Всё есть процесс

Всё есть процесс

Один из наших сотрудников на первом курсе провалил экзамен по менеджменту. В билете попался процессный подход, и речь несчастного студента началась и закончилась словами: «Всё есть процесс». Мысль развить не дали. Преподаватель завертела глазами, высокопарно попросила начать с истории вопроса, но студент считал, что сдаёт прикладную дисциплину, и достаточно борзо высказался, что менеджмент это о практике и для практиков. Остальные четыре курса о процессах больше не было. И поныне в большинстве вузов этот вопрос остаётся скромным пунктом в билете, который нужно начинать со слов: «Классик менеджмента Ли Якокка…» А потом студенты приходят и учиняют на рабочих местах бардак. Шутка. Ну почти шутка.

А между тем, всё, что происходит в жизни бизнеса, есть процесс. Давайте разберёмся,

что же такое вообще процесс и причём тут CRM? 

В теории систем под процессом понимают любое изменение системы относительно первоначального состояния. В теории управления - совокупностей действий, которая приводит к получению на выходе результата (производственный процесс, процесс согласования, процесс продажи, процесс обучения и т.д.).

 

С точки зрения бизнеса у процесса есть несколько важных составляющих (рассмотрим на примере закупки рекламы): 

  • начало - событие, которое инициирует процесс (вышел новый продукт, необходимо его рекламировать)

  • конец - результат процесса, который ожидает (или не ожидает) бизнес (лиды, продажи, рост узнаваемости бренда)

  • этапы - цепочка событий внутри процесса (создание ТЗ на рекламу, утверждение бюджета, работа с агентствами, выбор подходящих форматов, заключение договора, установление KPI и т.д., в зависимости от фантазии и уровня бюрократии)

  • участники - ответственные на каждом этапе (рекламщик, экономист, директор по маркетингу, генеральный директор, агенты и т.д.)

  • владелец - лицо, наиболее заинтересованное в  и контролирующее ход процесса (менеджер отдела рекламы, он же и всё контролирует)

  • объект - часть бизнеса, которую наиболее затрагивает процесс (рекламная деятельность, продвижение)

  • сроки - время от начала до конца

  • информация - документы, логи, комментарии и проч. данные о процессе, которые создаются внутри него или сопровождают этапы (переписка, акты, счета, КП от агентств, договоры и т.д.).

 

Когда мы создавали свою  CRM-систему, было решено включить в неё механизм управления бизнес-процессами. В итоге мы создали удобный визуальный редактор, в котором можно создать бизнес-процесс, учитывая все параметры: этапы, напоминания, ответственных и т.д. Мы сразу сознательно отказались от нотации BPMN 2.0, чтобы сделать инструмент доступным для самого широкого круга наших клиентов. В итоге получилась хорошая и нужная функциональность, которая решает сразу несколько проблем бизнеса.

 

  • Проблему бардака — в ходе подготовки и проектирования процессов компания проводит внутренний аудит задач и взаимодействий, выделяет первичные и вторичные процессы, расставляет приоритеты. Вообще, наличие функциональности бизнес-процессов может сделать внедрение CRM более успешным именно из-за того, что компания стремится «разобраться в клубке дел».

  • Проблему просроченных заданий. В процессах прописаны чёткие сроки по каждому этапу, ответственным приходят напоминания и уведомления. В случае, если процесс “встал”, руководитель за несколько секунд может увидеть, по чьей вине возник простой и воздействовать на сотрудника. Считайте, проблема нерадивых сотрудников, обожающих делать всё в последний момент, решена.

  • Проблему взаимоотношений между подразделениями. С автоматизацией бизнес-процессов исчезает бесконечный форвардинг задач и полномочий — в ходе согласования схемы процесса все подразделения принимают на себя этапы и обязанности. Каждый знает, за что он отвечает и в какой момент он должен включиться в решение задачи.

  • Проблему зависших согласований. Если документ согласуют более двух человек, непременно начинаются истории с потерянными документами на подпись, забытыми актами, договорами, КП и т.д. И тут есть ещё один тонкий момент: иногда о согласовании забывают руководители, а сотрудники стесняются или боятся напомнить. Напоминать будет автомат — запущенный в CRM-системе экземпляр процесса. Забыть становится просто невозможно.

 

Это если решать по-быстрому. А если углубиться, то функциональность построения и настройки бизнес-процессов играет ещё одну важную роль в бизнесе.

 

Сейчас забудьте о статье, которую читаете и представьте себе, что вы на даче и ваша дружная компания собирается пожарить ароматный шашлык. Как вы будете его готовить? Мысленно опишите процесс.

 

 

Обычно это звучит примерно так: замаринованное заранее мясо нанижу на шампуры, разложу на мангале и буду обжаривать, поливая соком и раздувая жар по мере необходимости.

 

Суть понятна, но остались вопросы: а кто разжег костер, а как он прогорел, а куда делись овощи, и главное — положили ли водку в холодильник. Ведь всё, вплоть до чирканья первой спички для костра, важные детали процесса приготовления шашлыка. Опять же, процесс можно разделить на несколько.

