Успех — самое растиражированное слово в мире. Я уверен, что книг, содержащих в своем названии слово «Успех», выпускается в разы больше, чем содержащих любое другое слово.
Секреты Успеха; Успех 2.0; Успех без офисного рабства; Деньги, успех и вы; Успешная Леди… и ещё тысячи названий.
Особо изобретательные авторы часто называют свои книги просто «Успех». А что, и так сойдет.
Я считаю, что слова и мысли правят миром, причем они крепко-накрепко повязаны друг с другом. Это не НЛП, это просто вера в силу Слова и его власть над нашим сознанием. Вспомните Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Верные слова формируют верные мысли. Эффективные слова формируют эффективные мысли. Упаднические слова формируют упаднические мысли. Прямая зависимость.
Так что же означает слово «Успех»? В нашем обыденном понимании, быть успешным — постоянно достигать своих целей. То есть мы выделяем какие-то значимые для нас вехи, а потом направляем все усилия для того, чтобы «зафиксировать» результат. Успешный человек — тот, кто постоянно достигает своих целей.
То есть захотел 10 000$ заработать — и заработал, захотел жену красивую — нашел, захотел пресс — накачал, захотел более перспективную работу — прошел собеседование и подписал договор, и т.д.
Заметили особенность построения фраз? Попробуем ещё раз.
То есть захотел 10 000$ заработать — и работаю, захотел жену красивую — в поиске, захотел пресс — хожу в спортзал, хочу работать — ищу работу…
Что за неловкие формулировки, спросите меня вы? Не у всех людей, которые ходят в зал, есть пресс. Хорошо, а вот так:
Я пошел на работу.
Ты что делаешь?
Я работаю.
О, я тоже работаю.
Работаешь целый день за троих, а зарплата все такая же низкая. Достало все, надо менять работу.
Ты выучил?
Я читал…
Ты похудела?
Я сижу на диете, да…
Уверен, что такие фразы вы слышите постоянно, и неловкостью своей они вас не смущают.
В нашу российскую культуру проник злобный языковой вирус. Он поражает молодых и старых, мужчин и женщин, вне зависимости от социального положения и рода деятельности. Его практически невозможно вылечить, вакцину от него ещё не придумали. И заражают им в детстве, и начинают со сказок и пословиц.
Работа не волк, в лес не убежит. Кипит работа, да день мал. Кто не работает, тот не ест. Работа дураков любит.
Потом продолжают в школе. Помните знаменитое «Пример решен верно, но нужно все действия подряд записывать, а ты в уме посчитал. И написано криво. Перепиши»? Но я же решил! А ещё: Лера бегает 3км на пятерку, а Наташа бегает на двойку, но она отличница и старается. Поэтому в дневниках у обеих будет стоять «пять».
Мы продолжаем стараться в институтах. Причем большинство людей ходит учиться не для того, чтобы обрести конкретные навыки и знания, а чтобы общаться, сидеть на парах, «получать образование». Естественным стало платить педагогам за то (вдумайтесь!), чтобы продолжить находиться в институте. Платить не за знания в своей голове, а за местоположение своего тела. Ничего не напоминает?
А потом мы идем служить, и наша служба вообще не подразумевает обретения воинского мастерства. Да, в конце дадут военник, но вы сами понимаете…
И вот мы приходим во взрослый мир, где «досидеть до пятницы» становится основополагающей целью большинства работников. Результаты соответствуют.
Bloomberg: «В России сотрудники проводят на работе 1982 часа в год, уступая в Европе только Греции (2034 часа в год). В Словакии работают на 208 часов в год меньше, чем в России, в Словении — на 430 часов меньше, а во Франции — почти на 500 часов меньше времени уделяют работе. Меньше всего работают в странах, которые считаются локомотивом европейской экономики, — в Германии (1 363 ч.), Норвегии (1 408 ч.) и Нидерландах (1 421 ч.)».
К середине 2000-х годов средняя рабочая неделя в США составляла 35 часов с пятью рабочими днями и пятницей как коротким днём. В связи с мировым финансовым кризисом во многих компаниях она сократилась ещё больше, до 33 и даже 32 часов.
Как видите, ВВП США и России немного отличаются.
То есть мы проводим тысячи часов на работе, но измеримых оконченных результатов нашего труда почти нет. Это относится и к продавцам, и к политикам, к врачам, железнодорожникам, кинематографистам. Вся страна что-то постоянно делает, но очень мало «сделала». Все трудятся, устают, но даже Сизиф достиг большего. Он, по крайней мере, землю на горе укатал.
Даже само слово «работа» используется нами неправильно. А это основополагающее фундаментальное понятие большей части нашей жизни. Работа может быть в завершенной форме, а может быть в форме продолжающейся.
Я завершил работу по созданию чертежа. Я разработал программу. Тебе нужно осуществить работу по привлечению в наш магазин 100 человек.
или
Я работаю над чертежом. Я разрабатываю программу. Я привлекаю людей в свою компанию. Я работаю над своим сайтом (уже полтора года).
Разница, как говорится, налицо. Лексика в завершенной форме включает ресурсы нашего подсознания, мы самопроизвольно ставим себе ограничение по времени и отбираем методы, позволяющие достичь результата в установленные временные рамки. Лексика в продолжающейся форме делает нас пассивными и ленивыми, вечно откладывающими дела на завтра.
Следует признать, что мы не умеем ставить себе цели. Не умеем ставить цели своим сотрудникам. Мы можем обозначить действие, которое нужно делать, как то: читать эту книгу, писать этот отчет, работать с клиентами, звонить по наработкам, ходить на встречи. Но вот ограничивать действие в нашей культуре совсем не принято. С политических трибун нам громко заявляют, что «мы будем строить дороги», и мы радостно внимаем. В Европе так не прокатит, им конкретику подавай — какие именно дороги и когда будут построены?
А в итоге мы получаем жизнь, которая на 80% состоит из работы. При этом работа не приносит нам ни сытой старости, ни материального благополучия в зрелости, ни карьерного роста, ни мастерства в нашем ремесле. Офисный планктон. И не только офисный, кстати, заводы ровно настолько же океанизированы.
Быть успешным трудно.
Невозможно прийти к какому-либо результату, если само твое мышление и твоя лексика препятствуют тебе в этом. Нужно взять — и сделать. Отставить в сторону бесчисленные оправдания, всевозможные «обстоятельства» и просто сделать.
Перестаньте ходить на работу. С утра запланируйте себе те результаты, которых вы сегодня достигнете. Определите те действия, которые позволят «зафиксировать» результат. И все, что останется — сделать.
Вот только для этого нужно забыть про школу, институт и армию, про все сказки и пословицы, про то, что говорили мама и папа. Нужно перестать «досиживать» до пятницы и бесконечно исследовать социальные сети. Придется считать свое время, придется нести ответственность, сначала за себя, а потом и за коллектив. Придется отказаться от многих вещей. И первое, от чего необходимо отказаться, это от доброй половины своего лексикона. И ведь это так сложно…
Да, я начну себя менять! С понедельника…
Именно поэтому большинство людей никогда ничего не добьется.