Вспомнил знакомую свою которая говорила-"мы с мамой строим дом на соках нони и я имею счет в банке".
Но хотя клиентам приходиться иногда преимущества преувеличивать.Например"мы продаем оборудование ТОЛЬКО из Европы и европейского качества".Но о том что 70% начинки этого оборудования сделано в Китае понятно умалчиваешь.)
Из мухи в слона – раздувание ничтожных результатов.
Левитас Александр
Одним из рекламных ходов, который нельзя назвать как добросовестным, так и недобросовестным, является раздувание ничтожных достижений – из честно заслуженной мухи делают не слона даже, а гигантозавра. Иногда же в качестве достижения может подаваться даже отсутствие достижений.
- При этом речь не идёт о прямой лжи, но и правдой это назвать трудно
Как может выглядеть использование этого манипулятивного приёма? Давайте посмотрим...
Как выглядит «раздувание мухи до слона»
Многие девушки, которых хоть раз в жизни фотографировали зеркальной камерой, а не «мыльницей» и не iPhone'ом, склонны после этого называть себя фотомоделями. А уж если это происходило в студии – этому искушению поддаётся, пожалуй, каждая вторая.
- Ну а девушка, единожды снявшаяся в массовке a-la «толпа болельщиков, выходящих со стадиона», порой начинает именовать себя после этого «киноактрисой»
Или, скажем, один из сайтов, сделанных на коленке начинающей веб-студией, получил значок «Хороший сайт о котиках», выданный какой-то школьницей из Калифорнии, которая пытается поднять PageRank своего сайта, размещая ссылки на него под видом наград. С этого момента веб-студия пишет в своей рекламе: «Сайты, сделанные нами, удостоены международных наград» (да, это реальный пример).
А один из российских маркетологов, за неимением других причин для гордости, много лет похвалялся членством в American Marketing Association, подписывал свои статьи и электронные письма «Арсений Сорняков, член Американской Ассоциации Маркетологов» и даже на визитках писал то же самое. Хотя вообще-то AMA принимала в свои ряды любого, чья работа или учёба хоть
В последнее время я часто встречаю этот приём у молодых предпринимателей, пытающихся пустить пыль в глаза потенциальным клиентам.
Например, одна девушка начала какой-то чахлый бизнес, а параллельно давала на фрилансерской бирже задания вроде «Найти реферат о политической сатире в поэзии Лермонтова –
Другой бойкий юноша пишет у себя на сайте: «Каждую неделю я читаю по 60 книг. Это составляет более 3000 книг в год. Хотите ли вы, чтобы вас консультировал эксперт, прочитавший тысячи книг?» Хотя стоит поговорить с этим юношей и попросить его рассказать о том, как ему удаётся читать по девять книг в день, то выясняется, что он овладел «техникой сверхбыстрого чтения» и тратит на каждую книгу
- Хотите ли Вы, чтобы Вас консультировал такой эксперт? :)
А фрилансер, зарабатывающий 10-15 тысяч рублей в месяц, открывает ИП или ООО на упрощёнке, в котором он является единственным работником, и тут же начинает гордо говорить о себе как о «генеральном директоре успешной компании». Наиболее ушлые открывают три-четыре ООО и затем именуют себя «владельцем группы компаний» или «собственником холдинга».
Можно привести ещё много примеров – но суть везде одна.
Как найти свою «муху» и раздуть её до «слона»
Человек находит какие-то сколь угодно ничтожные события в своей жизни, и начинает переформулировать их красиво, используя слова и образы, которые мы привыкли связывать с высокими достижениями.
Например, если в школьные годы человек летал с мамой в Турцию (с пересадкой в Будапеште), и там два раза пробовал кататься на виндсерфе, а также проехал на автобусе по горам из аэропорта до отеля – он пишет у себя на сайте и в блоге: «Люблю путешествовать – бывал в Европе и Азии, ходил под парусом по Средиземному морю, поднимался в горы».
Если прыщавый юноша с избыточным весом посещал полтора месяца секцию бокса, пока ему не разбили нос на внутриклубном турнире для новичков, а также пытался принять участие в марафоне на «Общегородской день спорта», но свалился, пробежав три квартала – он пишет о себе: «Настоящий мужчина – участвовал в марафонских забегах и чемпионатах по боксу».
А девушка, которая пять лет назад в санатории под Тверью участвовала в субботнем конкурсе «Мисс Отдыхающая» и прошла во второй тур, обойдя двух пенсионерок, школьную учительницу и главного бухгалтера с птицефабрики, но не попала в призовую тройку, скромно пишет о себе: «Финалистка конкурса красоты».
И даже один относительно известный тренер по продажам пишет о себе как о «совладельце международных нефтяных компаний» – на самом же деле он купил две-три акции Shell и Exxon Mobil в общей сложности долларов на двести. Формально это и правда делает его владельцем доли в компании... вот только размер этой доли не достигает даже 0.00000001%
Примерно так же могут морочить голову клиентам и фирмы. Скажем, если компания основана месяц назад и в ней работают три человека, чей стаж в профессии составляет 7 лет, 3 года и 5 лет, компания может писать в рекламе: «15 лет нашего профессионального опыта к услугам клиентов». А компания, делающая регулярные заказы фрилансеру из Украины, объявляет себя «международной».
И, разумеется, точно так же могут пускать пыль в глаза производители товаров. Например, компания из Костромы может писать в своей рекламе «Настоящее европейское качество!» и «Сделано в Европе» (что чистая правда – ведь Кострома и впрямь находится вовсе
Слова «натуральный» или «экологически чистый» на упаковках с продуктами в иных случаях означают всего лишь антисанитарию и отсутствие медицинского контроля – на эту тему даже был доклад на недавней всемирной конференции производителей мяса – равно как и слова «ручная работа» могут означать
Допустимо ли использование подобной манипуляции?
Допустимо ли использование подобного приёма рекламы? У меня не повернётся язык сказать «нет», но важно понимать пару вещей:
- Это хоть и не прямой обман, но и не чистая правда, так что подобные вещи могут оказаться опасными для репутации и стать поводом для насмешек
- Такая подача работает лишь там, где клиенты невзыскательны и доверчивы, и не станут придирчиво выяснять, в финал какого именно «конкурса красоты» вышла «фотомодель и киноактриса»
- Наконец, любому мало-мальски сообразительному человеку подобная подача мух в качестве слонов сразу даст понять, что реальных достижений у хвастуна нет
Поэтому лучше, конечно, в такие игры не играть, а обзаводиться достижениями реальными. Но порой, особенно на старте, такие вещи позволяют стартовать всё-таки
- Опасность в том, что результаты могут ведь и не появиться
Ну а если вы, леди и джентльмены, встречаете в рекламе громкие заявления, не подкреплённые фактами – считайте это поводом насторожиться, чтобы не попасться на удочку
Как защититься от этой манипуляции
Как я уже многократно писал, первый этап защиты от манипуляции – осознать, что Вами манипулируют или пытаются манипулировать.
Если кто-то пытается продать Вам себя – свой товар, свою услугу, себя как работника, партнёрство, объект для инвестиций – и пытается впечатлить Вас какими-то достижениями, важно понять, конкретны ли описания этих достижений?
Если человек рассказывает о международной награде, но не называет её, рассказывает об успехе фирмы на рынке, не проговаривая цифры оборотов и прибылей, упоминает какие-то другие свои достижения, но без деталей... Если он не приводит имён, дат, цифр, ссылок и т.п. – просто скажите ему, что это кажется Вам подозрительным. И потребуйте конкретики и доказательств.
- Отдельно хочу предупредить Вас – не ведитесь на фотографии вроде «Я рядом со Биллом Гейтсом» и не считайте их доказательствами успеха. После каждого публичного выступления любой известной персоны к ней выстраивается очередь желающих сфотографироваться рядом. Так что наличие у человека фотографии с Биллом Гейтсом может означать не то, что он дружит с создателем Microsoft, а лишь то, что он первым добежал до сцены, чтобы сделать фото и затем пускать Вам пыль в глаза
А дальше судите по результатам. Если конкретную информацию Вам не предоставили – полагаю, тут всё ясно. Если же Вам дали информацию – потратьте пять минут на то, чтобы проверить, действительно ли человек сделал то, чем хвастается, а также каков статус компании, конкурса, чемпионата или награды, впечатляют ли Вас «походы в горы» и т.п.
Имея на руках конкретную информацию, Вы сможете составить истинное впечатление о достижениях человека или компании, и не поддаться на манипуляцию.
А где Вам, уважаемый читатель, доводилось сталкиваться с такой подачей ничтожных достижений как высоких, с подачей мухи как слона?
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии