Добрый день, Саша Игин! Далее, как говорит Sergei: "Добрый день всем нашим! Нормальным - тоже привет!"
Я только к концу статьи понял, о чем она. Полагаю, что я не один такой, поэтому попытаюсь вовлечь народ.
Итак, "Проблемы развития менеджмента". А особенно в русле "ориентированных на практику".
ПЕРВОЕ. Никто и никогда в нашем государстве не внесет критичных изменений, пока не будет возможности изменить систему. Саму систему. Подготовка кадров нынче идет не для организаций и производств (давайте "производственников" оставим, будем о всех офисных?). Она идет просто как распил бабла.
Начнем сверху. В моем понимании "академик" или "профессор" это такие люди, как Курчатов, Королёв, и им подобные. А сейчас полистайте, сколько и каких академиков и член-корреспондентов в Академии Наук? Такие уж ли они академики?
Ниже. Любой ректор нынче будет против допуска в вуз "седых лис" - участников и владельцев бизнеса. Именно потому, что учебная программа (за которую платятся немереные бабки), идет вразрез с тем, что в реальности. Потому, что они рассказывают совсем не то, чему учат преподаватели.
Ниже. Какому преподавателю нынче есть разница, что будет с его выпускниками? И куда они устроятся? Если он сам сидит на зарплате и никаким образом не зависит от качества образования студента?
Итог. Раньше, когда выпускники распределялись по целевым организациям, им и тогда говорили на первом месте работы: "Забудь, чему тебя учили, пойдем, я тебе расскажу, как надо делать". А нынче дак и этого не говорят. Просто ты не найдешь работы, потому что опыта нет. Зачем, бл, такое образование?
ВТОРОЕ. Высшее образование дает единственный, явно видимый навык - навык получения информации. Правило высшей школы: не знать всё, а знать, где взять. В этом русле мы отличаемся от других стран, потому что там "учатся", а у нас "учат". Короче, пусть будет хотя бы "must have".
ТРЕТЬЕ. Да, Саша задает вопрос государственной важности. Но я бы немного к народу оборотился: вы-то сами чего? ждете, когда научат? Ну, ждите и оставайтесь с буквами А, П, О, Ж, из которых слово "Вечность" не сложить. Так вот. Если студент не работает со второго курса, причем по своей специальности, то и нехрен потом удивляться, что молодые специалисты нигде не нужны, да еще и без опыта. Корона на башке у всех. "Я - менеджер, а менеджер - это управленец!" Но простите, прежде чем командовать, надо научиться подчиняться. А этому можно научиться только в реальной работе. Вот и выходит, что по подготовке и дальнейшему росту как управленцы могут состояться единицы. Те, которые пашут на двух работах, или совмещают работу и учебу. Более того, эти люди как раз и понимают: система такова, какова есть - другой нет. Исходя из этого и действуют. Если кто про меня подумал, то тут даже не суть, предприниматель ты сам или по найму: пахать все равно придется. Какая разница, в каком статусе?
Вывод: да, с правительством воевать надо. Потому что мы их наняли за наши налоги, надо с них требовать; в рабочее время совершенствовать себя любимого.
Решение. Начинать нужно с себя. А с правительством воевать "после работы". А что, есть другое время? Уже не первый раз привожу пример. Я забрал своего старшего сына от первого брака из Петербурга (!) после окончания 9 класса, в свой маленький уездный городок. В колледж на автомеханика. Именно потому, чтобы мечом и огнем вдолбить дисциплину, организованность, порядок и распорядок. Я не верю, что нынешнему поколению вообще что-либо интересно, из специальностей, поэтому разницы я не видел, "на кого отдать". Поэтому, первый навык: организация и получение информации (чтение книг под моим контролем тут не последнее место), под моим жесточайшим контролем. А если в самом негативном ключе: этой специальностью он на пропитание и крышу над головой заработает, если я сдохну, суть не в ней. Дальше - сам. Тут не в смысле, что я его брошу, я в контексте поста: нужно высшее - вперед. Не нужно - работай и живи себе. За счет опыта живи по карьерной лестнице.
Итак. Я против ТАКОГО высшего "менеджерского" образования, как сейчас. Я бы лучше ребят прогонял через 3-4 года после 9 класса и отправлял в реальную жизнь. Чтобы через годик-другой они сами решали - куда их сносит. И поступали на обучение, которое ИМ надо. И от преподавателей требовали знания, а не зачет в зачетку. Ну, понятно? Это как с Клиентом: что он требует, то мы и даем. Тогда и преподавательский состав начнет меняться. А если серой массе "снизу" неинтересно, система такая и будет - системой распила государственных денег.
P.S.: Давным давно я попробовал несколько раз, когда рассказывал своим агентам, менеджерам, материал по работе, по итогу поставить МНЕ оценку. Не я проверял у них усвояемость и дальнейшее применение, а они меня оценивали за подачу материала. Дальнейшее применение - это их заработанные деньги. Да, у Кийосаки прочитал. Знаете, эффект шокирующий: все хлопают, кричат "пятёркааа!", а самому тут же охота снова что-нибудь изложить им.
Всем спасибо!