Коллеги, приходилось ли Вам самим создавать должностные инструкции? Нет, я не говорю про инструкции, которые скачиваются с интернета, незначительно перерабатываются и пытаются внедриться в процессы Компании.
Большинство Компаний с кем мне приходилось сотрудничать, поступали именно таким образом. Даже ТОП руководители, прошедшие обучение МВА писали инструкции, которые были далеки от реальности. В итоге, рано или поздно, работник задает резонный вопрос: а я это не делаю, мы так не договаривались, это не моя зона ответственности, я делаю то, что нет в инструкции, мне за это не платят и прочее.
Для чего нужна должностная инструкция? Она определяет правила работы и зону ответственности каждого работника в Компании. Благодаря ей определяются четкие разграничения зон ответственности. На мой взгляд, перед тем как допустить работника к выполнению своих обязанностей, помимо инструктажа и всего прочего необходимо ознакомить его с реальной должностной инструкцией.
На примере одной Компании расскажу, как делать должностную инструкцию. Познакомила меня с этой методикой Соколова Татьяна, замечательный эксперт в области построения бизнеса. Данная методика называется «Функциональная карта работника».
Итак, Компании более 7 лет, она занимается производством, допустим раковин. Собственник Компании обратился ко мне с просьбой помочь с созданием грамотной должностной инструкции работникам производства.
Совместно с начальником производства мы решили, что полный цикл изготовления продукции состоит из следующих стадий:
Разработки дизайна модели раковины
Утверждение дизайна раковины
Разработка пресс формы (оснастки)
Первичная (пробная) формовка
Утверждение эталонного образца
Запуск в производство
Шаг 1. Открыв exel мы занести по вертикали абсолютно все процессы так или иначе связанные с проектированием и изготовлением продукции. Указывайте ЛЮБЫЕ процессы, которые применяются сейчас или планируются применяться в последующем.
Шаг 2. По горизонтали указывайте должности работников, которые выполняют эти процессы. Даже тех, кого планируете задействовать в последующем.
Шаг 3. В соответствующих ячейках, в которых работник отвечает за конкретный процесс ставим «+». Итак, по всем работникам.
А потом останется только убрать повторяющиеся процессы, систематизировать их по группам и включить фильтр, тем самым по каждому работнику увидеть за какие процессы он несет ответственность.
Шаг 4. Убираете лишнее: или процессы или работников. Или наоборот, видите,что Вам нужен работник и пора бы открыть новую должность.
Благодаря данной методике возможно:
-
Определить четкие и актуальные процессы сотрудников. У вас не будет «воды».
-
Выделять процессы, которые необходимо делать одному работнику или другому.
-
Выделить процессы, которые необходимо выполнять сотруднику, но Компания не может себе этого позволить по каким-либо причинам именно сейчас.
-
Позволит определить работников которые будут дублировать функции в случае необходимости (например увольнения или болезни).
И главное, теперь любой работник в Вашей Компании не скажет, что он делает лишнюю работу.
В качестве примера прилагаю скриншот этой таблицы. Наименования процессов и должности я переименовал.
P.S. Как часто нужно обновлять должностные инструкции? По моему опыту, если компания быстроразвивающаяся, то раз в 6 месяцев. В других случаях, раз в год. А как Вы создаете должностные инструкции? И нужны ли они вообще?