Всем, привет-буфет, и много денег в обед!!!
Этот пост, я предлагаю изучить тому читателю, кто решил построить карьеру, как переговорщик, и достичь в ней значимых высот.
Для многих пользователей данного ресурса, уровня МАСТОДОНТЫ, не секрет, что я чокнутый немного )))
И вот мой приятель, меня заразил изучение Китайской культуры (Цивилизации) как катализатора переговорного процесса.
И, я вам скажу, что Китайцы, те ещё маги.
Кто, и как, интерпретирует под себя (под свой рынок, под свою ЦА) данные стратегемы, это второй вопрос.
Скажу, за себя. Клянусь. Очень даже работает. Я уже приступил к обкатке в применении.
Работает, и сильно развивает стратегическое, и критическое мышление.
Потом, в отдельном комментарии, я заострю на этом внимание.
А, пока, запасайтесь попкорном, кофе, сигаретами (или, чем вы, там травитесь) падайте в кресло, ловите текст, и смотрите кино.
На мой взгляд, тут много чего можно подчерпнуть, именно, для профессионального роста.
36 китайских стратегем. Китайская азбука конфликтного управления
Каждая культура, в соответствие со своими экономическими, политическими, историческими, географическими и т.д. особенностями, предпринимает особое программирование способа мышления своих представителей. При этом речь идет не об особенностях реакции "среднего" члена данного общества, данной культуры, но о распределении вероятностей в множестве возможных реакций на определенные раздражители внешней среды.
Реакции эти могут оказаться идентичными в разных культурах. Различия между культурами лежат не на уровне индивидов, а на агрегированном по сравнению с уровнем индивида уровне культуры. Именно на этом уровне можно статистически значимо показать, что вероятность некоей определенной реакции на некую определенную ситуацию в одной культуре больше, а в другой культуре меньше, и что частота выбора определенного ответа на идущее из внешней среды раздражение в одной культуре больше, а в другой меньше.
Различия в вероятности выражения определенных реакций на определенные раздражители в разных культурах и, соответственно, в частоте их появления приводит к выработке различного для разных культур субъективного отношения к различным образцам поведения - паттернам. Более редкие образцы поведения воспринимаются не так, как более частые: как правило, более часто встречаемые образцы поведения окрашиваются эмоционально и морально в позитивный и хороший "цвета" соответственно, а более редкие - в негативный и плохой.
Характерной особенностью китайской культуры является частое использование долгосрочного, стратегического, стратегемического поведения. Именно такие образцы поведения воспринимаются в Китае как положительные и хорошие. Как в США положительно воспринимаются крайний индивидуализм и стремление отдельного индивида к бесконечному росту, часто за счет других, точно так же в Китае примерами положительного и хорошего поведения является хитроумная комбинация, с помощью которой и достигается поставленная цель, и поддерживается социальная гармония.
Слово "стратегема" у нас употребляется крайне редко. Употребляется, как правило, слово стратегия: военная стратегия, стратегия проникновения на рынок, стратегия развития общества и т.д. В Китае же существует несколько столь же часто употребляемых иероглифов цзы, цзяо, моу, це, каждый из которых обозначает "стратегему". Первоначальная кодификация 36 стратегем была осуществлена еще во время правления династии Мин (1368-1644) и широко применялась тайными обществами - триадами - во время правления династии Цинь (1644-1911). В гоминдановском Китае Чан Кайши и в Китайской Народной Республике стратегемы получили крайне широкое распространение не только в военной науке, но и в политике, бизнесе, повседневной жизни.
Китайские стратегемы можно сравнить с русскими поговорками, содержащими в себе народную мудрость, но это будет принижением статуса, которым стратегемы обладают в Китае. Сейчас в Китае миллионными тиражами выпускаются даже комиксы (для детей), в которых наглядно иллюстрируется применение 36 стратегем. 138 иероглифов (36 стратегем) входят в в обязательный багаж знаний китайца, окончившего среднюю школу, и должны быть выучены наизусть. 36 стратегем входят в плоть и кровь китайской культуры и в значительной степени, что возможно даже не осознается самими китайцами, определяют образ поведения Китая на мировой арене.
Забегая вперед, крайне интересным является вопрос о классификации 36 стратегем. Из анализа метода классификации можно также почерпнуть кое-что о топологии китайского образа мышления. В простом перечислении стратегем с первой по тридцать шестую уже можно выделить 6 групп по 6 стратегем в каждой:
первая шестерка (стратегемы 1-6) включает в себя стратегемы для победы;
вторая (7-12) - для противника;
третья (13-18) - для нападения;
четвертая (19-24) - для запутывания;
пятая (25-30) - для соединения;
шестая (31-36) - для отступления.
