Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013?
Ниже немного истории, поясняющей суть вопроса, в части развития российского рынка информационных технологий в течение предыдущих 20 лет. Речь идёт именно о TOP-20 российских ИТ-компаниях, оказывающих услуги. К ним не относятся вендоры, в том числе российские, - компании, создающие решения мирового уровня, например, IBM, HP, Cisco, Microsoft, SAP, Oracle и т.д.
Итак,
1. Начало 90-х. Начало массового бизнеса в России. Создание целого ряда ИТ-компаний. Все компании - компании одного-двух продуктов/решений. У кого-то заказная разработка, у кого-то бухгалтерские системы, у кого-то партнёрство с IBM и т.д.
2. 90-ые. Рост компаний. Не всех! Расширение продуктовой линейки и присутствия на рынке. ИТ-компании предоставляют от 2-х до нескольких продуктов/решений.
3. Рынок требует системной интеграции, т.к. не выгодно, да и сложно покупать железо у одного поставщика, а софт или поддержку/услуги у другого. Появляются системные интеграторы, компании, которые предлагают спектр услуг.
4. Конец 1990 и начало 2000г. Часть ИТ-компаний выросла до довольно широкой продуктовой линейки и большого оборота. В этот же момент начался тренд, который показал, что очень сложно поставлять товары и оказывать услуги огромного спектра с надлежащим качеством.
5. Стало понятно, да и рынок дал знать, что компаниям пора делиться на направления, как минимум, «железо» и «софт». Это началось ближе к середине 2000-х (2002-2004). Какие-то компании к этому времени значительно выросли, какие-то нет. Те, которые выросли, поняли, что «железо» - это одно, а услуги по внедрению (например, внедрение ИТ-систем – совсем другое). Ибо, трудно одинаково хорошо знать и то, и другое. Компании стали становиться холдингами, выделяя отдельно софтовые направления, отдельно «железо».
6. 2006-2008гг. Стремительный рост компаний и продолжение деления по технологическим направлениям: системная интеграция («железо» и т.д.) – одно направление, внедрение ERP-систем – другое, специальные технологические решения – третье. Это сделали практически все ИТ-компании, за исключением нескольких.
7. Сентябрь 2008г. Кризис. 2009-2010 – выживание. В этот момент становится понятно, что та системная интеграция, которая была много лет, уже себя исчерпала. Многие крупные ИТ-компании «везде и нигде», делают «всё и ничего». Кризис подтолкнул к генерации огромного пула нишевых игроков, которые специализировались на отдельных решениях и «своих» отраслях.
Некоторые детали не так важны. Материал выше только поясняет суть вопроса и не претендует на историческую полноту или правду.
Вопрос: «Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013гг?». Компании будут укрупняться или делиться? Будут наращивать продуктовую линейку или зафиксируют только «локомотивную», а от второстепенных направлений откажутся? Будут объединения (слияния и поглощения) или эволюционное развитие ИТ-компаний?
С уважением,
Науменко Александр