 

Так вот, в ходе построения процесса на бумаге, а потом и в интерфейсе CRM-системы, и руководитель, и сотрудники пересматривают свою работу: отмечают нужные этапы, документы и уведомления, отсекают лишнее. Работа над библиотекой бизнес-процессов — отличная возможность проанализировать текущую ситуацию, навести порядок во всех ключевых шагах компании, отладить деятельность каждого сотрудника и выстроить здоровые взаимодействия внутри компании.

 

Каким должен быть отлаженный бизнес-процесс?

  • Продуманным — включать только самое важное и быть максимально релевантным задачам и целям бизнеса.

  • Результативным — иметь конечный, желательно ожидаемый, итог. Иногда итогов может быть даже несколько: например успешный и неудачный.

  • Однозначным —  не позволять участникам и холдерам находить лазейки и трактовать цели и этапы двусмысленно.

  • Чётким — точно формулировать этапы, сроки, использовать только достоверную информацию, связанную с процессом.

  • Прозрачным — все участники должны знать свои задачи, а руководитель и владелец должен видеть весь ход процесса.

  • Полезным — быть созданным не ради галочки и по обязанности, а действительно, автоматизировать труд и решать конкретные задачи управления.

 

Что можно завести в библиотеку бизнес-процессов? Что угодно: от ежегодной подготовки дня рождения компании до серьёзной закупки и производственной цепочки. Это, в основном, повторяющиеся рутинные действия, которые имеют чёткие этапы и информационные компоненты. Главное — активно использовать этот мощный инструмент, который выводит вашу автоматизацию на новый уровень.

 

А ваши бизнес-процессы выстроены или работают по наитию?

 

P.S.: Интересный материал по бизнес-процессам (не наш).

 
Поделиться:

Мы работали по привычке: "Вася, поезжай на силикатный, Мария, прими на склад" и т.д. Сфера - строительные услуги. В итоге всё терялось, забывалось - особенно была беда с накладными и отгрузками в срок. Не было даже понимания, что есть бизнес-процессы. После очередного недовольного крупного клиента сели, написали на бумаге, кто за что отвечает. Потом интуитивно схемки нарисовали, кто куда и когда. Срывов стало в разы меньше!!! Сейчас тихо идем к crm, и надеемся втащить в нее схемки и автоматом делать документы и остальное... Небыстрая история, но мы уже оценили разницу между купи-продай и матом на завод поори и цивилизованной работой... 

Не в сети

Если сотрудники данной компании так хорошо разбираются в бизнес процессах, имеют хороший с их слов инструмент по его выстраиванию, почему тогда не продаете услуги по выстраиванию или оптимизации бизнес процессов – это ведь другие деньги.
Зачем продавать только оборудование когда можешь продавать целые заводы.

Не в сети

Дмитрий, иной раз спасибо за внимание к нашим возможностям.

1. Конечно же, мы проводим первичную диагностику бизнеса, устный опрос и по требованию работаем с клиентом и его процессаами - это часть профессионального внедрения.

2. Мы не оказываем консалтинговых услуг, потому что мы инженеры и наша задача - дать рабочий, функциональный и удобный инструмент, автоматизировать бизнес заказчика. Наша сила - именно в наших мощных программных продуктов. Для "поболтать и посоветовать" у нас есть блог на Хабре и вот здесь. Для читателей - честно и бесплатно.

3. Мы не просто знаем бизнес-процессы, мы экспертны в куче областей и сфер, мы разбираемся в кассах, складах, ритейле, производстве, рекламе, разумеется, в продажах и прочем. Знаете, для чего? Чтобы весь свой опыт и все знания переносить в код и архитектуру CRM-системы. И тогда она не просто "бантик" для галочки, а настоящая система автоматизации в классическом понимании - без рюшек и дашбордов 

А теперь пять минут лирики. Если заниматься бизнес-процессами компании на внедрении, то это нужно делать с полным погружением, как это делают ребята из SAP, например. Но такое погружение нужно (и желаемо!) гигантскими компаниями. И если таким клиентам нужна помощь - оказываем. Остальные вполне в силах разобраться в своих процессах, если уже они решились на налаживание дел и автоматизацию. А брать деньги за тренерский пустотрёп - не в наших правилах. Нам платят за работу.

Не в сети

«Дмитрий, иной раз спасибо за внимание к нашим возможностям.»

Да на здоровье. Рад лишний раз задарма попиарить земляков.

Вот тока ваши слова немного разочаровывают, прочитав возникла следующая мысль:

Если тебе нужно наладить бизнес процессы чужими руками профессионалов - обращайся в SAP, а иначе бери СРМ и сам ковыряйся во всем этом (бог и ваш бесплатный совет в помощь).

Не в сети

 

Дмитрий, ну в гости что ли заходите, на чай :) Опять вы передёргиваете. Повторяю тезис:
 
1. Если делать, то так, как это делают, например, в SAP. Мы тоже так делаем, если компания-клиент просит или того требует успешное внедрение.
 
2. Мы никогда не бросаем ковыряться самостоятельно. Опрос, диагностика, регламент внедрения - наше всё. И об этом будет большая статья.