Описание стратегем:
Стратегема 1 : "Обмануть императора для того, чтобы он пересек море" Смысл этой стратегемы - необходимость маскировать собственные цели. Происхождение стратегемы связано со следующей историей: засомневавшегося в необходимости переплывать море императора убежденные в необходимости этого путешествия приближенные пригласили отдохнуть в дом на берегу моря. Дом, который в действительности являлся замаскированным кораблем, отчалил, как только император заснул, и пересек море, преодолев тем самым сомнения "сына неба". Примером возможного применения может служить Германия, 29 раз переносившая в 1940 году дату нападения на Францию, что усыпило бдительность французов.ъ
Стратегема 2 : "Осадить государсто Вей для того, чтобы спасти государство Цзяо"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ахиллесовой пяты) заключается в возможности победы над противником с помощью непрямого воздействия на него путем создания опасности для одного из его назащищенных ключевых элементов или процессов. Происхождение стратегемы таково: в период феодальной усобицы IV века до н.э. армия государства Чи спасла своего союзника, государство Вей, терпящего осаду от неприятеля, государства Цзяо, осадив незащищенную столицу Цзяо, вынудив Цзяо тем самым поспешить на помощь столице и отказаться от продолжения осады Вей. Примером возможного применения могут служить введение эмбарго на ввоз зерна в СССР со стороны США после ввода войск в Афганистан.
Стратегема 3 : "Одолжить нож и убить человека"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой подставного лица) - необходимость учитывать возможность выведения противника из строя чужими руками, избегая при этом привлечь к себе внимание. Примером возможного применения является поддержка Советским Союзом в конце 70-х гг. Вьетнама, который в то время стремился подчинить себе Камбоджу. Поддерживая Вьетнам, СССР осуществлял с его помощью контроль над транспортными путями между Тихим и Индийским океанами. Однако наиболее известным примером применения этой стратегемы стала остановка Сталиным наступления Советской Армии 1 августа 1944 на Варшаву с целью использования немецких войск для разгрома прозападного восстания в Варшаве.
Стратегема 4 : "Находясь на отдыхе, ожидать истощенного врага"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изнурения противника) заключается в поиске путей к измождению (сильного) противника. Происхождение этой стратегемы связано с историей происхождения стратегемы 2: после того как войско государства Цзяо начало поспешное возвращение назад для спасения своей столицы, командовавший войском государства Чи генерал, выбрав заранее место для засады, в течение нескольких дней незаметно "обживал" это место, ожидая подхода уставшего во время долгого марша и растянувшегося в походную колонну войска государства Цзяо, чтобы нанести ему сокрушительное поражение.
Примером возможного применения может служить заманивание неприятеля вглубь России для последующего разгрома, например, под Москвой в 1941 году или во время стояния в Москве и при бегстве из нее в 1812 году.
Стратегема 5: "Воспользоваться пожаром для ограбления"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой стервятника) - необходимость извлекать выгоды и преимущества из проблем противника, рассматривать возможности нападения на испытывающего затруднения контрагента.
Примером возможного применения может служить навязывание Францией разоренному после первой опиумной войны Китаю Хуангпусского договора (1844), по которому Франция получила многочисленные преимущества в разнообразной деятельности на территории Китая, а также навязывание Россией разоренному теперь уже после второй опиумной войны Китаю Пекинского договора, по которому России перешли территории восточнее реки Уйгури. Также нападение СССР на Японию в 1945 году и присоединение к СССР Южно-Курильской гряды рассматривается китайцами как пример применения стратегемы 5.
Стратегема 6 : "Поднять шум на востоке, напасть на западе"
Смысл этой стратегемы (называемой еще стратегемой отвлекающего маневра) заключается в необходимости использования ложных атак и отвлекающих маневров для маскировки направления главного удара. Даже библейская история о иерихонских трубах толкуется китайскими исследователями в смысле стратегемы 6: обходившее в течение 6 дней подряд город и трубившее в трубы войско заглушало тем самым работу саперов по подрыву стен осажденного Иерихона.
Примером возможного применения может служить распространенная во время подготовки вторжения в Египет в 1798 году Наполеоном информация о готовящейся переброске французского флота из Средиземного моря к побережью Ирландии. В ответ на это английский адмирал Веллингтон сделал непроходимым для судоходства Гибралтарский пролив, чем и воспользовался Наполеон, чья цель была отвлечь английский флот от французских средиземноморских коммуникаций.
Стратегема 7: "Создать что-то из ничего"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой творческого преувеличения) состоит в необходимости инсценировки фантомов, предлагающих противнику сильно отличающееся от действительного описание реальности. Примером может служить примененная однажды в гражданской войне бессмертным героем анекдотов Василием Ивановичем следующая тактика: обскакав холм с одной стороны, эскадрон во главе с Чапаевым наткнулся на белых и отступил за холм, показался на вершине холма и отступил, показался с другой стороны холма и отступил. Приняв эскадрон Чапаева за три разных эскадрона и предположив, что за холмом готовится к атаке целый кавалерийский полк, белые отступили.
Стратегема 8: "Тайно отправиться в поход на Ченцанг"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой обходных путей) заключается в необходимости скрывать за каким-то нормальным, привычным, ортодоксальным действием нечто ненормальное, необычное, неортодоксальное, то, что не ожидается контрагентом. Происхождение этой стратегемы связано с историей возникновения во II веке до н.э. династии Хань: один из претендентов на императорский трон послал небольшую часть своего войска ремонтировать разрушенные мосты через ущелье, а сам тайно направился в Ченцанг, область, позволявшую ему выйти в тыл другого претендента и разгромить его.
