ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ПЕРЕОБУВАЮСЬ
Самое-самое начало сентября. Звонок.
Директор: «Узнал? Трубку не бросай!…»
Отвечаю: «Узнал! Не бросаю. Слушаю…»
Тот: «Ну, в общем это… Надо обсудить, чё-как… Денег вернуть хочу…»
Поверить я особо не поверил, да и обрадовался-то больше не про деньги (потому что не верил), а, скорее, какому-то оживлению по теме…Диалог оказался долгим. Перескажу коротко.
Еще в январе контора работала, как и работала. Текучка кадров, «как у всех», спад («как у всех») покупателей франшизы.
В момент выхода моего видеоролика начался кипиш. Персонал, которого-то и было 2,5 человека, зароптал.
Нависла угроза по налогам и судебным решениям… За такой-то оборот…
Рабочие моменты с небольшим всплеском негатива, так сказать.
Но вот к лету у полиции «прорезался голос». Особенно, с поступлением всё большего количества обращений. Начали дергать сотрудников, Директора…
Произошло главное — Директор и учредитель Иванов разругались к чертовой бабушке.
Я все это слушал вполуха. Не очень верил. Думал, «чешет» он мне, чтобы «лёд растопить» и порешать со мной делишки. Но при этом себе помнил, что несколько дилеров, который обитали поближе и имели возможность почаще бывать у франчайзера, рассказывали, как учредитель гонял Директора «в хвост, и в гриву». Они же тогда, в январе, и говорили, что Директор ничего не решает, что он сам там денег не видит особых…
Так что, элемент правды мог присутствовать.
А разница-то какая?
Даже если он на 100% соврал, что с того?
Ну, вернет деньги — хорошо.
Не вернет — ничего уж, по ходу, не сделать…
Другое дело, что попросит сделать для возврата?…
А явно попросит.…
Рассказывает, мол, когда пошел «агрессивный рост», ему самому аж некогда было за всеми уследить, и менеджеры тупые попадались… вот-де и дилеры оказались брошены…
— Ну и какая схема возврата?
Излагает. Активирую, говорит, рекламу, и, когда продам туда снова франшизу, ИХ паушальный взнос перечислю тебе… И активирую рекламу особенно на те регионы, которые…
В общем, надо подписать акт о расторжении, чтобы территория была «свободной»…
Хм… хм… хммм…
Не спешите возмущаться, мол, да как он посмел!?!…
Еще в январе, когда «пираты решили объединиться», наиболее ушлые опытные парни решили не просто судиться с франчайзером. А «давить» на его банкротство. Через своих юристов. Я уже тогда примерно представлял себе эту тему.
В общем и целом этому способствовали многие факторы. У предприятия общих долгов только миллионов на 7, в т.ч. налогов и судебных решений. Денежного оборота почти нет. Народ разбегается и пишет жалобы. Дилеры атакуют скопом и поодиночке.
Добрая половина тех дилеров, по ходу, и сейчас не осознают той ситуации. Которая была, как говорится, «де-юре».
Если бы опытные пацаны довели дело до ума, то вот что могло оказаться. Началась бы процедура банкротства франчайзера. Был бы назначен антикризисный управляющий. Который, грубо говоря, свел бы «*уй к носу»: дебиторскую задолженность предприятия и кредиторскую задолженность предприятия.
Если «победит» кредит, то предприятие — банкрот. Дальше можно пытать конечного бенефициара: директора и учредителя.
Если «победит» дебет, то предприятие, раздав долги, может работать дальше.
Конкретно в нашем случае, кредитными обязательствами были налоги и решения судов. А все те, кто в суд не подали и, тем более, его не выиграли, не были кредиторам.
Более того — они были дебиторами. Причем — серьезными.
Никто не удосужился расторгнуть договор «де-факто», мотивируя внутри себя тем, что «тогда ваще всё пропадет». А на деле, «де-юре», мы все были должны франчайзеру роялти.…
Ну, может и не 50 человек, за давностью там… Пусть 30.
Ну, может и не за 3 года, кто когда начал… Пусть за год…
25.000р в месяц, это в год — 300.000р. С тридцати человек — это девять миллионов.
Это грубо. С занижением.
Думаете, антикризисный управляющий — лох чилийский?…
Нет, не лох. Он взыскал бы и поболее.
Короче, эти ушлые парни могли взыскать и свой паушальный взнос, и расходы на суды, и моральный какой-нибудь ущерб, и расходы на цех…
Но главное — за счет остальных. В целом, точно таких же — кинутых.
