Грамотная статья и примеры жизненные, особенно первый. Недавно так же мучался с моб. приложением Магнит и так же не мог понять, зачем так всё сделано через ж....у
Виртуальная лояльность
Поиском волшебного средства простого механизма, способного заставить потребителя покупать больше и чаще заняты сегодня почти все мировые корпорации. Реклама научилась находить нас практически везде. Потребитель в ответ научился не замечать 90% рекламных сообщений. Наушниками и книгой в транспорте, кликом мышки в интернет, кнопкой «пожаловаться» в соц. сетях.
А злобные маркетологи не стоят на месте. Они придумали понятие «лояльный потребитель» и даже научились его измерять индексом из трех букв – NPS (от ангийского Net Promoter Score– индекс потребительской лояльности).
К процессу подключились программисты: “А мы сделаем мобильное приложение и навсегда привяжем к вам ваших лояльных потребителей”. Производители пластиковых карт сначала загрустили, но потом скептически заулыбались. А менеджеры принялись активно внедрять новый мехенизм.
Я подготовил для вас три примера так называемой программы лояльности, с которыми столкнулся на этой неделе. Разберем каждый из них. И сделаем выводы- что получилось, что не получилось, а что можно было сделать лучше. Поехали!
Пример первый. В прикассовой зоне гипермаркета «Карусель» разместили рекламу нового мобильного приложения. Я не смог пройти мимо и скачал его на телефон. Молодцы! – подумал я. Наконец то можно будет выбросить из кошелька еще одну пластиковую карту.
1) Этот гипермаркет находится в пешей доступности и я наблюдаю за всеми изменениями, которые происходят в нем последние несколько лет. Надо сказать, что ребята большие молодцы, так как из средненькой торговой точки сети они превратились в преуспевающий магазин с хорошей ассортиментной матрицей, регулярными акциями и адекватным персоналом. Их программу «Купи на 1400 руб. и получи 200 рублей для оплаты покупки на следующей неделе» можно вообще приводить в качестве примера простого и работающего способа повышения трафика и лояльности. Для продуктового ритейлера.
Пока я ходил по торговому залу, приложение загрузилось на телефон. Сейчас зарегистрируюсь и стану еще лояльнее к магазину. 8)) Но, как оказалось, не все так просто.
2) Приветственный экран приложения. Нажимаю «у меня есть карта» и приложение предлагает войти по номеру карты.
3) Я достал свою карточку, ввел номер карты. И стал вспоминать пароль. Пароль не вспомнился. Попытка его восстановить тоже оказалась безуспешной. SMS-ка просто не пришла. Я подошел на стойку информации. Дежурные администраторы развели руками и сказали что они не знают как мне помочь. «Вы не первый, но мы не в курсе»- скороговоркой произнесли они.
4) Изучаем приложение дальше. Два каталога для Москвы и МО. А где каталоги для Санкт-Петербурга? Кстати, продуктовый каталог представляет из себя 22 страницы буклета, который отсканировали и выложили в плохом разрешении. Разработчики и правда думают, что в 21 веке каталог товаров в мобильном приложении должен выглядеть именно так? И кто целевая аудитория для этого приложения? Те, кто использует телефон с большими кнопками только чтобы позвонить и время посмотреть, пользуются печатными каталогами и в этом приложении ничего не увидят. Более того, не разберутся. А для активных пользователей мобильных приложений каталог, в котором не организован элементарный поиск, просто не нужен. В чем еще ценность этого приложения?
5) Вкладка Магазины почему-то открывает карту Москвы. Повторюсь, я в Санкт-Петербурге, и логично чтобы приложение автоматически определяло мое местоположение, если корректно настроена геолокация. Что думают об этом приложении рядовые пользователи? В App Store 64% скачавших это приложение поставили ему оценку ** звезды и меньше. Это видно на скриншоте. У многих проблема с попыткой зарегистрироваться, проблема с восстановлением пароля, не приходят sms и т.д. Проблемы с приложением, судя по дате отзывов, существуют с ноября 2017 года, т.е. уже больше 3 месяцев!
Что получилось? Получилось привлечь внимание. Информация о выходе мобильного приложения есть на видном месте и в самой карусели и на первой странице сайта. Получилось потратить денег на мобильное приложение.
Что не получилось?
