Результативный цикл сделки. Практический кейс

Результативный цикл сделки. Практический кейсНесивкина Ирина

По просьбе читателей я продолжила архиважную тему для каждой компании — результативный цикл сделки.
 
В этой статье мы рассмотрим практические примеры, которые помогут лучше разобраться в самом цикле и в необходимости его внедрения в свою компанию. Кроме того, я покажу универсальность этого алгоритма и возможность его использования в любых структурах компаний и при любом типе продажи.
 
Управленческий цикл сделки — это последовательный процесс, который начинается от первичного касания к потенциальному клиенту. Он продолжается процессом формирования клиента, проводки его по определенному алгоритму и, в последующем, переводом в следующий цикл на этих же или новых условиях.
 
Описание стадий цикла сделки можно прочитать в уже опубликованной статье «Управленческий цикл сделки». Здесь я только перечислю эти стадии:
  1. вовлечение;
  2. вход;
  3. притирка;
  4. договор;
  5. исполнение;
  6. закрытие;
  7. выход с построением нового возможного входа.
В зависимости от размеров компании выполнение каждой стадии может осуществляться профессионально обученным сотрудником или целым отделом специалистов. Однако возможно, когда и один человек осуществляет полный цикл сделки. Важно знать и понимать все нюансы, возможные вариации в каждом звене этой единой цепочки процесса.
 
Только на стадии вовлечения может работать целый PR отдел и так называемые «упаковщики», которые разными способами и методами демонстрируют ваш бренд миру. А в случае, если вы еще и не марка, то процесс вовлечения должен быть более активным. И в данном случае работает как push-стратегия (пер. «толкать»), так и pull-стратегия (пер. «тянуть, втягивать»). Чаще всего в компаниях применяются одновременно обе стратегии. Последовательность цикла сделки также неизменна, но само выполнение на каждом этапе в каждом звене осуществляется по разному. Какую выбрать стратегию и как тактически построить взаимодействие в каждом участке цепи зависит от типа продаж.
 
Сам управленческий цикл сделки универсально действует для любого типа продаж.
 
Перечислим их виды:
  • активные;
  • пассивные;
  • личные;
  • безличные;
  • прямые;
  • непрямые;
  • простые;
  • сложные;
  • долгие;
  • комплексные;
  • промышленные;
  • проектные;
  • региональные;
  • двухтактовые;
  • конвеерные;
  • каскадные;
  • инфопродажи;
  • коробочные;
  • В2В;
  • В2С.
И для всех этих типов продаж выбирается своя стратегия push или pull, либо смешанная. Однако цикл сделки, его последовательность остается неизменной. Он непрерывен и требует последовательного прохождения каждого участка цепи. В зависимости от типа продажи может быть разная тактика и время прохождения на каждом этапе сделки.
 
Рассмотрим на конкретном примере при прямой продаже:
 
У метро продают клубнику.
 
Вовлечение: «Покупай! Спелый, вкусный, как вы, девушка. Вау!»
 
Человек останавливается, рассматривает, принимает решение. Это вход.
 
Притирка: «Покупай два килограмма, третий подарю, порадуешь детей».
 
Договор: в данном случае, им может служить словесная форма желания купить клубнику.
 
Исполнение: это сервис, то, как нам клубнику упакуют, например.
 
Закрытие: вы забираете клубнику и благодарите продавца.
 
Выход: «В следующий раз придешь с подружкой, я тебе два подарка подарю!».
 
Простой пример уличной или базарной торговли.
 
Конечно же, продажа другого типа отличается по тактике и исполнению, но последовательность цикла сделки остается неизменной.
 
Приведу другой тип продажи.
 
Консалтинговая компания NFP, ее управляющий партнер Сергей Ложкин.
 
Миссия компании и ее общее ядро, независимо от разных направлений: «Мы помогаем организациям устойчиво развиваться» Клиенты этой фирмы: МГУ им Ломоносова, «Транснефть», «Леруа Мерлен» и многие другие.
 
Компания уже несколько лет на рынке, но мы знаем, как быстро все меняется и как нарастает в последнее время скорость этих изменений. То, что было эффективно еще год назад, сегодня уже не работает ни с точки зрения управления, ни с точки зрения маркетинга.
 
Мы внедрили в компанию целое направление по роботам, которое активно только начало развиваться в нашей стране. Оно сыграло активную роль в процессе вовлечения: благодаря роботам мы привлекли интерес, и все другие направления активно стали пользоваться спросом и получили приток клиентов. Компания вышла на серьезных заказчиков, ну а дальше вы понимаете, как срабатывает закон больших чисел.
 
Другими словами, через правильное построение и структуру компании, ее ядра, т.е. миссии, через правильную активацию первого звена — вовлечение, мы открываем «кран возможностей». Однако, не проработав звенья всей цепи, сколько угодно случаев, когда «кран возможностей» открыт, но на этом все и заканчивается. Заинтересованность вами, вашим продуктом есть, а конечного результата в виде состоявшейся сделки нет.
 
Например, в данной компании нам пришлось выравнивать баланс между вовлечением и другими этапами цикла сделки. Поток клиентов — это отлично, но только в том случае, когда вам хватает ресурсов, когда вы не теряете качества в обслуживании и доводите до результата весь цикл, иначе этот поток уйдет в песок.
 
Почему так происходит? На каком-то участке рвется звено. Чтобы этого не происходило, руководитель и/или собственник должен четко понимать, кто несет ответственность за каждый участок цепи управленческого цикла сделки. Однако и этого зачастую недостаточно!
 
Разбираясь с данной проблемой, я пришла к выводу, что и управленческий состав, и исполнители боятся сталкиваться с любой проблемой, с новизной. Реакция на проблему (равнозначно на новизну) запрограммирована у нас в теле, и она вполне обычная и предсказуемая:
  1. спасаться бегством.
  2. голову в песок, ничего не видеть и не желать знать.
  3. защитный рефлекс, обычно агрессивный.
Залог успеха любой организации в сбалансированном, профессионально и последовательно отработанном цикле сделки. Для этого необходимо желание и умение каждого сотрудника решать проблемы разного уровня, переводя их в задачи.
 
Профессионально обучив людей, особенно управленцев, последовательно видеть и решать проблемы, мы имеем возможность безупречно осуществлять результативную деятельность на любом этапе цикла сделки и приходить к оптимальному результату.
 
Как я уже писала в предыдущей статье «Управленческий цикл сделки», кризис управления — это столкновение с новизной. Это и есть проблема, которая ведет к сбою закрывания цикла сделки на любом из участков цепи. Если мы умеем преодолевать этот кризис, технологично проходя его, появляется желание решать проблемы. Как мы с вами знаем, масштаб компании измеряется объемом проблем, которые может решать данная организация.
 
Итак, подведем итоги на основании двух статей об управленческом цикле сделки:
  • последовательное, грамотное и профессиональное прохождение каждого звена цикла сделки обеспечивает стабильный рост и развитие компании;
  • преодоление ограничений и психологических блоков в решении проблем помогает эффективно продвигаться в каждом участке цепи цикла сделки;
  • цикл сделки, его алгоритм и последовательность универсально действует для любого типа продаж. Могут отличаться технологии и время нахождения в цепи в том или ином звене, но последовательность и прохождение всей цепи неизменны;
  • чтобы не застревать в самом начале цепи цикла сделки, необходимо успевать за скоростью изменений как самой компании, так и лично управленцу;
  • воспитать «спецназ»: специально обученных людей, готовых подставлять плечо на любом этапе цикла сделки при возникших сложностях.
В заключении хочу сказать, что отработанная цепь цикла сделки в деталях, подробностях и во всех нюансах неминуемо приведет к устойчивому, стабильному и зачастую «взрывному» росту компании.
Поделиться: