Три главных требования к современным стандартам продаж
Альберт Тютин занимается разработкой стандартов розничных продаж более 10 лет и, реализуя длительные проекты, смог убедиться, что работает, а что нет. В этой статье он рассказывает о трех главных требованиях к стандартам, которые, на его взгляд, позволяют им стать по-настоящему рабочими. Требования просты, но, как говорит автор, «написаны тренерской и консультантской кровью».
1. Стандарты продаж должны быть конверсионными
То есть повышать вероятность покупки и/или средний чек. Казалось бы, очевидное требование — иначе зачем они нужны? Вот только перед внедрением стандартов продаж обычно забывают убедиться в их результативности. Просто спросите у своих разработчиков, как они ее проверяли.
Как понять, что стандарты являются конверсионными? Наверняка вы знакомы с термином «воронка продаж». Его можно применить и к розничным продажам. Фактически, это путь клиента от порога магазина до кассы. Так вот, хорошие стандарты внятно описывают, почему клиент должен переходить с этапа на этап.
Пример. Сеть салонов модульной корпусной мебели, точки продаж которой дислоцированы преимущественно в специализированных ТЦ. Вот два типичных сценария.
- Клиент пришел из-за конкретной модели (как правило, с сайта), хочет посмотреть на нее вживую и узнать точную цену.
- У клиента есть потребность в покупке мебели, он ходит по ТЦ и выбирает. Для этого сценария характерен следующий путь клиента.
Что обычно делают клиенты?
Что точно должно быть отражено в стандартах продаж?
Заходят в салон.
- Как побудить клиента зайти в салон.
- Как установить контакт.
- Как не вспугнуть клиента чрезмерной навязчивостью.
- Как предложить клиенту посмотреть модельный ряд.
- Как реагировать на фразы типа «У меня нет времени», «Я сам посмотрю», «Мне ничего не надо».
Прицениваются (проверяют, попадает ассортимент в ценовые ожидания или нет).
- Как реагировать на возражение «Ой, у вас тут дорого».
- Как реагировать на вопрос «Сколько стоит?».
Знакомятся с модельным рядом.
- Как побудить клиента посмотреть ассортимент.
- Как заинтересовать своими моделями.
- Как собрать пожелания клиента.
- Как продать себя как эксперта.
- Как вести себя в ситуациях, когда клиенту нужны конкретные модели/цвета, а их нет в ассортименте.
- Как реагировать на возражения: «У вас ничего нет», «У вас плохая мебель».
- Как реагировать на вопросы типа: «Ой, а это что за щель?», «А у вас разве мебель не из массива?».
Если какая-то модель понравилась, хотят посмотреть, как она будет выглядеть у них дома, и посчитать более точную стоимость.
- Как продать клиенту визуализацию/дизайн-проект (визуализация — самый конверсионный этап, в ее продажу нужно вложиться).
- Как реагировать на фразы типа: «У меня нет времени», «Не буду присаживаться, постою».
- Какую информацию о помещении нужно собрать.
- Как найти оптимальное функциональное решение для клиента.
Сравнить с другими вариантами.
- Сколько вариантов визуализации сделать.
- Как продать идею сделать дополнительные варианты визуализации.
- Как предложить сделать покупку.
Сомневаются и колеблются, в общем, «думают».
- Как дожимать продажу: последовательность и сценарии звонков.
Делают покупку.
- Как оформить покупку.
- Как повысить удовлетворенность покупателя.
А что обычные стандарты продаж? Они построены вокруг классической 5-шаговой модели продаж, впервые описанной почти 100 лет назад, когда форматы торговли, насыщенность рынка и поведение покупателя были другими. К сожалению, они часто не попадают в логику современного покупателя и вызывают неприятие. Симптоматично, что продаже наиболее конверсионных действий (примерки — в магазине одежды, замера — в дверном салоне, визуализации — в магазине мебели) внимание просто не уделяется.
2. Стандарты продаж должны создавать ценность для клиентов
Требование вытекает из предыдущего. Хотите повышенную конверсионность? Значит, на каждом этапе общения с продавцом покупатель должен получать какую-то ценность/пользу. Тогда он будет буквально скользить по воронке продаж. Смело гоните от себя мысль, что современным клиентом можно манипулировать с помощью психологических уловок.
Вернемся к примеру с мебелью. При установлении контакта клиента важно удивить. С этой задачей отлично справляется наглядная демонстрация фишек мебели (типа, встать в выдвижной ящик, чтобы продемонстрировать, какие нагрузки он может выдерживать). Желательно, чтобы клиент узнал, для себя что-то новое: «Здесь используется австрийская мебельная плита Egger. Знаете, в чем ее основные преимущества?».
