Продавцы или маркетологи? Часть 2.

Аватар пользователя Докучаев Александр

ImageДокучаев Александр

1 часть.

Возможность маркетологов организовывать массы людей на покупку нужных нам товаров и услуг, конечно впечатляет. Но, какими средствами это достигается, что лучше для компании работа дорогостоящих маркетологов и дорогая реклама, средства на которых затрачиваются сразу, а "выстрелит-не-выстрелит" узнаем потом; либо команда толковых продавцов, которые смогут обработать меньшее количество клиентов, но выжмут каждого по-максимуму, получая бонусы только с реально поступивших в компанию средств?  Всегда вспоминаю фразу из знаменитого мультика "Лучше день потерять, зато потом за час долететь".

Я думаю не для кого не секрет, что большинство покупателей  делают свой выбор на основании исследования сети Интернет. Это тоже маркетинг, но покупательский. Итак, что нужно клиенту, когда он в Яндексе набирает "1С купить"? Видимо человек действительно желает купить программу 1С, может не прямо сейчас, может через неделю-две, может более, а пока только приценивается. Главное другое - человек готов расстаться с определенным количеством денежных средств за приобдретение бухгалтерской программы. Именно в такой формулировке (пока) - бухгалтерской программы, а не "1С:Бухгалтерский учет 8", ведь во-первых запрос в Яндексе "ксерокс купить" не означает желание приобрести продукцию фирмы xerox, а показывает интерес к копировальной технике, для российских бухгалтеров название "1С" уже стало нарицательным. Во-вторых, сколько раз бывало, что приходя в салон Citroen, купившись на красивую рекламу, мы уходим ни с чем, поняв, что наша потребность это на Citroen C4, а автомобиль так называемого гольф-класса и по пути домой мы заскакиваем в солон Peugeot и вносим залог за 308-ю. Почему? Потому что в автомобилях пока не очень разбираемся, имеем нужду в автомобиле, а пежо нас устроило больше ситроена? Точно ли дело в автомобиле? (да, давайте пока отойдем от бухгалтерских программ, они многим не знакомы, а автомобили близки многим, многие уже их выбирали, да и я их люблю)

Так вот, то, что покупатель выбрал пежо означает ли то, что автомобиль пежо (товар) лучше чем ситроен (другой товар) или правильнее сказать, что он более отвечает потребительским ожиданиям нашего покупателя? Верно отчасти. Менеджер пежо обыграл продавца ситроенов? Не факт. Не обладая полной информацией о конкретной ситуации, о вопросах клиента менеджерам по продажам поставить диагноз практически невозможно. Получается интересный бизнес-кейс, который предлагается разобрать. На чьей совести ушедший к конкуренту клиент?

Сразу оговорюсь, что все "фамилии" в истории вымышленные, факты являются совпадением и т.д.... Пежо ничем не хуже Ситроена, а к маркетологам Ситроена не имею никахих претензий. Пежо и Ситроен это только для того, чтобы не называть Брэнд1 и Брэнд2. Уровень престижности и технологичности примерно одинаков. Кроме того рассматриваем тренд, общую тенденцию перемещения клиентов, т.е. если говорим что клиент ушел, то это не означает что ушел один, а 200 сделало обратное движение.

Первое. Почему клиент пошел в Ситроен? Успех рекламы? Хорошо потрудились рекламщики?  Я бы сказал по другому - не испортили работу маркетологов, которые в результате определенных исследований точно описали фокус-группу на которую должна быть направлена компания. Рекламщики, опираясь на данные маркетологов смогли сделать такую рекламу, с помощью которой, разместив ее в нужном месте в нужное время, удалось привлечь внимание нужного человека, потенциального покупателя.

Второе. Клиент собрался и пришел в шоу-рум с желанием приобрести именно С4. То, что в салоне он заказал 308-ю, говорит нам о том, что и размеры, класс, уровень престижности С4-го его вполне устраивало. Что не понравилось? Вариантов масса:
- не понравился цвет подсветки приборов, материалы отделки. Недоработка маркетологов, они же сказали, что большинство респондентов предпочитает рыжую подсветку? Согласен, но продавец вполне мог это недовольство погасить, надавив на аргументы более низшего порядка (нужды пирамиды Маслоу). Синяя подсветка престижней и красивее? Оранжевая безопасней! Кожаные сидения престижней? Тканевые удобнее и долговечнее ... Виноват - продавец.
- напуган высокой стоимостью ТО, не ожидал что ТО каждые полгода., слабо разбирался в автомобилях вообще. В процессе разговора сомнения не выявлены и не предвосхищены. Вина продавца.
- слишком широкий перечень доп. оборудования и вариантов комплектации. Вина маркетологов, не достаточная понятность и прозрачность продукта? Бывает. Действительно клиент любит выбирать товар так что бы он удовлетворял его потребностям НЕ прилагая к этому усилий. Как только даем клиенту право выбора, он получает право выбора и другого поставщика! 3-4 стандартных комплектации проще для понимания неискушенному (большинство) покупателю. Все равно - вина продавца. Уделил бы клиенту по больше внимания, несколько наводящих вопросов и сделал бы нужный набор доп. опций - клиент был бы его.
- слишком узкий перечень доп. оборудования, например невозможна поставка с ксеноном. А маркетологи уверяли, что нашему клиенту ксенон и не важен, прокол? Прокол! И продавец мог погасить сомнения и недовольство.
- слишком активный продавец мог напугать. Клиент любит покупать, но не любит что бы ему продавали.
- акция "Только в этом месяце при покупке С4 дырка от рулевого колеса в подарок" вполне могла оставить клиента. Ее не было! Маркетолог зря получил з/п.
- унылый, непозитивный продавец - подозрение что у салона или марки все плохо, не стоит с ними связываться. Грязный, некрасивый шоу-рум - аналогично. Ну, тут просто вина руководителя.

