В бою нельзя победить, обороняясь. Рано или поздно противник, владея инициативой, находит слабое место и наносит решающий удар. Главное преимущество инициативы на поле боя состоит в том, что нападающий имеет возможность приостановить атакующие действия для отдыха, прегруппировки и осознания удач и ошибок. Ответные атакующие действия не дают оппоненту такой возможности, приходится координировать свои оборонительные действия и расходовать на их осуществление ресурсы, так необходимые в атаке.
Представьте себе боксеров, один из которых только наносит удары, а другой лишь защищается, не нанося ударов в ответ. Несмотря на то, что атакующий в этой ситуации затрачивает значительно больше сил, у него есть возможность отступить и воспользоваться временем для их восстановления. Если атакующий анализирует свои ошибки и меняет стратегию и тактику, в обороне конкурента найдется слабое место, куда можно направить оставшиеся в распоряжении нападающего силы, и эта концентрация рано или поздно принесет победу.
Конкурентное взаимодействие в бизнесе, несмотря на внешнюю схожесть с поединком боксеров, имеет ряд принципиальных отличий:
В реальном бизнесе нет весовых категорий, спортивных разрядов и ограничения боя по времени.
Выходя на ринг, не стоит ждать того, что в противоположном углу окажется примерно равный Вам по квалификации, весу, возрасту, скорости реакции и выносливости противник.
Но самым главным фактором является время, ведь в конкурентном бою не дождешься гонга или остановки боя арбитром.
В условиях отсутствия ограничения боя по времени, конкурентная война может быть прекращена лишь по инициативе атакующей стороны, а потому по сути является борьбой на истощение ресурсов. Побеждает тот, кто получает доступ к большим ресурсам и расходует их меньше.
Если противники копируют действия, работают симметрично, победит тот, у кого больше сил. Слабая сторона может лишь дождаться гонга и не проиграть. В бизнесе сигнала к прекращению боя нет и не будет, а потому слабая сторона должна действовать ассиметрично, находя оборонительные и атакующие решения, позволяющие концентрировать скудные по сравнению с оппонентом ресурсы в нужном месте и в нужное время.
Понятие о симметричном и асимметричном ответе появилось во времена холодной войны. Впервые этот термин применил Михаил Горбачев после публикации США информации о Стратегической Оборонной Инициативе. Сегодня этот термин используется для обозначения нестандартного, оригинального ответа на действия оппонента.
(wikipedia)
Один из примеров ассиметричного ответа иллюстрирует случай из эпохи космического противостояния СССР и США, когда выяснилось, что в космосе делать записи шариковыми и чернильными ручками из-за невесомости практически невозможно.
Для того, чтобы справиться с этой проблемой, американцы изобретали и тестировали замысловатые конструкции чернильных и шариковых ручек. Советские космонавты в это время пользовались исторически проверенными карандашами.
Ассиметричный ответ позволяет сохранить силы для обороны и атаки.
Асимметричный ответ позволяет концентрировать ограниченные ресурсы в нужное время и нужном месте и делает возможными успешные действия против превосходящих сил противника.
Симметричный ответ втягивает Вас в своеобразную войну на истощение ресурсов, навязанную коллегами по рынку.
В современном открытом информационном обществе, как правило, нет никаких проблем в том, чтобы найти асимметричный ответ.
Проблема состоит в том, чтобы найти адекватный ответ, соответствующий возможностям компании. А потому ответ должен быть как можно более простым.
Возможно, что после подобных удачных действий и был рожден мем "все гениальное просто".
Несколько лет назад мне довелось присутствовать на совещании в одной из средних оптовых Компаний, занимающихся торговлей керамической плиткой. Речь шла о том, что на складе крупного конкурента находится большая партия ходовой позиции известного производителя, которая торгуется на 10 процентов ниже сложившейся на рынке стоимости.
Часть клиентской базы уже начала уходить к конкуренту, другая часть активно пользуется этой ситуацией в переговорах для того, чтобы снизить отпускную цену.
По оценкам специалистов, складского запаса крупному коллеге по рынку должно хватить для того, чтобы закрыть все потребности рынка в данной товарной позиции на начавшийся сезон.
В строительном бизнесе сезон должен кормить целый год, но это не самая большая проблема. Позволяя конкуренту совершить сделку с постоянным Клиентом, Компания рискует доходом, который могла бы получать в течении сезона, может быть даже нескольких лет, если постоянный клиент полностью переведет свои закупки к партнеру по рынку.
У Компании нет возможности снизить отпускную цену этой позиции на заводе для того, чтобы ответить симметричным снижением цены, потому что завод и так отпускает продукцию "по самой низкой вилке".
Каким может быть ответ в данной ситуации, коллеги?