При демонстрации работают фишкинг, занимательная информация («Давайте покажу модель, которую самая популярная в Москве»), экспертная консультация. Еще покупатели откликаются на заботу о них: «Давайте я быстро покажу наши модели, а вы уже сами решите, нравятся они вам или нет, хорошо?»
Во время визуализации клиенты оценят, если продавец порекомендует компоновку с учетом функциональности и интерьера, предложит варианты, которые самому покупателю в голову не приходили, покажет фотографии уже установленной мебели, сделанные другими покупателями.
Кстати, поэтому отлично себя зарекомендовала экспертная технология продаж, описанная в книге «Проактивные продажи. Технологии и стандарты розничных продаж». Современные покупатели из потребителей стали «выбирателями». Продавец, который в условиях многообразия вариантов помогает сделать правильный выбор с учетом интересов и задач покупателя, создает значительную ценность. Его продажи при прочих равных всегда больше.
Пример. В сети оптик внедрена экспертная технология продаж. Изменена последовательность работы с клиентом
Было |
Стало |
Какую ценность получает клиент? |
Установление контакта. | Первичная диагностика (что случилось?). | Проявление заботы. Обсуждается проблема зрения, а не очки. |
Выявление потребностей. | Продажа диагностики у врача. | Объяснили, в чем отличия диагностики. |
Презентация. | Проведение диагностики и подбор вариантов коррекции. | Диагностика по специальному алгоритму, повышающая точность подбора коррекции в два раза. Возможность правильного подбора сложной коррекции. |
Работа с возражениями. | Выбор оправы. | Анализ проблем с предыдущей оправой. Подбор оправы с учетом правильной анатомической посадки. Выбор оправы, которая визуально нравится. Рекомендации по стилю. |
Оформление покупки. | Подбор очковых линз. | Предложение нескольких вариантов, которые наилучшим образом решают проблему клиента. Сравнительный анализ вариантов, упрощающий выбор. Передается буклет, в котором разъяснены преимущества выбранных линз (чтобы было, что показать домашним). |
Выдача заказа. | Ритуал, повышающий ценность приобретенных очков (повышается чувство удовлетворенности). Проверка зрения в новых очках. Советы по правильному уходу. Предложение сопутствующих товаров (футляр, чистящие средства и т. п.) | |
Повторная диагностика. | Проверка точности подбора коррекции. Решение проблем, связанных с адаптацией. Повышается удовлетворенность клиента сделанным выбором. |
Результат — увеличение среднего чека почти на 40 %.
Как проверить, создается ли ценность для покупателя? Проверочное слово «зачем». Если есть понимание, зачем клиенту делать то или иное целевое действие, что он от этого получит, значит, все в порядке.
3. Стандарты продаж должны не усложнять, а упрощать работу продавцов
Неожиданно, да? Но что толку от крутых стандартов, если продавцы им не следуют?
Каким образом упрощать?
- Содержать рекомендации по поведению в ситуациях, вызывающих затруднения. Примеры приводились выше: одновременно пришли несколько посетителей, нужного товара нет в наличии, клиент увидел дефект на выставочном образце и т. п. Опросите продавцов, и они сходу перечислят вам с десяток подобных моментов.
- Речевые модули должны быть простыми и ложиться на язык. Большинство виденных мной стандартов продаж этому требованию не соответствуют, потому что их пишут. А за восприятие устной и письменной речи отвечают разные участки головного мозга. Проверить легко — попробуйте сами продать по своим стандартам, дословно зачитывая приведенные там формулировки.
- Предлагать различные подсказки, опоры. Например, для продажи индивидуальной мебели мы разработали чек-лист «Что будет храниться?». Он позволяет дизайнерам ничего не упустить. А вот при продаже модульной корпусной мебели подобный чек-лист «не зашел».
- Не должно быть инструментов, сложных для воспроизведения. Та же модель презентации «Характеристики — Польза — Выгода» приживается очень плохо. Лучше ее заменить.
- Удалять все ненужные операции. Например, клиенты интересуются, сколько стоит индивидуальная мебель. Дизайнер делает проект и расчет, на что уходит от 30 мин до 3 часов. Истинный интерес клиента — сориентироваться по цене. Чтобы это сделать, достаточно 10–15 минут.
- Сам документ должен быть легким для восприятия и изучения. Большие талмуды сейчас не особо читают.
Возможно, имеет смысл разработать две версии стандартов — базовую и продвинутую. В базовой отразить минимальный перечень обязательных для применения стандартов, дающих максимальный эффект. В продвинутой — все остальные.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии