Чтобы компания могла достигать своих целей, ей необходимо выстроить систему, при которой сотрудники будут готовы прилагать усилия в направлении достижения этих целей. Проще говоря, организации нужна эффективная модель мотивации. Если говорить о денежном стимулировании, то существуют системы компенсации, базирующиеся на фиксированной ставке, на процентах за результат и так далее. Одним из эффективнейших методов мотивации считается система KPI, поэтому предлагаем поговорить о ней.
KPI – это система основных показателей эффективности сотрудников. В ее рамках каждый работник понимает, что ему делать и к каким результатам стремиться. Выглядит эта система таким образом: руководство договаривается с сотрудником об определенной сумме, которую тот получит при достижении требуемого результата.
Эта сумма делится на две части: окладную и переменную. Оклад зависит от количества отработанного времени. Его основная задача – обеспечить стабильность. Сотрудник понимает, что, отработав определенное количество часов, он в любом случае получит эту сумму.
Переменная же часть напрямую зависит от полученного работником результата. Выставляется план, который надо достигнуть по конкретным показателям. Получив этот план в начале месяца, каждый работник понимает, чего он должен достичь по итогам этого месяца, чтобы частично или полностью получить вознаграждение.
Мы получаем первое преимущество системы KPI – сотрудник движется к цели. Это очень важно, особенно для тех людей, которые обладают лишь тактическим мышлением и не могут продумать алгоритм действий для достижения масштабных целей. Дробление крупной цели позволяет им быть более результативными. Практика показывает, что каждый сотрудник может стать эффективным в конкретный отрезок времени.
Система показателей позволяет учесть два основных типа мышления, присущих людям: тактическое и стратегическое.
Стратегическое мышление влияет на стратегическую карту предприятия, в соответствии с которой выстраиваются основные общекорпоративные цели. Эти цели дробятся на показатели KPI для каждого сотрудника и позволяют охватить тактическое мышление большей части персонала компании. В результате мы получаем четкий, конкретный путь достижения целей, который выстраивается сверху вниз по пирамидальной системе.
KPI может состоять из следующих элементов:
1. Ключевые показатели, отражающие достижение целей. Они могут измеряться в рублях, процентах, штуках и так далее.
2. SMART-задачи для конкретного сотрудника. Такая задача может иметь только два результата: выполнена или не выполнена. Это позволяет максимально эффективно стимулировать человека на выполнение задачи в полном объеме.
Для того чтобы мотивировать сотрудников к развитию, можно внедрить систему грейдов. Любой сотрудник будет видеть, как может развиваться его должность или позиция по системе ступенек, а также как может увеличиваться его зарплата.
Основные плюсы работы по системе KPI:
1. Прогнозирование результата.
2. Четкая привязка каждого работника к конкретному кусочку общего результата.
3. Понимание каждым сотрудником, какой объем работы ему необходимо выполнить, и сколько денег он получит за этот объем.
Но у данной системы стимулирования существуют и минусы. Один из них следующий: как и любая система, KPI требует постоянного изменения, совершенствования, улучшения. У некоторых сотрудников ключевые показатели могут меняться чуть ли не каждый месяц, что может вызывать у них стрессовые реакции.
Поэтому компании надо очень серьезно отнестись к этому процессу. Если организация только перестраивает внутренние процессы на работу по KPI, очень важно четко продумать всю картину, которая должна получиться. И главное – на эту форму работы должна перейти вся компания. Может остаться лишь несколько должностей, которые не впишутся в эту систему, – это представители топ-менеджмента.
В дискуссиях о системах KPI и BSC (система сбалансированных показателей) нередко можно встретить такое мнение: эти системы, конечно, очень классные, но есть множество ситуаций, при которых они не работают. Уже на этапе внедрения многие компании отказываются от этой идеи. Но на самом деле в любой сфере бизнеса есть предприятия, которые вполне успешно работают по этой системе.