- Приложение не заменяет пластиковую карту лояльности
- Приложение бесполезно на кассах самообслуживания (терминалы не оборудованы соответствующей системой считывая штрих-кода с экрана телефона)
- Приложение не функционально.
Что можно было сделать лучше?
- Сделать приложение простым и понятным
- Запустить приложение только после того, как оно действительно будет рабочим
- Параллельно запустить акцию с розыгрышем, чтобы приложение скачало как можно большее количество посетителей.
Второй пример. На рынке ритейла каждый игрок использует свои приемы повышения лояльности. Утром на следующий день уже другой гипермаркет – «О’Кей» прислал мне очередную смс: «169р/кг филе ципленка охл; -30% корма для животных 2-4.02.18 О’КЕЙ СПб.»
Это как раз тот пример, когда регулярными, бессмысленными и абсолютно однообразными смс-ками компания вбивает очередной гвоздь в крышку гроба отношений со своими покупателями. У меня только один вопрос- зачем? Зачем использовать инструмент спам-рассылки, который у большинства пользователей вызывает только раздражение?
Третий пример. Несколько месяцев назад в моем районе открылся новый ресторанчик. С хорошей кухней, приличным дизайном и качественным сервисом. Руководителю отдела развития этого ресторана можно пожать руку, т.к. место выбрано крайне удачное, конкуренция рядом практически полностью отсутствует, а зона первичной пешеходной доступности только прирастает новыми домами. Плюс мощный автомобильный трафик проспекта. В выходные в ресторанчик можно попасть только забронировав столик заранее. Одним словом- хорошая, стратегически выверенная, инвестиция.
Сегодня, я был в этом ресторанчике в третий раз и случайно узнал, что у них, оказывается, существует программа лояльности. Карточка или мобильное приложение. При этом, администратор ресторана, на мой вопрос: «А что эта программа лояльности позволяет- копить баллы, участвовать в акциях и т.д.?» Сказала(дословно): «Блин, че то я не в курсе.» Мобильное приложение, кстати, достойное. Простое и абсолютно рабочее. Из него я узнал что в эту сеть входит больше 10 ресторанов по городу. Но! Человеческий фактор отдельного управляющего способен свести на нет всю кропотливую работу целой группы людей. Я уже не говорю об инвестициях в разработку и запуск этой программы.
Подводя итог. Если вы задумались над введением программы лояльности, несколько рекомендаций:
1. Прежде чем вводить программу лояльности задайте себе несколько простых вопросов:
- Для чего она вашему магазину, салону, ресторану и т.д.?
- Кто будет основной целевой аудиторией пользователей этой программы?
- Как она будет работать? (пластик, мобильное приложение)
2. Любая информация, которой вы хотите привлечь к себе новых посетителей или сделать существующих покупателей более лояльными, должна быть:
- А) Релевантной/Интересной
- Б) Доступной
- В) Простой/Понятной
3. Прежде чем запускать программу- сделайте тестовый запуск. Убедитесь что все работает.
4. Удостоверьтесь, что ваш персонал не только знает где и как эту программу можно скачать, но и как ее можно настроить/зарегистрировать.
5. Собирайте и анализируйте данные о приросте количества пользователей приложения.
6. Отслеживайте отзывы о работе вашей программы в интернете. И реагируйте на них.
И помните. Пока на вашем рынке низкая конкуренция, спрос на ваш продукт или услугу значительно превышает предложение, а покупательская способность растет, забудьте о программе лояльности. NPS ваших покупателей итак 9 или даже все 10 из 10. Во всех других случаях, запускайте программу лояльности с умом. Или ждите, когда на рынок придет тот, кто сделает это лучше, быстрее и качественнее. И отберет часть ваших клиентов.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Антон Реутов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Спасибо что прочитали! Иметь мобильное приложение в ритейле сейчас модно, но вот работающих, удобных и понятных очень мало.
Может я ошибаюсь, но приложения вымирают понемножку. Один из последних (мной замеченных) трендов - канал в Телеграм + бот... и скачивать ничего не надо и бот дружелюбный на том конце... Правда с реализацией тоже бывает.
А статья да, по делу, без короны и без занудства, плюсанул. Приятно видеть адекватного коллегу на портале.
офф: у меня супруга едадил использует, вроде довольна, но он не совсем из этой темы.
А статья да, по делу, без короны и без занудства, плюсанул. Приятно видеть адекватного коллегу на портале.
Вадим- спасибо! Рад знакомству 8))