модель мотивации для длинных продаж
Евгений, добрый день!
Я тоже работаю в длинных продажах, автоматизация логистики.
На самом деле менеджерам трудно только вначале. Пока не пойдут закрываться их первые контракты. А потом каждый месяц закрываются контракты, начатые 6-24 мес. назад.
Мы не пробовали, но как вариант можно выплачивать менеджерам деньги с каждого оплаченного этапа заказчика. Например, у нас все договоры поэтапные, каждый этап примерно 1 месяц. Но опять же. Сам договор исполняется за 3-4 месяца. А "созревание" клиента от 6 до 24 месяцев.
Мы платим менеджерам средненький оклад и очень хорошие бонусы после закрытия договора.
IMHO: Оклад - это для менеджера демотивирующий фактор по определению. Т.е. достигает комфортного уровня - и останавливается. А фирма от остановки менеджера начинает проигрывать потихоньку... Да и вопрос размера оклада встает: сколько МРОТ нужно, чтобы: 1) быть в тонусе; 2) иметь з/п, о которой не стыдно сказать друзьям?
Без оклада ни один вменяемый менеджер работать не пойдет. Тем более в длинные продажи. Для длинных продаж требуется вообще специфические скилзы. Менеджер должен быть стайером, а не спринтером.
Оклад должен давать какие-то гарантии. У людей есть кредиты и т.д.
Для Москвы 30,000 - оклад вполне нормальный, который не даст умереть с голоду. За эти деньги можете требовать с менеджера рабочий процесс. А бонусы составляют примерно 10% от контракта и это где-то 100-200 тыс с контракта. И ОЧЕНЬ мотивируют.
Как вариант, одно время, я пробовал вычитать оклад из бонусов. Т.е человек гарантированно получает 30.000 в мес. Что бы ни случилось. Например, через 3 месяца закрывается его контракт с его процентом 250,000 тыс. Я вычитаю эти 3 месяца, 250,000 - 30,000 * 3 = 160,000 на руки. Тоже работает.
Ваша идея платить за промежуточные результаты вполне имеет право на существование и довольно неплохо работают в компаниях-разработчиках. Суть заключается в том, что процесс продаж разбивается на стадии и для каждой стадии определяется своя вероятность заключения сделки. Например:
1) Инициация переговоров. Вероятность сделки 0%
2) Коммерческая прелюдия. Вероятность сделки 5%
3) Поддержание контакта. Вероятность 10%
4) Подготовка КП. Вероятность 15%
5) Сопровождение КП. Вероятность 20%
6) Подготовка контракта. Вероятность 25%
7) Подписание контракта. Вероятность 50%
8) Сопровождение контракта. Вероятность 90%
Цифры вероятностей ориентировочные, для вашей сферы нужно вывести их эмпирическим путем. Далее на основе такой системы Вы сможете оценивать эффективность работы менеджеров по промежуточным итогам. Например, если у менеджера находится 10 клиентов на стадии "Поддержания контакта", то это означает, что один из них срастется.
Другой вопрос, как за это платить. Тут нужен некий отдельный бонус за выполнение планов по активностям. Это что-то вроде оклада, которого можно лишиться. Когда менеджер приходит на работу, ему ставится план на несколько месяцев вперед и описывающий сколько клиентов и на какой стадии у него должно быть к концу каждого месяца
Сергей, мысль интересная, но манагеры - народ ушлый. Они довольно быстро приспосабливаются ко всякого рода kpi и начинают эксплуатировать их с пользой для себя. Например, в вашем случае, можно взять абсолютно бесперспективного клиента и довести его до пункта 7. Особенно с гос. структурами легко получается. Им на работе не чем себя занять и они развлвекаются имитацией бурной деятельности в бесконечных переговорах, обсуждениях ,вылизываниях контракта, который никогда не будет подписан и т.д. Таких "клиентов" продажник может набрать обойму легко и получать деньги с каждого этапа. А ведь с настоящим клиентом именно на эти 7 пунктов и уходит год ожидания.
Поэтому мы отказались от такой идеи. Может по слабоумию, не смогли просто найти удачное решение :)
Сдается мне, что такую пропорциональность можно эффективно использовать, если: 1) ориентироваться на клиентов, которые "не имитируют"; 2) если грамотно определить эти самые пропорции, чтобы самый жирный кусок доставался после подписания контракта.
А если оперировать не вероятностями, а, скажем, долями бонуса, выраженными в процентах?
Т.е. вся сделка - 100%; установление контакта: 1%; продажа КП: 5%; продажа презентации: 10%; подписание контракта: 84%.
Плюс к тому взять на вооружение метод вычитания "предварительных бонусов" из "конечного бонуса". Далее можно определить стоимость "продажи этапа", и считать эти самые "предварительные бонусы".
Например: базовая сумма контракта (основа для расчетов): 100 000. общий базовый бонус менеджера (10%): 10 000.
стоимость установления контакта: 100р., кп: 500 р., презентации: 1 000 р.
Довел менеджер до конца сделку, и, скажем, раскрутил заказчика не на 100 000, а на 200 000 р. В итоге он получит свой общий бонус в размере 20 000 - (100+500+1000) = 18 400.