Примером применения этой стратегемы может служить процесс проведения открытия "второго фронта" союзниками во Второй мировой войне: союзники, делая вид, что готовят высадку в районе Кале, и вынудив немцев сконцентрировать там свои основные силы, высадили там лишь три парашютно-десантные дивизии, тогда как основная переправа была организована в район Нормандии.
Стратегема 9: "Наблюдать огонь на противоположном берегу реки"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ожидающего невмешательства) - необходимость казаться безучастным по отношению к критической ситуации в лагере противника, воздерживаясь от поспешных действий(7) и ожидая развития ситуации в благоприятном для себя направлении для того, чтобы вмешаться лишь тогда. Происхождение этой стратегемы связано с войнами периода развала империи династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): во время одной из битв на Янцзы, в которой сошлись все три возможных претендента на наследство империи, армии государств Вей, Ву и Шу Хань, войско государства Шу Хань наблюдало со своего берега реки пожары в лагере войск двух других государств, сопровождавшие битву двух армий этих государств на другом берегу, но вмешалось только тогда, когда победа была гарантирована одной из сторон, и сделало это таким образом, что плоды победы достались в основном государству Шу Хань. Примером применения этой стратегемы может служить политика мюнхенского сговора, проводимая США, Англией и Францией накануне Второй мировой войны и направленная на сталкивание СССР и Германии с целью взаимного уничтожения СССР и Германии и получения вытекающих из этого преимуществ. Необходимо заметить, что стратегема 9 часто применяется перед стратегемой 5.
Стратегема 10: "Прятать за улыбкой кинжал"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой двуличия) заключается в необходимости утаивания коварных замыслов за льстивыми речами и правильными фразами. Происхождение этой стратегемы связано с одним из придворных китайского императорского двора VII века н.э., которому приписывают любезное обхождение со всеми, даже с противоречившими ему людьми. Однако легенда также гласит, что любого, смевшего ему противоречить, ждало ужасное будущее. За примерами применения этой стратегемы долго ходить не нужно. Каждый из нас достаточно, часто хоть раз в жизни, но сталкивался с подобным двуличием. В Китае оно допускается в рамках применения стратегемы 10.
Стратегема 11: "Сливовое дерево погибает вместо персикового"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой "козла отпущения") заключается в том, что необходимо учитывать возможность принесения в жертву кого-нибудь (может быть даже себя самого) для спасения себя (или иных важных действующих лиц). Первое упоминание этой стратегемы встречается в балладе времен правления династии Хань (206-220 до н.э.): когда на корни персикового дерева напали муравьи, растущее рядом сливовое дерево накрыло своими корнями корни персикового и тем самым спасло его. Само сливовое дерево при этом погибло.
Примером возможного применения является модернизация Китая в период после 1979 года: частичная потеря независимости экономикой Китая в результате создания многочисленных хозяйственных связей с Западным миром рассматривалась Китаем как сливовое дерево, которое должно было погибнуть для того, чтобы персиковое дерево - действительная реализация в Китае плана модернизации - могло жить дальше.
Стратегема 12: "С легкой душой увести овец"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой неупущения шанса) можно видеть в необходимости (без впадения в гамлетовские сомнения) не "выгонять" удачу, если она "постучалась в двери". Само образное выражение возникло в XII веке н.э. и связано с легендой о путнике, встретившим заблудившуюся овцу и не прошедшим мимо, но взявшим ее с собой.
Примером легкости, с которой в Китае применяется эта стратегема, может служить критика в китайской прессе недостатков имплицитных моделей карьеры некоторых китайских руководителей: при работе с молодежью они иногда предпочитают продвигать по службе середнячков, согласных со всеми и вся и не создающих при работе с ними особых сложностей. Карьерный рост подобных молодых специалистов соответствует стратегеме 12.
Стратегема 13: "Бить палкой по траве, чтобы вспугнуть змею"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой провокации) заключается в возможности использования косвенных угроз противнику. Происхождение стратегемы связано с коррумпированным чиновником Х века н.э., получившим жалобу большого числа людей на своего столь же коррумпированного секретаря: прочитав жалобу и крайне испугавшись, чиновник стал, как змея, напуганная ударами палки по траве, не способен на дальнейшие противоправные действия.
Примером применения этой стратегемы может быть использование слогана "Пусть распустятся сто цветов" в Китае в 1957 году: с помощью допущения большей свободы слова - "удар палкой по траве" - были выявлены несогласные с политикой КПК - "змеи", элиминированные затем в период "культурной революции".
