24 мая 2024 19:15
Какой будет новая налоговая система в России: Госдума утвердила 13 важных пунктов
Госдума утвердила рекомендации по более справедливой налоговой системе
Скоро налоговая система в России изменится – она станет более справедливой. Такую задачу еще в феврале поставил президент в своем послании Федеральному собранию.
И вот на этой неделе – 20 и 23 мая – в Госдуме прошли слушания, посвященные новой системе. До этого в Минфине долго работали над ее основными положениями. Поэтому тон на парламентских слушаниях задавал глава Минфина Антон Силуанов – именно он рассказывал подробности и выслушивал предложения депутатов, экспертов, бизнесменов.
- Перераспределение налогов должно происходить таким образом, чтобы налоги тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, можно было перераспределять в пользу тех, кто больше нуждается, с одной стороны. И с другой стороны, использовать ресурсы для обеспечения стимулирования экономического роста, - рассказал Силуанов на слушаниях.
Проще говоря, платить больше должны те граждане и компании, которые и так зарабатывают много, и могут поделиться с бюджетом безболезненно. А депутаты с бизнесменами просили «не трогать средний класс» и предусмотреть льготы для тех компаний, которые активно инвестируют в развитие.
Новые ставки и условия еще не озвучены, они в процессе обсуждения. Но постепенно конкретики становится все больше. Так, по итогам двух дней слушаний комитет Госдумы по бюджету и налогам выпустил свое резюме. Комитет сформулировал 13 рекомендаций, которые должны лечь в основу более справедливой налоговой системы.
Все их дословно приводить не будем – в резюме много говорится про «усиление платежной дисциплины», «сохранение конкурентоспособности российской экономики» и прочие высокие материи. Но самые важные пункты, которые касаются всех нас и наших работодателей, процитируем - с пояснениями
1. В отношении налога на доходы физических лиц предлагается:
- целесообразность введения многоступенчатой шкалы, предусматривающей разумную прогрессию, чтобы налоговая система РФ оставалась конкурентоспособной;
- повышение нагрузки по НДФЛ не должно коснуться большинства граждан;
- дополнительная поддержка наиболее нуждающихся в государственной поддержке граждан, прежде всего семей с детьми, в том числе путем увеличения стандартных вычетов и введения новых вычетов для многодетных семей;
- введение налоговых вычетов для людей, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормативы ГТО;
- сохранить уровень изъятий по доходам в виде процентов по депозитам для стимулирования формирования сбережений.
Система налогообложения физических лиц в России должна стать прогрессивной. То есть чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. При этом повышение ставок должно быть таким, чтобы оно не затронуло большинство россиян.
Часть полученных денег должна быть направлена на поддержку нуждающихся, в первую очередь - семей с детьми. Для них должны появиться новые налоговые вычеты.
2. Предлагаемое повышение НДФЛ не должно коснуться доходов участников специальной военной операции.
3. Сохранение условий применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» до истечения срока проведения эксперимента.
Проще говоря, налоговый режим для самозанятых в России должен остаться неизменным до 2028 года. А именно:
- платишь налог в 4%, если твой клиент – физическое лицо
- платишь налог в 6%, если клиент – юридическое лицо.
4. В отношении налога на прибыль организаций:
- при принятии решений о справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы, необходимо одновременно предусмотреть меры налоговой поддержки по стимулированию бизнеса, который вкладывает средства в развитие, расширение производства, новые технологии, свою страну, те регионы, где они получают прибыль, на социальную поддержку и благосостояние граждан;
- продление действия инструмента инвестиционного налогового вычета, совершенствование его механизма и распространение на федеральную часть налога на прибыль организаций для повышения заинтересованности у инвесторов и регионов;
Примечание:
Это именно то, о чем просил бизнес на парламентских слушаниях. То есть те, кто инвестирует в развитие, расширяет производство, вкладывает деньги в научную работу и т. д., должны иметь налоговые льготы.
5. Необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Примечание:
Сейчас система распределения налогов такова, что если просто увеличить ставки, регионы от этого мало что выиграют. Поэтому нужно менять систему дележки налогового пирога, чтобы регионам доставалось больше денег.
6. Необходимость поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства посредством введения льготного режима налогообложения.
7. В качестве резервов для дополнительных источников налоговых доходов бюджетной системы следует рассмотреть:
- закрепление за муниципалитетами дополнительного доходного источника в виде туристического сбора с включением новой главы в Налоговый кодекс Российской Федерации;
- повышение налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки.
Примечание:
Пожелания регионов тоже учли. На парламентских слушаниях глава Мурома (Владимирская область) Евгений Рычков сетовал: поток туристов в городе растет, а на доходах местного бюджета это никак не отражается. И предложил дать муниципальным властям возможность устанавливать что-то вроде курортного сбора. Об этом и идет речь в данном пункте.
8. Переход к практике преимущественного принятия изменений налогового законодательства в весеннюю сессию ГД;
Примечание:
Это значит, что закон о более справедливой системе налогообложения хотят принять до 4 августа (последний день весенней сессии Госдумы).