Что скажете?
Думаю все же не стоит платить 500 за каждое КП, они тогда действительно много настрочат. К моменту закрытия контракта платить окажется не с чего )
Согласен с Андреем, риск фрода всегда велик среди менеджеров. Полагаю, в Вашей сфере клиентов не так много и отследить выборочно реальную работу по ним не так и сложно. Вероятности тут нужны еще и для того, чтобы сами менеджеры понимали к чему они идут. Знаете, есть такая проблема у менеджеров: то густо, то пусто. А все потому, что получив "живого" и интересного по объемам клиента менеджер перестает нарабатывать новых и в итоге через полгода или год "проседает" и живет пару месяцев на один оклад.
У одного моего заказчика внедрена такая система - каждому клиенту в CRM в зависимости от стадии присваивают цветовой код - зеленый, желтый, красный и т. д. и по итогам месяца отслеживают количественные показатели по всем цветам. Т. е., например, одновременно в работе должны быть 50 зеленых, 15 желтых, 3 красных. При этом, цвет не остается прежним, если по контакту не было никаких активностей. Условия перехода одного цвета в другой всегда четко определены - это КП, контракт и т. д. Например, если клиент переведен на стадию "Подготовка контракта", но заказчик не подписал протокол разногласий в установленный срок, то карточка клиента автоматически меняет цвет. Только если ВСЕ "цветовые" нормативы выполнены менеджер получает бонус.
Понятно, что это железяка, и пытливый ум наверняка придумает методы обхода. Однако, практика показала, что лишь самые-самые новички склонны к изображению бурной деятельности в системе. Со временем они адаптируются и начинают видеть в этом инструмент
Звучит жизненно! Попробуйте, потом отпишитесь, что получилось.
А что, если клиент сорвется до подписания контракта?
Удерживать "промежуточные бонусы" из зарплаты? А как понять, что клиент сорвался? Ведь порой с ним, как с женщиной: "нет" означает "да, но позже" )))))
Платить менеджерам исключительно процент с продаж - абсолютно глупая затея. В этом случае менеджер принимает на себя часть предпринимательских рисков, от которых (по логике вещей) его должен "страховать" работодатель. Мне довольно часто доводилось видеть утопичные модели без окладов и каких-либо бонусов, исключительно на процентах. Почти всегда дело заканчивалось плохо - либо менеджеры "отваливались" через несколько месяцев, либо сам наобещавший несметные проценты предприниматель "тонул" в своих обещаниях и, опять же, менеджеры отваливались, только еще и с праведной обидой на "кидалово".
Речь в предложенной выше схеме идет о том, что результат складывается из совокупности активностей менеджера. При длинном цикле сделок менеджерам оказывается сложно увязать активности сейчас с деньгами через год. Именно поэтому необходимо использовать систему "поддержания штанов" и нужного уровня мотивации. Можно платить средние по рынку оклады, но тогда нужно предельно внимательно отбирать на входе только тех людей, которые способны работать долгое время самостоятельно и не требуют стимулирования из вне. А можно часть среднерыночной оплаты перевести в формат бонуса, для получения которого надо потрудиться. Например, менеджер в среднем хочет получать оклад 30 тыс. В таком кейсе мы ставим fix 15-20 тыс. и bonus 15 тыс.
Разумеется, уже заплаченные деньги ни откуда не вычитаются, это ваши инвестиции и ваши риски. Если менеджеры почувствуют, что вы все пытаетесь свалить на них, очень быстро уйдут. А некоторые и того круче - откроют такую же контору по соседству с вашей. Таких кейсов - миллион: жил менеджер на процент и делал все, и знал тоже все. В какой-то момент надоело работать "на дядю" и подумал: "А почему нет? Клиенты у меня есть, все тонкости знаю". Снял офис и начал "колбасить". А так как "бомбить" он скорее всего начнет свою базу, то если он был главным кормильцем фирмы, то все - сушите весла (С)
Доброго времени суток!
Вопрос чрезвычайно серьезный,сам столкнулся с подобной проблемой,
Продаем спецодежду премиум класса. специфика-сезонность,привлечение новых клиентов занимает от месяца до 3 лет.
отдел разбит на две группы:
1 активы - оклад выше среднего+высокий процент но только с первой сделки,потом предприятие уходит на обслуживание в группу пассивов
2 пассивы- средний оклад+средний процент(мотивирует удерживать и облизывать текущую базу)...
Добавлю, что схема должна быть проста, прозрачна и понятна продавцам. Это к вопросу о вычитаниях...
Просто не надо жадничать с процентом от сделки и оклад для поддержки штанов должен быть жизненным для Вашего региона. Продавцы - люди алчные до денег, пусть понимают правила игры.
Учитывая цикл сделки, можно понять насколько в рынке будет Ваше предложение если заработанные деньги поделить на месяцы. Можно сравнить с обзором зарплат для продавцов Вашего региона.
Да и ворону продаж никто не отменял, несмотря на специфику отрасли. Важно, чтобы яркая достижимая морковка была видна продающему персоналу.
С уважением,
Камушкин Дмитрий