«Вы — главный проектировщик своей жизни,
независимо от того, понимаете вы это или нет».
Роббинс Энтони
В Соединенных Штатах Америки, где количество миллионеров на душу населения превышает все разумные пределы, были проведены любопытные исследования среди успешных бизнесменов. Ученые пытались выделить общие качества и даже привычки, которые способствовали успеху в бизнесе. Так, абсолютное большинство преуспевающих американцев в обязательном порядке занимаются спортом, откладывают не менее 10% дохода, а еще планируют: дела, расходы, встречи, звонки, покупки и многое другое. Именно о важности планирования для делового человека и пойдет речь в нашей статье.
Планирование времени
Тайм-менеджмент или наука управления временем давно стал общепризнанной научной дисциплиной. Управлять и планировать свое время учат ведущие бизнес-тренеры, а ряд иностранных университетов добавил тайм-менеджмент в обязательный курс студентов экономических специальностей.
Существует целый ряд методик, предназначенных для грамотного планирования времени. Они отличаются в своих подходах, но объединяет их всех один постулат: «Ни одно мгновение не должно пропасть зря». Это особенно актуально для бизнеса, с его формулой «время – деньги». То есть, если бизнесмен неграмотно спланировал свой рабочий день, неделю, месяц, то он потерял возможность заработать деньги, заключить выгодный контракт или изучить полезную информацию. При этом любая методика планирования времени отводит немалую роль отдыху. Без качественного отдыха человек не может нормально работать, поэтому время на сон, хобби, занятия спортом также должно учитываться при планировании своего рабочего графика.
Чем больше задач вы себе поставите на день, тем больше вы сделаете. Например, Брайан Трейси предлагает свои задачи расписывать по плану АБВГД.
А – это главная задача, с которой просто необходимо начать день. Ни в коем случае не приступать к делам пока не выполните главную задачу.
Б – это задача определяется, которую необходимо выполнить.
В – это задача, которую надо сделать, но при невыполнении серьезных последствий не будет. Такие задачи это мероприятия, которые не оказывают ровным счетом никакого влияния на вашу работу.
Г – работа, которую вы можете поручить кому-нибудь другому.
Д – работа, которую можно удалить из списка дел.(задачи, потерявшие актуальность)
Такой подход помогает вам полностью подготовить почву на следующий день и важные задачи выполнять как можно быстрее.
Безусловно, существуют уникумы, способные достигать поставленных целей без четких графиков и расписаний. К таковым можно отнести Стива Джобса или Арнольда Шварценеггера. Последний, например, в бытность кандидатом на пост губернатора Калифорнии каждый день начинал с чистого листа, не имея четкого плана, но все равно успевал больше конкурентов. Однако такие случаи можно пересчитать по пальцам, в основном же для достижения успеха в любом деле необходимо планировать свое время, а в идеале – и время своих подчиненных.
Тем более, что за последние несколько десятков лет, когда тайм-менеджмент стремительно прогрессировал, для этого были разработаны многочисленные вспомогательные средства. Речь идет как о всем известных органайзерах или планнингах, так и о различном программном обеспечении, которое позволяет расставлять задачи по времени и приоритету.
На заметку: некоторые методики специально вводят понятие «День ничегонеделания», когда человек свободен от любых дел и расписаний. Предполагается, что такие дни снимают некоторое нервное напряжение, связанное с постоянной жизнью по расписанию.
Планирование бюджета
Свои доходы и расходы планируют все, начиная от государства с его национальным бюджетом и заканчивая конкретным человеком с его личными потребностями. Для бизнесмена распределение личных финансов и финансов фирмы также очень важно. И если задачу на уровне фирмы можно поставить профильным специалистам, то с планированием личного бюджета придется разбираться самостоятельно.
Мы не случайно упомянули о том, что данные задачи следует разделять. Ведь многие владельцы бизнесов попадают в ловушку, смешивая бюджет компании и личный бюджет. В результате на нужды компании уходят личные средства владельца, а на содержание дома и семьи выделяется лишь небольшой остаток. Бывает и наоборот, когда для личных нужд бизнесмен изымает из оборота компании приличную сумму, от чего компания немедленно страдает, и финансовый результат ухудшается. Чтобы этого не произошло, владелец компании должен установить сам для себя определенный размер заработной платы и премий, как и для рядовых работников. И строго придерживаться выплат в установленном размере, пересматривая их не чаще, чем раз в полгода. При таком подходе вся остающаяся прибыль идет на развитие компании, но даже если дела идут не слишком хорошо, не страдает личный бюджет руководителя.
Говоря о личном бюджете, напомним правило успешных американцев, которые откладывают не менее 10% заработанных средств. Это позволяет иметь неплохие накопления, которые можно потратить на актив, который будет приносить пассивный доход. Пригодятся они и в случае непредвиденных неприятностей, спланировать которые просто невозможно.
Не забывайте также и о том, что любое планирование бюджета начинается с анализа. Подсчитайте, сколько вы тратите в месяц на еду, одежду, машину, развлечения, чтобы запланировать эти траты в будущем. Ведите учет трат, чтобы не ломать голову над тем, куда незаметно испарилась ваша заработная плата. Кроме того планирование расходов невозможно без планирования доходов. Это очень напоминает бухгалтерский баланс, в котором нужно свети дебет с кредитом. Ваши доходы должны покрывать ваши расходы, иначе придется поступать одним из трех способов: получить дополнительные доходы, урезать расходы или взять в долг.
Инвестиции – это метод правильного вложения денег. Деньги должны работать на вас. Инвестиции могут быть как материальные, так и нематериальные. Нематериальные инвестиции – это обучение, книги, тренинги, семинары и т.д. Материальные инвестиции – это приобретение активов, которые обеспечивают пассивный доход. Например, покупка квартиры для сдачи аренды.
Финансовая грамотность – это самая важная дисциплина, которой необходимо учиться и обучаться на протяжении всей жизни. К великому сожалению, эту дисциплину не преподают не в школе, не в вузах. Именно поэтому большинство людей не умеют обращаться с деньгами. А самое главное, что даже если у них денег станет больше, их все равно будет не хватать, а проблем только прибавиться.
На заметку: наименьшая используемая в экономике категория – «домохозяйство», то есть семья. Это говорит о том, что логичнее рассчитывать семейный бюджет, чем свой собственный, так как многие траты являются общими.
Планируйте с удовольствием
Суть любого планирования заключается в том, что существует множество возможностей, которые нужно не упустить. Это актуально как для бизнеса, так и для личной жизни. Если вы держите ситуацию с вашим бюджетом и вашими делами под контролем, то всегда уверены в себе и в успехе своей компании, а это невозможно без грамотного и эффективного планирования. Поэтому научитесь получать удовольствие от планирования и выполнения планов – пусть галочки напротив выполненных пунктов станут видимым критерием успешности вашей работы.