Стратегема 14: "Воспользоваться телом умершего и вернуть душу"
Смысл этой стратегемы (называемой также либо стратегемой обновления фасада, либо стратегемой птицы Феникс) заключается в возможности использования новых организаций, процессов, людей и т.д. для продолжения прежней политики. Впервые эта стратегема упоминается в драме эпохи династии Юань (1271-1368), рассказывающей о том, что умерший и попавший в загробный мир человек понадобился на этом свете буддийскому святому, который, пытаясь вернуть этого человека, выяснил, что его мертвое тело давно было сожжено на поминальном костре. Так как святому этот человек был крайне необходим, то он взял тело другого умершего и поместил в него душу нужного ему человека.
Примером возможного применения может служить возрождение и использование в 1947 году Мао Цзэдуном сконструированных за полвека до этого основателем Гоминдана д-ром Сунь Ятсеном принципов возрождения Китая (национализм, демократия и обеспечение уровня жизни народа): наполнив их ("тело умершего") коммунистическим содержанием ("душой") с помощью комментариев, он использовал их как средство привлечения в ряды КПК многих интеллектуалов.
Стратегема 15: "Вынудить тигра спуститься с горы"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изолирования) заключается в необходимости рассматривания возможности захватить или ослабить противника, удалив его от "родных" ему людей и обстоятельств. К VII веку до н.э. относится изречение мудреца, гласящее, что если тигр или леопард, покинув свое убежище, приблизятся к людям на равнине, то станут их легкой добычей, оставаясь же в своем горном убежище, они будут по-прежнему внушать людям страх . Примером попытки применения стратегемы 15 может служить предложение талибов, прозвучавшее после 11 сентября 2001 года, судить Усаму бин Ладена в мусульманской стране судом шариата: необходимость покинуть правовое пространство англосаксонского мира и заниматься сложными проблемами права в пространстве с незнакомыми юридическими нормами легко может заставить США выглядеть в этом случае, как "корова на льду".
Стратегема 16: "Захватить неделанием"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой игры в "кошки-мышки") может быть увиден в том, чтобы, не предпринимая никаких враждебных действий против поверженного врага, добиться тем самым его внутренней признательности и, следовательно, более прочной покорности. Происхождение этой стратегемы связано с борьбой китайской армии в III веке н.э. с населяющими южные районы современного Китая народами: 7 раз подряд побеждал в сражении и отпускал с миром "южного" генерала китайский полководец, добившись в итоге его внутреннего смирения и подчинения южных территорий Китаю без необходимости размещать там войска.
Примером применения может служить тактика Ирана в переговорах с США по поводу захваченных в Ливане в 1986 году американских заложников. Ответив решительным отказом на первоначальное предложение США, Иран не сделал то, что от него ожидали США, добившись тем самым впоследствии от США значительно больших уступок.
Стратегема 17: "Обменять кусок щебня на драгоценный камень"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой наживки) заключается в необходимости видеть и использовать возможности обмена сравнительно малых преимуществ для контрагента на сравнительно большие преимущества для применяющего стратегему. Одна из версий возникновения этой стратегемы, относящаяся к времени господства в Китае монгольской династии Юань (1271-1368), очень романтична и связана с флиртом: женщина, обращаясь со словами упрека к понравившемуся ей мужчине, который также непрерывно смотрит на нее, бросает в него в переносном смысле щебень, получая взамен, если мужчина обрадуется этому упреку, как возможности начать разговор, драгоценный камень - более близкое знакомство с мужчиной.
Примером возможного применения может служить известный троянский конь: ничего не стоящая деревянная фигура лошади, "подаренная" греками троянцам, принесла грекам "драгоценный камень" - победу над Троей
Стратегема 18: "Для разгрома банды убить атамана"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой рычага Архимеда) заключается в необходимости поиска и давления на ключевые места контрагента для достижения своих целей с наименьшими затратами сил и энергии. Рождение этой стратегемы связано с бессмысленной войной Китая в Тибете в эпоху династии Танг (618-907): известный китайский поэт Ду Фу (712-770), перенесший при жизни - в том числе из-за этой войны - множество страданий, критикует действия "сына неба", потратившего по причине некой прихоти сотни тысяч человеческих жизней на борьбу за не имеющий никакого стратегического значения провинциальный городок, призывая его сконцентрировать свои усилия на действительно важных стратегических операциях, могущих быстро закончить войну и прекратить бессмысленное человекоубийство.
Использование этой стратегемы может быть мягким и жестким: жесткое применение направлено на физическое устранение лидера, мягкое - на влияние и изменение образа мыслей и чувств лидера противника. Примеры жесткого варианта применения этой стратегемы достаточно многочисленны: например, казнь Пугачева или Разина могут быть рассмотрены именно в свете данного применения, примером мягкого применения может служить подчинение российской элиты начала 90-х гг. прошлого века идее "общечеловеческих" ценностей.
Стратегема 19: "Убрать дрова из-под жаровни"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой отвода энергии) заключается в поиске возможностей "задушить в зародыше" действия противника. Так же, как и стратегема 2, стратегема 19 связана с выявлением слабых мест и воздействием на них, но если первая делает это, выявляя "объективные" слабинки, то вторая пытается, прервав каналы подпитки, сделать сильное место противника его слабым местом. Подобие этой стратегемы упоминается уже в III веке до н.э. в контексте профилактики болезней: правильное использование стратегемы 19 делает ненужным лечение, так как профилактически не допускает болезни.
