Дацюк Вячеслав, Коммерческий директор FullHouse
КОНТРОЛЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ
Как впечатляюще звучит это сочетание! К этому стремятся практически все подразделения компании, включая и отдел продаж. Только возникают некоторые вопросы:
- Что и на сколько нужно контролировать и оптимизировать?
- Как определить критерии оценки эффективности оптимизации?
Давайте все таки обратимся к целям, зачем нам нужен контроль и оптимизация? Осмелюсь высказать свою точку зрения:
Контроль нам нужен для того, что бы владеть ситуацией и принимать управленческие решения.
Оптимизация нужна для сокращения издержек и повышения продаж - что ведет к увеличению прибыли нашей деятельности.
Цели у нас практически по SMART, только все равно не понятно, что же делать? Кроме красивых фраз, полученных на тренингах, руководитель, тем более молодой, начинающий свою карьеру, не понимает, а с чего же начать? Он берется за корпоративные стандарты, вводит CRM, ночами не спит и думает какую же применить систему мотивации персонала, что бы план все же был выполнен. Все чаще его посещают мысли, что планы слишком высоки, при этом торговые рассказывают небылицы с «полей», в которые хочется верить. В этот момент руководитель оказывается в обычной рутине, которая съедает его творческий потенциал с каждым рабочим днем.
Так что, не нужно пользоваться CRM? Не делать store check? Или не проводить morning/evening meeting и т.д.?
Конечно же нужно все это делать! Ведь большинство технологий, законов, принципов, о которых рассказывают опытные продажники и бизнес тренеры, дают отличный результат, если ими пользоваться. Заметили? ЕСЛИ ими пользоваться! Что же мешает пользоваться? Ответ однозначный – человеческий фактор. Можно приводить массу примеров когда тратятся не малые средства компании на обучение персонала, развитие, внедрение различных систем и подходов к работе и в итоге это не работает или работает не так как мы себе это представляли. Но почему? Неужели мы принимаем на работу на столько безответственных, не заинтересованных людей? Нет, у нас самые лучшие, опытные менеджеры. Вот тут и подвох. Мало кто из таких, опытных менеджеров, если он не собственник бизнеса, захочет показать отрицательные стороны своей работы. Если все будет прозрачно и управляемо, как этого требует бизнес, а ожидаемого результата не будет, то все шишки упадут именно на этого менеджера. Кто этого захочет? Поэтому руководители абсолютно комфортно себя чувствуют в хаосе и бессистемности, которые можно списать на человеческий фактор.
У нас есть ответ на вопрос что мы хотим контролировать?
Да, мы хотим контролировать влияние человеческого фактора на бизнес процессы от дела продаж и оптимизировать его, т.е свести к минимуму.
Как же нам ответить на вторую часть вопроса: на сколько мы хотим это оптимизировать и контролировать? На первый взгляд задача простая: есть план и факт, разница между ними – это то что мы хотим выполнить благодаря не сложным методам управления (постановка задач, мотивация/делегирование, контроль). Но вернемся к реальности. Наши планы всегда амбициозны, но будем считать их корректными по отношению к текущей ситуации. А вот с фактом сложнее. Мы факт видим в цифрах, а не в событиях. Что это значит? Если есть возможность что-то не делать, то человек обязательно это не сделает. На практике я сталкивался с массой ситуаций, где в работе берут верх личные отношения, родственные связи, слабость руководителя или обычный страх. Это все человеческие факторы, которые не показывают реальность ситуации, а дают неправдивую картинку в цифрах.
Теперь у нас есть ответ на сколько мы хотим контролировать и оптимизировать бизнес процессы в отделе продаж?
Да есть, мы хотим знать реальную ситуацию и от нее двигаться к цели за счет оптимизации и контроля.
Красиво! Хотим устранить человеческий фактор, хотим знать, что же в реальности происходит в «полях», как справляется с задачами каждый наш торговый и управлять этим. Миф или реальность? Нет, это не миф и не фантазии. С развитием информационных технологий и геоинформационных систем, на сегодняшний день мы можем получить достоверную информацию о событиях в «полях», на основании чего, появляется возможность эффективной оптимизации и контроля деятельности торговых представителей.
Решение:
Решение задачи одновременно простое и сложное. Простота в том, что речь идет о элементарном GPS-мониторинге маршрута торгового представителя. Это предложение стало очень популярным на сегодняшний день среди поставщиков данной услуги. Но сложность этого решения в том, что ни одна из известных мне компаний по GPS-мониторингу не занимается разработкой специализированного ПО и не различает собачку, ребенка, 20-тонный автомобиль и т.д от торгового представителя, для них это всего лишь объект, снабженный GPS-трекером, за которым необходимо следить. Все как один предлагают сидеть перед картой Google и смотреть как двигается торговый представитель по какой-нибудь улице, сопоставляя факты того как далеко он от офиса или с какой скоростью и в каком направлении он двигается. Вопрос, где торговый должен быть и почему, возникает совсем не у многих. В итоге это приводит к тому, что дорогостоящий комплекс становится пассивом компании.
Вывод:
На проблему можно и нужно смотреть глубже. При выборе софта по контролю и оптимизации в первую очередь руководствоваться теми целями и аргументами, которые я привел выше. Для эффективности внедрения GPS систем, рекомендую обратить внимание на разработчиков специализированных программ для дистрибьюторов. Желаю успехов в ваших решениях!