Здравствуйте, уважаемый коллега.
Капитан Очевидность и я предполагаем, что любая компания заинтересована в развитии продаж своего товара и услуг. Для этого сотрудникам важно иметь и развивать свои навыки продаж. Это нужно линейным менеджерам, руководителям отделов, топ менеджерам и владельцам бизнеса. Даже, некоммерческие организации, не смотря на общественное мнение, занимаются продажами. Не верите? Такие компании тоже имеют цели и задачи, достижение которых не возможно без навыков продаж, они должны продать себя и свои услуги.
Важной составляющей процесса продаж является применение готовых сценариев (скриптов) продаж. Вопрос применять или не применять скрипты продаж, у многих руководителей вызывает отрицательную реакцию. Причины этого бывают разные, не будем их сейчас обсуждать. В моей практике скрипты работают успешно, при этом есть и негативный опыт, как правило, он связан с ошибками создания и внедрения.
Идея применения готовых сценариев продаж состоит в том, что в любой компании есть те, кто продает больше и лучше других. Это, как правило, более опытные сотрудники, которые хорошо знают продукт, свою компанию, конкурентов и имеют опыт работы с различными сопротивлениями клиентов. Если есть положительный опыт продаж, который содержит набор эффективных приемов, которые реально работают, что мешает передать этот опыт другим сотрудникам, тиражируя успешные продажи? Предполагаю, что у каждого свой вариант ответа на этот вопрос. При этом, я думаю, большинство из вас заинтересованы в высокой личной эффективности сотрудников отдела продаж, которое выражается в росте количества успешных сделок.
Хорошо разработанные скрипты дают увеличение конверсии по входящим и холодным звонкам от 15 до 60%. Значительно сокращается время обучения новых сотрудников и происходит увеличение среднего чека (счета). Оптимизация процесса продаж дает гарантированное достижение целей звонков и встреч.
Когда компании важен каждый клиент, любой входящий звонок должен обрабатываться по четким правилам. Вы регулярно инвестируете в рекламу, поэтому особенно важны входящие звонки от потенциальных клиентов. Поэтому нужно чтобы все сотрудники, принимающие входящие звонки правильно строили разговор, сохраняя контактные данные в CRM и назначая последующие действия.
Для компании важна эффективная обработка входящих звонков. Создайте соответствующий сценарий для ответа на входящий звонок. Алгоритм этого скрипта включает представление. Назовите свою компанию, отдел (или должность), ваше имя и произносите приветствие. Называя компанию, произносите наименование без ООО, ПАО и тому подобного.
«Компания [Наименование], отдел продаж, Иван, здравствуйте».
«Компания [Наименование], менеджер продаж, Виктор Симонов, добрый день».
«Компания [Наименование], менеджер, Ирина, добрый вечер».
Выслушайте клиента по сути его обращения, узнайте имя, компанию собеседника, эмоционально подтвердите правильность действий клиента.
«Спасибо, что позвонили, как мне вас называть?»
В процессе продаж события развиваются по определенному сценарию. Этот сценарий может быть спонтанным, то есть он может формироваться, как экспромт в процессе телефонного звонка или встречи. Сценарий может быть подготовлен заранее и как показывает практика, такой вариант продаж имеет больше шансов на успех.
Сторонники экспромта отвергают возможность применения готовых сценариев, объясняя это не возможностью всё предусмотреть. При этом они применяют элементы сценария в виде готовых шаблонов вопросов и ответов, которые позволяют достигать цели контакта. Недостаток такого подхода состоит в том, что для его применения необходимо иметь относительно большой опыт продаж конкретного продукта на определенном рынке. При этом каждый менеджер продаж должен самостоятельно тестировать приемы готовых шаблонов вопросов и ответов на своих клиентах, часто не совсем удачно. Еще такой способ не подходит новым не опытным сотрудникам, которые только стартуют в продажах компании. Действительно, какой может быть экспромт у новичка? Да, экспромт у них есть, а результат, как правило, не важный. Для того, чтобы новичок выработал рабочую схему построения шаблонов вопросов и ответов в эффективный сценарий, требуется слишком много времени.
Что же нужно для создания работающих сценариев продаж? Для создания скриптов вам нужно иметь портрет потребителя, создать структуру этапов (воронку) продаж вашего продукта. Для каждого этапа продаж разработайте шаблоны вопросов и ответов, которые отвечают цели и задачам этапа.
При разработке скриптов, соберите наиболее удачные сценарии продаж в единый источник, разделив их по этапам продаж. Создайте группы шаблонов вопросов и ответов, а так же алгоритмы звонков и встреч.
Начало разговора
В эту группу объедините фразы, которые применяются в начале телефонного разговора или личной встречи.
Для расслабления собеседника
Это набор шаблонов ответов, который может содержать комплименты и фразы, при помощи которых вы сможете наладить хороший личный контакт. Вам нужно сделать так, чтобы клиент перестал воспринимать вас как источник стресса, понимая, что ему что-то придется у вас купить. Для этого нужно чтобы клиент расслабился и начал вам доверять. Обычно, эти фразы применяется в начале телефонного звонка или личного контакта.
Комплименты
В эту группу шаблонов ответов собирайте комплименты, которые можно делать клиентам. Они должны быть простые, искренние и не должны вызывать негативные эмоции.
Преодоление привратника
Группа сценариев, которые будут применяться для преодоления «привратника». Это сотрудники, которые не являются целевыми и поэтому применяется техника их преодоления. Обычно, так называют различных помощников, секретарей или офис менеджеров.
Вопросы для выявления ЛПР
Набор шаблонов вопросов, при помощи которых вы сможете получить информацию о лице, принимающем решение о покупке вашего продукта.
Выход на нужного сотрудника
Группа фраз, при помощи которой вы сможете определить целевого сотрудника компании, для решения конкретной задачи текущего этапа сделки.
Уточнение потребности
Набор шаблонов вопросов, при помощи которых можно уточнить предположения, возникающие в процессе выявления потребности.
Критерии выбора поставщика
Группа вопросов, при помощи которых вы сможете уточнить потребность клиента в части, касающейся требований, предъявляемых к поставщику.
Конкурентные предложения
Группа вопросов, при помощи которых вы сможете узнать, с кем из конкурентов сотрудничает клиент.
Вопрос о цене по телефону
Набор фраз, при помощи которых вы сможете обойти прямой ответ на вопрос о цене.
Система закупок
При помощи этих вопросов вы сможете узнать о системе закупок в компании клиента.
Аргументация для назначения встречи ЛПР
Шаблоны вопросов и ответов, которые содержат аргументы, для преодоления сопротивления встрече, со стороны сотрудника, принимающего решение о покупке вашего продукта.
Система принятия решений и роль собеседника
Шаблоны вопросов и ответов, при помощи которых вы сможете узнать о системе принятия решений в компании клиента и роли вашего собеседника.
Аргументация на основе искомых выгод
Набор фраз, при помощи которых вы сможете аргументировать ценность вашего предложения, в контексте выгод клиента.
Работа с сопротивлением
Шаблоны вопросов и ответов, предназначенные для работы с сопротивлением клиента, преодолением основных возражений по телефону или личной встрече.
«Дорого»
«Нет денег»
«Я подумаю»
«Нам ничего не надо»
«Я не слышал о вас»
«Есть поставщик»
«Я занят»
«Пришлите ваше предложение»
Приемы дожима
Шаблоны вопросов и ответов, которые позволяют подтолкнуть клиента к принятию решения о сотрудничестве и заключению сделки.
Вспомогательные вопросы
Группа шаблонов вопросов, при помощи которых вы сможете уточнять детали на различных этапах телефонного разговора или встречи.
Шаблоны заготовленных предложений, при помощи которых вы будете формулировать клиенту предложение продажи вашего продукта.
Собрали и распределили шаблоны вопросов и ответов по группам? Замечательно, этот массив информации носит характер гипотезы. Следующим шагом вам необходимо создать описание алгоритма продаж, который зависит от правил и способов продаж, принятых в компании. Например, набор скриптов для ответов на входящие звонки, или сценарий холодного звонка потенциальному клиенту, или сценарий звонка клиенту для получения заявки, или исходящий звонок для информирования об акции. Это зависит от продукта, торговой политики и технологии продаж компании.
Найдите себе помощников, для этого привлеките ваших менеджеров, предложив им поделиться наиболее удачными приемами из своего арсенала. При этом, сразу объясните цель ваших действий – создание единой базы знаний, которая позволит сотрудникам увеличить свои продажи и личный доход. Это позволит вам сэкономить время и нервы. Вероятно, будут сотрудники, которые откажутся, такое бывает, это вас не должно останавливать. Объедините шаблоны вопросов и ответов в группы, соответствующие различным этапам сделки. Затем, проведите тестирование сценария и его корректировку, подбирая наиболее эффективные решения.
Удачи и высоких продаж!