Примером возможного применения могут служить США, в 90-х годах прошлого века стабильно не платившие членские взносы в ООН (на 1999 год сумма долга достигала $1,7 млрд.), в значительной степени добившись тем самым ограничения возможностей ООН для эффективных действий. США использовали эту же стратегему и в 80-е годы прошлого века, добившись согласия Саудовской Аравии играть на понижение мировой цены нефти (выбрасывать на мировой рынок большие объемы сырой нефти по низкой цене) в тот момент, когда ввязавшемуся в "звездные войны" СССР срочно требовались большие поступления валюты для закупки многочисленных связанных с этим этапом гонки вооружений высоких технологий.=
Стратегема 20: "Ловить рыбку в мутной воде"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой хаоса) заключается в возможности преднамеренной организации беспорядков в стане противника с целью создания благоприятной ситуации для достижения собственных целей. Отличие от стратегемы 5 заключается здесь в различии сценариев: не сам контрагент (как в стратегеме 5), но его окружающая среда находится в ненормальном состоянии. Такой способ рыбной ловли широко использовался в средние века: в мутной воде рыбе сложнее отличить наживку от безопасного корма . В качестве примера возможного применения можно назвать "поспешное" принятие в 1997 году в еще управляемом Великобританией Гонконге закона о правах человека, противоречащего конституции этой страны. С точки зрения китайских аналитиков, это было вызвано желанием использовать стратегему 20 для создания хаоса в правовой системе Гонконга после передачи его КНР. Другим примером может служить создание поддерживаемой (проамериканским?) Фондом Карнеги Евразийской партии как противника дугинскому неоевразийству в современной России - с целью создания идеологической неразберихи в этом потенциально крайне мощном движении.
Стратегема 21: "Цикада выскользает из своего блестящего облачения"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изменения фокусировки) заключается в возможности преднамеренного перенаправления внимания контрагента на нечто второстепенное для маскировки действительных действий по выходу из критической ситуации. Цикада, выходя из своей оболочки, хотя и производит шум до 100 децибел на расстоянии до 1 метра, благодаря способности к мимикрии оставляет видимой только свое прежнее облачение, совершенно растворяясь сама на фоне окружающих растений. Первое упоминание стратегемы связано с одним из государственных деятелей эпохи поздней Хань (25-220), хотя и стремившегося к "абсолютной свободе", но несшего придворную службу: в одном из своих философских стихотворений он сравнивает бренное человеческое существование с блестящим облачением цикады, а устремленного в высшие сферы человека с самой цикадой. Примером возможного применения этой стратегемы может служить даже вовремя принесенное извинение: например, бывший госсекретарь США Олбрайт, признав в 1998 году, что поддержка Пиночета была грубейшей ошибкой американской администрации, привлекла всеобщее внимание к самому факту извинения, умолчав о возможной ответственности еще живущих американских чиновников, "отвечавших" за приход Пиночета к власти.
Стратегема 22: "Закрыть дверь и задержать вора"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой окружения) заключается в необходимости последовательно действовать при задержании ослабленного противника: сперва требуется исключить возможность его выхода из его ослабленного состояния для того, чтобы он внутренне был готов к поражению (и не пытался в последней схватке увлечь за собой в смерть самого применяющего стратегему), и лишь затем нападать. При этом важно учитывать, что противник заведомо не должен быть даже приблизительно равен по силе применяющему стратегему, так как в случае равенства сил исход попытки "задержания вора" после "закрытия двери" малопредсказуем. В военных трактатах китайских аналитиков XVI века н.э. под "вором" понимаются диверсионные группы контрагента. Видимо именно борьбой с подобными группами и объясняется происхождение самой стратегемы. Как и стратегемы 3 и 28, стратегема 22 не прибегает к поэтическому описанию, показывая, каким образом следует действовать. Примеры ее возможного применения могут быть взяты из повседневной жизни: так "Энциклопедия чрезвычайных ситуаций" в случае обнаружения в квартире вора советует закрыть дверь снаружи и звонить в милицию от соседей.
Стратегема 23: "Заключив договор с дальними (соседями), напасть на ближних"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой гегемонии) заключается в необходимости внесения раскола в ряды противников с помощью заключения временного союза с дальними соседями. Впервые эта стратегема была рекомендована к применению в III веке до н.э. советником государства Цзин: постепенно расширяя свою территорию за счет ближних соседей и добиваясь при этом нейтральности дальних, это государство объединило к 221 году до н.э. весь Китай.
Примером возможного применения может служить основанная на тезисах Мао Цзэдуна китайская внешняя политика по отношению к СССР с начала 70-х гг. ХХ века и до 1991 года (с точки зрения Мао Цзэдуна к первому миру принадлежали СССР и США, ко второму - страны Восточной и Западной Европы, а также Канада, Австралия и Япония, к третьему - страны Азии, Африки и Латинской Америки, между мирами и внутри них существовали противоречия, которые надлежало использовать, а основным врагом Китая был первый мир): так как из двух сверхдержав первого мира более близкой, и следовательно, более опасной был СССР, то Китай, начиная с визита в Пекин в 1972 году президента США Никсона и до 1991 года, последовательно проводил политику в соответствии со стратегемой 23.
Стратегема 24: "Использовать дорогу через Ю для нападения на Гуо"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой двойной цели) заключается в возможности прибегнуть к убеждению контрагента в необходимости совместных действий для достижения некой желаемой контрагентом цели, а затем использовать совместные действия для достижения уже собственной, не отвечающей (или даже противоположной) интересам контрагента цели. Происхождение стратегемы 22 связано с нападением государства Цзин на государство Гуо в 658 и 655 годах до н.э.: принеся большие дары (в том числе - огромный бриллиант) государству Ю, правитель государства Цзин получил в 658 году до н.э. возможность использовать для нападения на Гуо дорогу через Ю. В нападении участвовало также войско Ю. Повторив богатые приношения государству Ю через 3 года (в 655 году до н.э.) для повторного использования дороги через Ю для нападения на Гуо и окончательно покорив это государство (Гуо), войско государства Цзин на обратном пути разорило также государство Ю, вернув в качестве трофеев и свои прежние дары (в том числе - и огромный бриллиант).
Примером возможного применения может служить вмешательство США в европейские дела на протяжении ХХ века: во время Первой мировой войны Англия и Франция (Ю), напуганные военными успехами Германии и Австро-Венгрии (Гуо) попросили США (Цзин) о помощи. Оказав эту помощь, США вывели свои войска из Европы. Повторение истории во время Второй мировой войны привело к тому, что после победы над Германией (Гуо) США (Цзин) оставили свои войска не только в Германии (Гуо), но и в Англии и во многих других европейских регионах (Ю), получив тем самым в руки важный инструмент защиты американских глобальных (национальных?) интересов. Другим примером является (на правах политкорректной гипотезы) начавшаяся в 2000 году дружба Китая с Россией против США - как логичное продолжение предшествовавшей китайской политики в соответствии со стратегемой 23.
Стратегема 25 : "Украсть несущие конструкции и заменить опоры".
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой удаления ядра) заключается в возможности изменения содержания без изменения внешней формы. Происхождение этой стратегемы связано с описанием физической силы последнего императора династии Шанг (иное название Йин) (XIV-XII век до н.э.), который мог, как утверждает легенда, держа крышу дома на плечах, менять его опоры.
Примером возможного применения данной стратегемы может служить, на взгляд китайских специалистов, использование терминов "мировая общественность", "цивилизованное общество" и т.д. западной цивилизацией: со стратегемической точки зрения при употреблении подобных выражений "крадутся несущие конструкции и меняются опоры", так как часть (цивилизация Западного мира) выдается за целое (все цивилизации планеты). В качестве другого примера может быть приведена миграционная политика США, привлекающая способных людей со всего земного шара и улучшающая тем самым качество человеческого капитала США, что одновременно ухудшает качество этого же капитала всех остальных стран мира, то есть не меняя форму государственных границ, меняет человеческое наполнение последних.
Стратегема 26: "Бранить шелковицу, а метить в акацию"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой косвенной критики) связан с символическими значениями акации и шелковицы в китайской культуре: акация, начиная с конца XI века до н.э., сажалась во дворе императора и, хотя не имела большого экономического применения, символизировала высшие слои общества; шелковица, дававшая лучшую пищу для шелкопряда и широко использовавшаяся простым народом в хозяйственной жизни, символизировала людей, не связанных с высшими кругами.
Примеры применения стратегемы 26 достаточно многочисленны, так как велико число ситуаций, в которых эта стратегема может применяться: 1) в силу статуса или положения критикуемого прямая критика опасна, но должна быть выражена; 2) критикуемый, обладая ярко выраженным чувством собственного достоинства и стараясь самостоятельно исправлять свои ошибки, может быть обижен прямой критикой; 3) прямая критика только усугубит ошибки критикуемого. "Ревизор" Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина, "Котлован" Платонова, "Один день Ивана Денисовича" Солженицына и т.д. могут быть восприняты в согласии со стратегемой 26.
Стратегема 27: "Играть роль болвана, не сходя с ума"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой невинной овечки) заключается в возможности сознательного разыгрывания слабости и недееспособности. Несмотря на то, что стратегема упоминается уже в имеющем более чем 2500-летнюю историю трактате "Искусство войны мастера Суна" (разыгрывать неспособность несмотря на имеющуюся способность) современный вид стратегема 27 приобрела относительно поздно - в период правления династии Тань; проведенная в этот период частичная инвентаризация китайских классических знаний придала стратегеме ее сегодняшний вид. Примером возможного применения может служить разыгранная советником американского президента по безопасности Киссинджером в 1971 году в Пакистане болезнь желудка: удалившись с политической сцены на два дня якобы для восстановления от болезни, Киссинджер на самом деле летал в это время в Китай для проведения переговоров о визите в 1972 году в Китай президента США Никсона.
Стратегема 28: "Заманив на крышу, убрать лестницу"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой безвыходности) заключается в возможности увеличить свои силы за счет рефлексивного использования внутренних резервов в кризисной ситуации. Впервые эта стратегема описывается в VI веке до н.э. в трактате "Искусство войны мастера Суна" и объясняется в IV веке в трактате "Искусство войны мастера Ву": каждая битва есть "кровь, страдания и смерть", но войско, готовое к борьбе не на жизнь, а на смерть, скорее останется в живых, нежели войско, желающее лишь выжить.
Примером возможного применения данной стратегемы может служить ведение сложных переговоров с использованием случаев из жизни Конфуция (ученика, идущего к мастеру, у городских ворот спросили, не тот ли Конфуций муж, что знает, что то, что он проповедует, невозможно, и тем не менее продолжает делать то, что он делает, то есть не теряет мужества): если в разговоре с китайцем, излагая сложный вопрос, сопроводить его подобной фразой и сослаться на Конфуция, то это может подействовать на собеседника обезоруживающе и привести к тому, что он приставит к "крыше" новую "лестницу" и поможет дойти до цели.
Стратегема 29: "На дереве распустить цветы"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ремонта фасада) заключается прежде всего в возможности скрыть устаревшее, требующее обновления содержание за обновлением формы. Происхождение этой стратегемы сложно датировать, однако в одном из романов XIV века н.э. упоминается народный праздник, связанный с украшением цветами холмов и растущих на холмах деревьев.
Примером возможного применения этой стратегемы могут служить знаменитые "потемкинские деревни", сооруженные по приказу князя Потемкина-Таврического во время визита в 1787 году Екатерины II в покоренный в 1783 году Крым. Вдоль дороги, по которой проходило путешествие императрицы, были "воздвигнуты" деревни, состоящие из раскрашенных фасадов, в которых переодетые крестьянами военнослужащие изображали сельскую жизнь.
Стратегема 30: "Превратить роль гостя в роль хозяина" Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой похищения трона) состоит в необходимости поиска способа превратиться из реагирующего на ситуацию в проактивно конструирующего ситуацию в некоей конкретно обозначенной области. Первое упоминание этой стратегемы в современном значении относится к IV веку до н.э.: под хозяином понимается армия, заранее занявшая позицию, как правило - на собственной территории, под гостем - нападающая армия, как правило вторгающаяся в чужие пределы. Примером возможного применения этой стратегемы могут служить действия манджурских правителей в период смены династий в середине XVII века н.э.: после захвата Пекина крестьянскими повстанцами и самоубийства последнего императора династии Минь в 1644 году охранявший северные рубежи Поднебесной и сам мечтавший об императорском престоле генерал вошел в коалицию с манджурами и пригласил их участвовать в освобождении столицы от бунтовщиков, что со стороны генерала было ошибкой, так как, захватив столицу Китая и подавив крестьянское восстание, манджуры объявили о создании собственной династии Цинь (1644-1911).
Стратегема 31: "Стратегема прекрасной женщины"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой коррумпирования) заключается в том, что стратег может (и должен) использовать человеческие слабости для достижения своей цели. Изречение III века до н.э., описывающее эту стратегему, не делает разницы между красивым мужчиной и красивой женщиной и говорит о том, что красивый мужчина может способствовать тому, что повелитель противника прогонит своего старого верного слугу, красивая женщина может привести к тому, что повелитель противника не услышит предостережения своего старого верного советника. Эротическое применение стратегемы 31 весьма широко распространено: от рекламы различных товаров до искусной политики бракосочетаний, но сама стратегема не ограничена только этим: коррумпировать можно властью, деньгами, имуществом, объектами искусства, знаниями и т.д. Основная задача состоит в том, чтобы привести противника в бездеятельное состояние. Например, монополизация распространения образцов поп-культуры с помощью завораживающих картинок масс-медиа может быть рассмотрена именно в этом контексте.
Стратегема 32: "Стратегема пустого города"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой открытых дверей) заключается в необходимости озадачивания более сильного противника возможностью засады. Происхождение этой стратегемы связывают с одним из эпизодов борьбы за наследство империи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): оказавшийся в силу превратностей судьбы в небольшом укрепленном местечке с 2500 солдатами и узнавший о готовящемся на этот городок нападении 250 000 солдат войска государства Вей многоопытный и всегда предусмотрительный полководец государства Шу Хань, приказал открыть настежь крепостные ворота, убрать охрану со стен и накрыть ему на видном отовсюду холме обеденный стол. Увидевший все это генерал противника, не поверив в пустоту города и опасаясь засады, решил действовать крайне осторожно и медленно, что и было необходимо отряду Шу Хань для отступления.
Многие китайские аналитики считают, что США (в частности, а западный мир в целом) применяет стратегему 32: одновременное военное или экономическое вмешательство США (или западного мира) в дела многих регионов планеты невозможно. Другим возможным примером применения этой стратегемы может служить на взгляд китайских аналитиков стояние на реке Угре в 1480 году: после многих месяцев стояния московский великий князь Иван III приказал начать отступление. Полководец Золотой Орды, опасаясь подвоха, также отступил - период подчинения Московского великого княжества Золотой Орде закончился.
Стратегема 33 : "Стратегема сеяния раздора"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой шпионажа) заключается в возможности использовать против противника шпионов всех видов с целью раскола вражеских коалиций и игры на внутренних противоречиях в стане контрагента. Теория шпионажа впервые была описана в Китае более 2500 лет тому назад в трактате "Искусство войны мастера Суна" в главе, посвященной тайным агентам. Здесь же впервые упоминается и стратегема 33.
Примером возможного применения этой стратегемы может служить лозунг Римской империи "разделяй и властвуй". Другим примером может быть политика Англии по отношению к Европейскому континенту на протяжении последних двух веков, в течение которых Англия поддерживала то Германию, то Францию. В качестве еще одного примера (на правах гипотезы) можно привести попытку США разделить коалицию стран, придерживающихся концепции "многополярного мира", после терактов 11 сентября 2001 года: необходимость немедленного выбора между "антитеррористической" коалицией во главе с США и открытым противостоянием этой коалиции внесла раскол в ряды сторонников "многополярной" концепции, сыграв на имеющихся между ними противоречиях.
Стратегема 34: "Стратегема самострела"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой самоуничижения) заключается в возможности нанесения применяющим стратегему 34 самому себе ранений, как моральных, так и физических, с целью либо, сыграв на сочувствии окружающих, получить поддержку, либо, показав себя слабым и добившись того, чтобы противник расслабился, напасть на него. Первое упоминание этой стратегемы встречается в театральной постановке XIII века н.э. и связано с историей борьбы трех государств за наследство династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): для того, чтобы убедить полководца государства Вей в необходимости борьбы на определенной местности, к которой тот не был готов, применяющий стратегему полководец государства Ву, договорившись заранее со своим известным генералом, приказал жестоко наказать того и унизить его семью, чтобы у генерала был повод перебежать в армию противника и, перебежав, своими оценками ситуации создать у полководца противника убеждение в возможности относительно легкой победы при сражении на неудобной для армии Вей местности. Этот план сработал, и хотя генерал в результате наказаний был покалечен, государство Ву одержало важную победу над государством Вей.
Примером возможного применения этой стратегемы могут служить распространенные со времен Махатмы Ганди голодовки протеста, применявшиеся Ганди как эффективный политический инструмент гражданского неповиновения.
Стратегема 35 : "Стратегема последовательности"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой синэргетики) заключается в необходимости поиска возможностей либо для связывания элементов контрагента таким образом, чтобы они ограничивали подвижность друг друга, либо для совместного использования нескольких стратегем, направленных на достижение одной и той же цели. Происхождение и этой стратегемы связано со смутным временем после распада империи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): сумев убедить с помощью специально подготовленных перебежчиков и иных хитростей полководца противника в том, что его люди не будут страдать от морской болезни, если жестко закрепить корабли друг возле друга, применявший стратегему полководец добился уничтожения всего флота контрагента с помощью только нескольких кораблей-брандеров.
Примером возможного применения может служить высказывание китайского премьер-министра на встрече с германским министром охраны окружающей среды в 1992 году: на обвинения немецкого коллеги в несоблюдении прав человека китайский премьер заметил, что предоставление прав человека в полном объеме всему китайскому народу возможно, однако задал одновременно вопрос, готова ли Германия принимать до 15 миллионов китайских мигрантов в год и заботиться о них, добившись тем самым того, что неприятный для китайской стороны вопрос о соблюдении прав человека в Китае больше не обсуждался. Китайский премьер применил здесь две стратегемы: стратегему 2 и стратегему 19, - нащупав самое слабое место в логических построениях немецкого министра (стратегема 2), китайский премьер лишил паруса рассуждений немецкого коллеги о правах человека всякого попутного ветра (стратегема 19).
Стратегема 36: "Бегство - лучшее оружие в безвыходной ситуации"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой отступления) говорит о том, что в сложной не дающей шансов на победу ситуации отступление может быть лучшим вариантом действий. Происхождение данной стратегемы связано с неким курьезным случаем периода смут между падением династии Хань (220 н.э.) и воцарением династии Тань (618): готовивший восстание против своего князя придворный, будучи самонадеянно уверенным в успехе своего предприятия и считая, что никакая стратегема не сможет его остановить, издевательски заметил, что для князя и его детей наилучшей стратегемой будет бегство. И действительно, бежавший князь сумел организовать сопротивление, подавить бунт и казнить придворного.
Примером возможного применения этой стратегемы может служить "Длинный марш" китайской Красной Армии (1934-1936): отступая под ударами Гоминдана и неся большие потери (из 86 тыс. человек, отправившихся в поход, в конце пути осталить только 4000), китайские коммунисты прошли более 10000 километров, пересекли 34 реки, 18 горных массивов и 11 провинций и достигли цели, избежав окончательного разгрома. "Не потерпеть поражение - уже означает победить" - эта широко распространенная в Китае максима может служить философской основой стратегемы 36.