Пишу эти строки по просьбе нескольких руководителей компаний, которые столкнулись с ниже описанной проблемой. Уверен, что каждый руководитель найдёт полезные данные. Если возникнут вопросы, пишите. Буду рад ответить. Ну что? Начнём?
Давайте для начала разберём, что такое ЭТИКА.
Обратимся к большому толковому словарю русского языка.
ЭТИКА, -и; ж. [от греч. ēthos - обычай] - 1.Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной или профессиональной группы. Э. человеческих отношений. Врачебная э. Научная э. < Этический, -ая, -ое. Э-ие нормы. Этически, нареч.
Рассмотрим мы второе определение этого слова. В каждой семье, в каждой компании, в каждой стране и в Мире, а так же если предположить, что во Вселенной есть жизнь, тогда среди индивидуумов любой разумной формы жизни есть нормы поведения. А эти нормы поведение основываются на прошлом опыте. То есть когда формируется какая-либо организация, то формируется она на основе законов той страны или планеты, на территории которой она будет вести деятельность, а так же на тех успешных действиях, которые приводили многие похожие организации к успеху и процветанию. В существующих группах людей или организациях, выявлены многие успешные действия и на основе их существуют нормы поведения сотрудников и подхода к каждому действию в процессе работы, как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности.
Я позволю себе немного добавить к определению слова «ЭТИКА», которое описано в словаре. ЭТИКА в компании - это совокупность норм поведение и морали, которые движут каждого сотрудника и всю компанию в целом к процветанию и преуспеванию. Это разумность в действиях, которое улучшает состояние каждого сотрудника, членов его семьи, компанию в которой работает этот сотрудник и других групп, членом которых он является. Если человек этичен, тогда это улучшает все области его жизни.
Было бы неплохо, если бы в каждой организации все нормы поведения были бы описаны, о них должен знать каждый сотрудник, а каждый новый сотрудник должен изучить их ещё на первых шагах внедрения в компанию. В тех компаниях, где поддерживаются эти условия, существует порядок. Возможно во внедрении ЭТИКИ в компанию вы будете встречать обесценивания, возможно над вами будут насмехаться и плохо о вас отзываться. Не исключён факт, что некоторые сотрудники будут уходить. Отпускайте их. Пусть уходят. И соблюдайте главное правило: вводите новшества в компанию постепенно не делая резких кардинальных изменений, так как это провоцирует среди сотрудников несогласия, что может привести в падению статистик.
Так как некоторые приравнивают определение слова «ЭТИКА» к определению слова «ЭТИКЕТ», предлагаю посмотреть значение слова «ЭТИКЕТ» в словаре. Вот что написано в большом толковом словаре русского языка:
ЭТИКЕТ, -а; м. [франц. etiquette] - Установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-л. среде, в определённых условиях. Дипломатический э.Придворный э. Соблюдать э. < Этикетный, -ая, -ое. Э. поклон. Э. обмен любезностями.
Это значит, что как в каждом ресторане существуют общепринятые порядки поведения, так и специфические формы обхождения, которым следуют только в отдельно взятом ресторане или отдельно взятой стране, семье, компании. И ещё надо взять во внимание, что в каждой компании могут быть разные порядки поведения. Некоторые сотрудники считают, что если эти порядки поведения не написаны и никто им о них не рассказал, значит они могут вести себя так как принято в других компаниях или так как их воспитали родители. Рекомендую руководителям описать все правила хорошего тона, этикет внутри компании и в работе с клиентами. Первыми шагами внедрения нового сотрудника в компанию, должно быть осведомление с правилами ЭТИКЕТА и ЭТИКИ компании и письменное согласие с ними.
Это моё понимание ЭТИКИ и оно не является правилом ни для кого. У каждого человека, есть своя ЭТИКА. Главное правило для руководителей – если в вашей компании происходит, что то неправильное и компания не растёт, то вы точно найдёте проблемы связанные с вашей личной этикой как руководителя. Возможно вы кому-то позволили обойти правила компании, а может вы не нашли время поучиться или не подучили своих сотрудников. Возможно другие действия или бездействия повлияли на состояние компании, но для начала начните искать проблему в себе. Каждый человек хочет быть правым и не хочет соглашаться, что он совершил ошибку. Станьте выше проблемы и посмотрите на неё со стороны и тогда, О ЧУДО вы найдёте решение.
Хочу только добавить, что ЧЕЛОВЕК В ОСНОВЕ СВОЕЙ ХОРОШИЙ. Только незнание или нежелание знать делает его менее этичным.
С уважением, Вячеслав Богданов