Я не то, чтобы испугался. У меня всё равно был механизм защиты… Про него говорить не буду. Только скажу лишь, опять из «Пиратов»: «Стоит разок умереть, и приоритеты тут же меняются…».
Этого всего Директор мне не говорил, это я рассказал, что знал ДО разговора с ним.
А теперь еще более главное!
Я себе думаю: «Блин! Ведь я уже понял, что технология собрана черт-те откуда, „на коленке“. И негатив уже по всей стране… Судебные дела на конторе…»
Спрашиваю:
— ДАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТАЕТ?!? Как Вы её «заново» продавать собираетесь?
— Да, конечно, работает!…
Фуууух, бл…
Да как так-то?!?
Рассказывает, что, когда начались вызовы в полицию, отношения с учредителем обострились. И он, учредитель (некто Иванов) в конце концов, отписал фирму и несколько связей Директору, и свалил в закат.…
Мол, и с долгами разбирайся, и зарабатывай, если хочешь (можешь).
Также сказал, мол, денег особых не видел, куда там он уводил-оплачивал, не всё знал… (что ты за Директор тогда, к слову сказать?)
Но! Говорит, что тема реальная, и он «за неё всей душой болеет»…
Я слегка присел…
Спросил, мол, а нельзя ли вернуть просто мне мои, «чисто безнальные» 700 тыщ и разбежаться?
Он сказал, что «нет», главным образом потому, что у него их нет. А с «новой продажи» — будут.
Схема такая. Он сейчас один, сам себе учредитель. Контакты налажены, технолог работает (блин, какой технолог? вы ж просто закупали составные части в разных местах!), реклама пошла. Если продаж будет сразу 2—3, то, может и не будет ждать продажи именно на моей территории, сразу долг отдаст. И отдаст — 1,5 мульта. Мол, в Соглашении о расторжении пишем, что я ему не должен роялти. А он мне должен 1,5 мульта по факту реализации…
Паузу взял на неопределенный срок…
Созвонился с тремя-четырьмя активными… Кроме тех, ушлых.
Все плечами пожимают, не верят. Ни в возврат денег, ни в технологию.
Один вот что сказал: «А чё тебе? Соглашайся! Позвонил-то он только тебе! Потому что ты со своим отзывом засветился. Авось и правда, хотя бы двум-трем продаст еще и тебе вернет с легкостью…».
Да уж… главное, что он от меня хотел, тут и спрашивать не надо было… Директору надо было, чтобы я удалил свои отзывы…
Но, черт меня побери, если технология работает…?!?!?… то почему бы и нет?!?
Звоню через неделю.
— Категорически приветствую!
— Привет, привет! Если срочно, говори, если нет, пару дней абажди… я в Дубае…
Во, бл! Развлекается…
Ага… Приготовьтесь удивляться: технологию свою продал и полетел мастер-класс показать!!!…
Ах…ь!!!!!
Я свожу в уме его официальную версию…
1. Технология работает.
2. Нет чудака Иванова, который, якобы, выгребал все деньги и сутью нанотехнологии мало интересовался.
3. Контора продолжает работать, от имени другого юридического лица. Новенького.
Короче если — колебаний было очень много.
И тут я вспоминаю, что Директор, в числе прочего, при разговоре про «вернуть деньги» сказал, мол, был тут в полиции последний раз… Они проверку закончили и вынесли отказ в возбуждении уголовного дела.
Ах, ты ж, так тебя разэтак!!!
Звоню в ту полицию, нахожу телефон отдела, который ОБЭП, дозваниваюсь до начальника отдела всего лишь через час.
— Здравия желаю, тащ капитан! Это пострадавший по такой-то конторе!…
— И Вам здравия желаю (ржёт…)! Понял, понял. Спрашивайте!
И я спрашиваю: «Ко мне Директор ихний обратился. С предложением деньги вернуть. Не суть, каким способом. Суть, по которой звоню: органы усматривают состав преступления или нет? И чо делать-то?»
Тот отвечает, привожу почти буквально: «Ну так пользуйтесь, если хочет вернуть! А дела не будет, состава нет. Хоть ваших и много сюда стеклось заявлений, по всему — отказ. Точка.»
Вот и всё.
Франчайзер кинул франчайзи.
Окончательно.
Инструментов воздействия на него больше нет.
Повторюсь, волнений было много. А теперь: хоть волнуй, хоть не волнуй, всё равно получишь мало. Или ничего.
Но по сути если:
— можно было дальше «не идти на контакт», т.е., держать «статус-кво оппозиционера», судиться и ждать решений неизвестно сколько; и всё равно остаться «кинутым», т.е. лохом;
— можно было оформить расторжение и… остаться лохом;
Получается, что если не захотят заплатить — не заплатят.
Хоть ты выпились. Из этой реальности.
«Переобулся» я. Хотя, до сих пор точно не знаю, правильно ли сравнение? Сильно ли я «перебежал к врагу», если хотел вернуть СВОЁ? К «врагу» кого?…
Созвонились. Оформили расторжение. И я решил, как уже последние лет десять, когда кому-то одалживаю деньги: вернется — зашибись! не вернется — ну, штош, купил опыт.
А про «переобулся» речь вот о чем.
Само по себе оформление произошло при условии взаимных шагов навстречу друг другу.
Я так и сказал: «Давай так, небольшая сумма, но чтобы я, так сказать, обрадовался хоть на денёк… И я закрываю видео на том хостинге. Дальше с текстовыми отзывами решим.»
Через полторы минуты я ему отправил номер банковской карты. Через еще полторы на неё упал оговоренный «полтинник». Кто-то может сказать — за дешево сдался в плен.
Ну, будете на моем месте — скажете.
Закрыл видео. Удалил к вечеру все отзывы, кроме одного. Пароль забыл. А сайт — видно, что не обслуживается. Техподдержка не отвечает. Короче, это он, Директор, сам уже дальше за деньги разрулил. Получается, он и все остальное мог. Только стоило бы подороже. Не сильно. Кроме видео.
Ну, он мне и говорит (коротко приведу): «Раз у тебя полный контакт с дилерами, то ты их и обзвони — предложи такую же идею, как тебе»
Во, бл!
С одной стороны, я «переобулся». Буду звонить каждому и предлагать расторгнуть договор. Люди будут колебаться между «судиться и ждать у моря погоды» и «бросить всё, и рассчитывать, что, может быть, о тебе вспомнят».
С другой стороны, Директору выгода-то какая?
Зачем ему метаться и что-то там обещать (и потом — возвращать), когда и так всё отвалилось?
Официальная версия, его, что «на территории не будет действующего дилера, можно продавать заново». И, «самое главное — устранить создавшийся негатив». Блин, гладко стелешь, фраерок.
Неофициально, я думал себе так: сейчас разрулит всё, успокоит, и просто исчезнет. Даже, бохегознает, один ли будет дальше дела творить, или опять с Ивановым…
И опять, я сам себе противоречил: дак а зачем ему это всё, если на него и так управы нет? Зачем ему заново обозначаться всем, что-то там оформлять, обещать?… Не, может и правда парень «хромом» болеет… а?
Поколебался — решил. Буду обзванивать. Позиция — предельно нейтральная. Озвучиваю, записываю решение. Ни к чему не склоняю. Про себя лично стараюсь не говорить. Ну, ясно, что те «трое-четверо» будут расспрашивать, мол, на что же я решился? Ну и разнесут дальше. Если и не сказанное мной, то — домысленное ими.
Обзвоню, соберу мнения, там видно будет.
Начал обзвон…
Примерно после четвертого дилера, переобратился к Директору и сказал: один только обзвон будет стоить еще «четвертак», ок?
Потому что… потому.
Потому что посыпались возражения. Не, я их не «закрывал». Просто каждый начал «думать», потом переспрашивать. Решать. Созваниваться со вторыми, третьими.
Директор сказал — ок!
Я обзвонил всех, с кем говорил в январе. Подавляющее большинство сказало «нет». В смысле — «не подписываемся под расторжение Договора».
Ну, «нет» так «нет».
Только один из них, тот, который мне тогда говорил, мол, соглашайся, может тебе чего и вернут, сказал мне, смеясь: «Мне это напоминает «Кавказскую пленницу»… В том смысле, что «кто нам препятствует, тот нам и поможет!»…
Добрую половину правды в его словах я еще тогда понимал.
Собрал я сведения. Передал данные. Спустя совсем немного времени получил обещанный «четвертак».
Опять тишина. Чувствовал я себя не очень уютно. Вроде как — предал единомышленников.
Но постепенно я успокоился.
Потому что, НИКТО из них, НЕ СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ НИЧЕГО.
НИ-ЧЕ-ГО!!!
Ни судов…
Ни полиции…
Ни звонков Директору…
Ни видеороликов, подобных моему…
Ничегошеньки…
Надеюсь, каждый сам себе сделал выводы. И очень надеюсь, что теперь будут знать, как подбирать себе покупку бизнеса.
Продолжение следует.