Третье. А что третье? А нет уже третьего. На третье резюме. Шанс ошибиться маркетоглогам очень велит, но хороший продавец способен нивелировать эти ошибки. Без продавцов не обойтись. С другой стороны продавец может и испортить работу маркетологов неадекватным поведением. Представим что бы было если бы не было бы продавца.
Клиент привлеченный рекламой, зашел на сайт, выбрал желаемую комплектацию, зашел в шоу-рум посидел-пощупал ... никто над ухом не жужжит, пришел с конкретной целью - получил желаемое, а продавец бы мог что-то такое ляпнуть, что внесло сомнения.

Не нужны продавцы? Будущее за технологическими продажами? Похоже. Хотя ... а кто напоит коньяком потенциального покупателя контракта на поставку газовых труб большого диаметра? Умом Россию не понять ...

Поделиться:

Просто цитатник!

Клиент любит выбирать товар так что бы он удовлетворял его потребностям НЕ прилагая к этому усилий

Как только даем клиенту право выбора, он получает право выбора и другого поставщика!

3-4 стандартных комплектации проще для понимания неискушенному (большинство) покупателю.

Клиент любит покупать, но не любит что бы ему продавали.

Браво!

Высечем на камне навечно в цитатнике http://www.prodaznik.ru/forum/aforizmy-i-umnye-mysli-o-prodazhakh-i-ne-tolko

Хорошая статья, финал только явно провакационный

По вашему, если маркетолог не ошибается, то продавец не нужен? Т.е. продавец нужен только для того, чтобы  исправлять ошибки маркетологов? Не согласен.

Когда меня спрашивают про маркетинг и продажи ( а многие отождествляют эти понятия) , то я люблю приводить простое и понятное сравнение с турецким базаром. Каждый из нас либо был на восточном базаре, либо видел его по tv.

Так вот маркетинг - это мальчик-зазывала, который стоит перед входом в лавку. Его задача ЗАВЛЕЧЬ вас внутрь.

Как только вы зашли  - вы уже не интересны зазывале, но вас начинает окучивать продавец.

Конечно, эта схема утрирована, и не полна, и зона ответственности совеременного макетинга намного шире, но по сути это классическая схема продаж.

Маркетинг ПЛЮС продажи - ключ к успеху, а не "вместо".

Совершенно согласен и пытался выразить именно эту мысль в первой части статьи, вторая больше посвящена тому, сможет ли продавец исправить ошибки маркетолога или действуя в определенных маркетологом рамках способен лишь ненавредить.

Турецкий базар - замечательный образ! Я только сейчас понимаю, что если начать его анализировать и раскапывать ... легко можно построить (точнее описать) практически любые экономические модели. Мировая экомомика на одной площади.   Того же Мальчика зазывалу легко можно представить не маркетингом в целом, а его инструментом - рекламой. Маркетолог - хозяин лавки! Толковый мальчик сам знает где именно стоять и что именно кричать; на каких прохожих обращать повышенное внимание (подбежать дернуть за подол), а на кого не тратить своего времени. Но уверен, что большинству требуется подсказка опытного, изучившего законы рынка (базара) человека (марктолога?) но в данном случае - хозяина лавки, продавца.  Ассортимент и размещение товара внутри лавки - мерчендайзинг неотъемлемая часть маркетинга, все это определяет продавец (хозяин лавки). Пример хорош тем, что отлично иллюстрирует успех при единении продавца и маркетолога. Турецкие базарные торговцы не обленились до такой степени что бы разделять маркетинг и продажи. Но представте себе, что хозяин привлек наемного продавца, новичка на базаре ... модель усложняется и приближается к нашим реалиям ...

 

Вообще, если не возражаете против эксплуатации Вашего излюбленного образа, я бы расписал ситуацию отдельно, могла бы получиться интересная статья

Вообще, если не возражаете против эксплуатации Вашего излюбленного образа, я бы расписал ситуацию отдельно, могла бы получиться интересная статья

без проблем, со ссылкой на источник

Не в сети

Цитата: "Маркетинг ПЛЮС продажи - ключ к успеху, а не "вместо".

Согласен. Дело в дозах. Но ведь вокруг этого и дискуссия

 

Нет никакой дозы. Вообще нет! Спорить, кто важнее - маркетологи или продажники, это то же самое, что спорить, какие колеса в авто важнее: передние или задние? Не поедет машинка ни без передних, ни без задних!

А в тех компаниях, где отделы пиписьками меряются (не только маркетологии и продажники, а как правило все отделы), о работе вообще в последнюю очередь думают! Персонал погряз в офисных войнах, подсидках, интригах, борьбе за кресло и имитации бурной деятельности, а отсутствие результата от этой деятельности пытаются свалить на ближайший отдел. Вот и спорят, кто важнее: маркетологи или продажники, логисты или снабженцы, конструкторы или технологи и т.д. А работать не пробовали ?  

Не в сети

 зачем противопоставлять?

цитируя Андрея:

"Спорить, кто важнее - маркетологи или продажники, это то же самое, что спорить, какие колеса в авто важнее: передние или задние? Не поедет машинка ни без передних, ни без задних!"

"Конечно, есть бизнесы, в которых успешно работают либо маркетологи, либо продавцы. Но это скорее исключение из правила, которое лишь подтверджает правило."