В этой книге автор очень умело пиарит себя. Этакая реклама за чужой счет(покупателя). Все сводится к тому, что нужно как можно скорее привлечь этого дяденьку для организации правильного рабочего процесса. С этим в книги перебор. Полезной может быть только первая глава. Так что думайте стоит она того или нет.
«Дожать предусмотрительного»
Константин Бакшт «Усиление продаж», - СПб.: «Питер», 2010
В вашей компании имеется отдел продаж, сотрудники которого занимаются активным поиском и привлечением корпоративных заказчиков. У вас есть товары и услуги, которые можно предложить клиентам. То есть с тем, что продавать, сложностей нет. Проблема в другом: как усилить продажи? Об этом рассказывается в книге Константина Бакшта, адресованной руководителям отделов продаж, директорам и собственникам бизнеса, главу из которой представляет E-xecutive.
У российских предпринимателей есть две основные специфики: неспособность принимать решения и жмотство. Многие ошибочно думают, что более вредная привычка – жмотство. А на самом деле их основная беда – неспособность принимать решения.
В России среди ключевых лиц корпораций чрезвычайно распространен «предусмотрительный» тип клиента. «Предусмотрительные» в наибольшей степени заинтересованы в стабильности и безопасности. Они не любят перемен. И не доверяют всему новому. Решения они принимают тяжело. Многие вообще на это не способны. В результате они всячески тормозят, загоняют в болото и гробят собственный бизнес. Если большинство российских директоров – «предусмотрительные», что же можно сказать о российской экономике в целом!
Возникает серьезная проблема: как же склонить «предусмотрительного» клиента к принятию решения? О чем-то с ним договориться, что-то ему продать? Если у вас уже есть опыт общения с такими клиентами, вы знаете: они постоянно «хотят подумать». И думать могут вечно. А при попытке заставить их принять решение начинают визжать, как резаные: «Вы на нас давите!» Чтобы понимать, как воздействовать на «предусмотрительного» клиента, разберемся, что он собой представляет.
Поскольку «предусмотрительный» Клиент больше всего заинтересован в стабильности и безопасности, он всячески избегает риска. А также – спорных решений и кардинальных изменений. Он работает не спеша, методичен и осмотрителен. Многое документирует, точен до мелочей. И главное: клиент «предусмотрительный» – командный игрок. Он принимает решения с колоссальным трудом, всячески их оттягивает. При этом он обожает советоваться. И практически всегда согласовывает свои действия с командой. Более того: у него есть одно или несколько влиятельных лиц. Без одобрения такого влиятельного лица «предусмотрительный» не принимает решений практически никогда.
Поэтому, если вы общаетесь с «предусмотрительным», вы немедленно должны задать себе вопрос: кто его влиятельное лицо? Если «предусмотрительный» на встрече с кем-то из своих сотрудников, оцените, насколько «предусмотрительный» прислушивается к мнению этого сотрудника. Если прислушивается – возможно, вам повезло. И влиятельное лицо – перед вами. Тогда все ваши вопросы и предложения вы должны адресовать обоим собеседникам. Сначала ваше предложение должно одобрить влиятельное лицо. А уж потом можно сделать это предложение самому «предусмотрительному» клиенту.
Если «предусмотрительный» на встрече один – будьте осторожны! В этой ситуации нет смысла делать ему какие-либо предложения. Потому что никаких предложений он, скорее всего, не примет. Внимательно все выслушает. И скажет, что теперь ему нужно все обдумать. На самом деле он будет не думать, а советоваться. Пойдет к своему влиятельному лицу. Обрисует ему ваше предложение. И будет ждать его решения. А какое может быть решение? Влиятельный человек вас в глаза не видел. В вашем предложении, скорее всего, не заинтересован. А раз так – зачем тратить деньги? Вот вы и пролетели, как фанера над Парижем.
Поэтому, если разговариваете с «предусмотрительным», а его влиятельного лица рядом нет, – ничего не предлагайте. Вместо этого постарайтесь выяснить, кто у него влиятельное лицо. С кем он советуется, к чьему мнению прислушивается. Не всегда легко выявить этого человека. Влиятельным лицом может быть коммерческий директор. Или главный бухгалтер – причем по всем вопросам, включая не имеющие никакого отношения к бухгалтерии. Или жена «предусмотрительного» – которая даже не является сотрудницей компании. Кстати, многие «предусмотрительные» по жизни – подкаблучники. Что и неудивительно. Понятно, что выявить влиятельное лицо и выйти на него непросто. Еще сложнее заинтересовать влиятельное лицо предложением, которое лично к нему может не иметь никакого отношения. Но без этого ваши шансы на успех близки к нулю.
Далее. Большинство «предусмотрительных» – педанты. Они аккуратны и точны до мелочей. Многое документируют. А значит, не воспринимают вас всерьез, если ваше предложение не оформлено в виде целой кипы бумаги.
Пример: мы вели переговоры с одним из потенциальных клиентов о предоставлении ему наших услуг. Встреча ключевых лиц проходила три с половиной часа. Мы предварительно договорились об условиях сотрудничества. И должны были по результатам встречи направить клиенту наш договор.
После того как договор был отправлен, клиент полностью перекрылся от общения с менеджером по продажам. В конечном счете клиенту позвонил сам директор. И услышал: «Я думал, вы – серьезная компания. А вы – аферисты. Якобы предлагаете серьезные услуги, а договор – на одной страничке!»
После этого случая мы разработали новый типовой договор. На пяти страницах. Плюс объемные приложения. Конечно же, объем договора – важнейший показатель качества наших услуг. :)
Если «предусмотрительный» получает объемистый договор с приложениями – возможны два варианта развития событий. Одни «предусмотрительные» при виде такого договора успокоятся. И сильно вчитываться в него не будут. Другие «предусмотрительные», напротив, начнут тщательно вычитывать договор с приложениями. После чего начнут препираться с вами по каждой букве договора. Они могут делать это часами, педантично и занудливо.
Кроме объемистых договоров, «предусмотрительные» имеют особую любовь к отзывам и рекомендациям. А также к лицензиям, сертификатам и копиям учредительных документов. Особое значение для «предусмотрительных» имеет темп принятия решения. Предоставленные самим себе, они могут принимать решения вечно. Что вряд ли вас устроит. Так что вопрос «дожимать» или не «дожимать» не стоит. Конечно, «дожимать»! Вопрос – как?
Одна из классических схем «дожима предусмотрительных» – разделение переговоров на два раунда. В первом раунде переговоров вы делаете предложение без денег. И получаете твердое подтверждение от всех участников переговорной команды клиента, что это – именно то, что надо. После чего назначаете следующую встречу – для разговора о деньгах. И на второй встрече завершаете «дожим». Одна беда: многие «предусмотрительные» просто не являются на эту вторую встречу. Они настолько боятся принимать решения, что начинают бегать от коммерсанта, даже не узнав цену. Если же вы назвали цену на первой встрече, то отказ клиента от второй встречи практически гарантирован.
Можно ли заставить «предусмотрительного» принять решение за одну встречу? Тяжело, но шансы есть. Для этого нужно дойти до предложения, озвучить его. Но не «дожимайте» сделку в этот момент! Переключитесь на второстепенные темы. Сделайте паузу на полчаса, чтобы клиент постепенно привык к вашему предложению. После этого озвучьте его повторно. И «дожимайте» клиента до победного конца.
И самое главное. Сколько ни рисуйте «предусмотрительному» замечательные перспективы и светлое будущее – это не сработает. Он вам просто-напросто не поверит. Чему он поверит – так это тому, что все будет плохо. Поэтому вместо того, чтобы заинтересовывать «предусмотрительного» грядущими перспективами, надо запугать его близкими неприятностями. Конкуренция усиливается. Другие компании всячески стараются увести его клиентов. Цены на продукцию падают. Затраты на производство растут. Имеющееся оборудование не позволяет выпускать конкурентоспособные по качеству продукты. А по себестоимости нет спасения от Китая: его продукция дешевле в разы! Тем временем на рынок заходят транснациональные корпорации. Если что-то немедленно не предпринять, бизнес неизбежно погибнет.
Все это – чистая правда. И уж точно, если на нынешнем высококонкурентном рынке не развиваться и не внедрять ничего нового, бизнесу точно не выжить. А «предусмотрительный» клиент в близкие бедствия верит легко и сразу. И если ваше предложение может спасти и защитить его от этих бедствий, оно, скорее всего, пройдет!
Резюме. Три правила «дожима» «предусмотрительных» клиентов:
1. «Предусмотрительный» принимает решения не сам, а вместе с влиятельным лицом. Пока не убедили влиятельное лицо, убеждать «предусмотрительного» бесполезно.
2. Приготовьте большую пачку документов. Объемный договор с обширными предложениями и регламентами. Буклеты, схемы, планы, проекты. Фотографии, каталоги и образцы продукции. Лицензии и сертификаты, копии учредительных документов. Отзывы и рекомендации. Чем больше бумаги – тем лучше.
3. Не заинтересовывайте «предусмотрительного» грядущими перспективами. Пугайте его близкими неприятностями.
20.10.2009
Константин Бакшт «Усиление продаж», - СПб.: «Питер», 2010
Источник http://www.e-xecutive.ru/knowledge/review/1161994/
Получено письменное разрешение автора на публикацию статьи в Клубе Продажников.
Дальнейшая републикация данного материала со страниц Клуба Продажников запрещена.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
http://www.stcg.ru/images/stories/prodazhi.pdf
А этоя моя демо-часть бизнес-книги по продажам (статья вышла в июле).
Полное опровержение дилетанского подхода, когда консультант кричит: "Я! Сделаю чудо в продажах!" А сам предлагает ... банально заняться набором новых менеджеров по продажам, а в книге даёт массирвоанную рекламу своих тренингов и себя.