квантовомеханических явлений, Лотман Ю. М расширил использование известного принципа применительно к семиотике культуры. В его трактовке это звучало так: «недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другой такой же единице. В этих условиях недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью - возможностью получить совершенно иную проекцию той же реальности - перевод ее на совершенно другой язык. Польза партнера по коммуникации заключается в том, что он другой».
Таким образом, мы можем говорить о том, что продажи это и технология, и искусство, и психология, и болтология, и философия в том числе. И менеджер по продажам должен уметь многое для достижения своей цели- продажи! Знания психологии, маркетинга, философии, культурологии и болтологии ему также необходимы, как и умение владеть компьютером.
В данной статье хочу рассмотреть продажи с точки зрения психологии. Взяв один из основных ее разделов, а именно психологии понимания.
Хочу оговориться сразу, что под продажами в данном контексте подразумеваю взаимодействие двух или более субъектов, без учета так называемых технологических продаж через интернет ( где человек принимает решение о покупке через нажатие кнопки - купить, т.е без участия другого человека).
Часто на тренингах и в консультационном пространстве слышу:
---Вы меня не понимаете.
---Я не это имел в виду.
---Покупатель меня не понимает.
---Мы говорим на разных языках.
---Заказчик не понимает, что я хочу ему объяснить... И т.д.
Психология понимания это довольно обширная область научного знания в психологии. Одним из ведущих специалистов на сегодня в этой области является ученый с мировым именем, ныне живущий профессор Института психологии АН СССР Знаков В.В.
В рамках данной статьи остановиться и учесть все аспекты не представляется возможным. Хочу остановиться на одной важной, на мой взгляд, составляющей, определяющей успех любой коммуникации. А именно, на каких условиях возможно понимание?
Какие условия необходимы для того, что бы произошло понимание одного человека другим?
итак:
Условия понимания в межличностном общении:
1. Человек может понять только то, что соответствует его установкам, ожиданиям, целям.
Очень важное условие для проведения переговоров и продаж. Если Вы пытаетесь работать в обход учета установок, ожиданий, и целей Вашего клиента- понимания с его стороны не будет.
Вот почему архиважно знать цели и ожидания потенциальных клиентов.
2. Человек понимает только то, что он может соотнести со своим опытом, своим знанием ( если у человека нет предварительных знаний о том, что он хочет понять - он это не поймет).
Вот почему так важно говорить с потребителем, на языке так называемой пользы. Важно соотносить опыт покупателя с тем, что вы желаете ему предложить. Если Вы пытаетесь ему продать коучинг, а в его опыте нет такого знания, отсюда важность выстраивания долгосрочных отношений, через которые Вы сможете расширить его знания в этой области).
3. Понять Другого возможно только при вступлении в межличностные отношения, при проявлении эмпатии к этому человеку.
Другими словами необходимо иметь навык понимать, что чувствует другой человек. Если Вы делаете холодный звонок и человек на другом конце провода говорит, что это ему не интересно, то может, стоит включить свою способность к эмпатии и попытаться понять, может ему и правда это не нужно, или же это отговорка? Данный навык хорошо поставлен у психологов, психотерапевтов. Для них эмпатия одно из основных условий понимания клиента.
4. Взаимное понимание возможно, если мы придерживаемся одних и тех же постулатов общения, и соблюдаем одинаковые нормы поведения при этом. Другими словами это ценностно-нормативное условие. Если Вы проявляете агрессию в беседе, а Ваш клиент исповедует доброжелательное отношение- итог продажи я думаю понятен.
Какие из этих условий необходимы и достаточны в вашей профессиональной деятельности решать только Вам.
Кстати, а каких постулатов общения придерживаетесь Вы?
Одинаковы ли Ваши собственные постулаты в личной и профессиональной жизни?
Успехов в Вашем деле.
психолог- консультант