Коллеги, всем привет!
В воскресенье смотрел канал РБК. Была там интересная передача, суть её передаю названием темы. Потолкуем?
ПРЕАМБУЛА.
Первое.
Всем мы, когда молоды, думаем на старшее поколение, мол, “ничё они не понимают в настоящей жизни”. Бросаемся в омут страстей и дел с головой. С возрастом это проходит. Не у всех, правда. Ваш покорный слуга тому пример. А когда мы становимся взрослыми, приобретаем опыт, мы на молодежь и их “дела” смотрим уже как на нечто несерьезное. Типа, соцсети - это развлекуха.
Второе.
Социальные сети вообще и “Тик-ток” в частности, уже не просто средство коммуникации (вообще-то, читай - развлечения), а и полноценное (а иногда очень мощное) средство рекламы. Более того, всё это монетизируется уже в промышленных масштабах. Уже во многих соцсетях участвуют платежные системы.
Третье.
Уже давно никого не удивить директором, которому 20 лет от роду. “Делай свой бизнес, предприниматель! Отличный бизнес!”.... Это “Ван-моо” моей юности.
Четвертое.
Век информации же. Она распространяется со скоростью света по каналам связи. И её так много, что люди уже не успевают её воспринимать. Хватают кусочками - клипами. Не буду про книги, скажу так: читать мои опусы гораздо тяжелее, чем просмотреть 15 секундный ролик в “Тик-токе”. И так - во всём.
Всю эту грубую аналитику я свожу к двум моментам.
ФАБУЛА. И хочу рассказать про эти два момента из передачи.
ПЕРВЫЙ. Он - общий.
20 летний (а то и гораздо моложе) блогер (он же “Тик-токер” может зарабатывать приличные такие суммы. О том, что за рубежом всё это более распространено, я не буду сейчас. Оно и понятно: наша, в целом “закрытая” нация; слабый интернет…..
Я о том, что сам хайп, драйв. Развлекаться и выкладывать свои перлы бросаются многие. Зарабатывают не многие. Как предприниматель рассуждаю - скоро хайп спадет, и тому большинству придется идти работать. Здесь достаточно.
ВТОРОЙ. В передаче было несколько интервью. Не только блогеров (и блогерш), а еще лиц, которые были названы - Директор. Минимум от двух таких “директоров” и одного просто блогера я услышал такую мульку. Дескать, вот в “их америках”, можно и платить налоги, и “списывать на налоги”.
Речь шла конкретно о том, что вот, мол, купила я себе телефон, и он мне помогает вести бизнес. Купила микрофон, он тоже мне помогает вести бизнес. А значит, на данную сумму я уменьшаю налоги. А в России такого нет……..
Услышав такое от блогера, можно хмыкнуть и пройти мимо. А вот услышав такое от “директора” просто так пройти мимо уже нельзя.
Я еще раз упомяну то, что я недавно получил квалификацию “бухгалтер” по курсу обучения “Бухгалтерский учет и налогообложение”. Многие материи я и так уже давно знал. "Теоретической теории" надо было немного. Скажем, проникнуться ходом мыслей бухгалтера. Кстати, диплом когда на руки получил, знатно обалдел: прям как мой, с военного училища. Государственного образца, все дела. Только написано “переподготовка”. Аккредитованные, короче, курсы.
И вот я слышу, что и второй “директор” повторяет, мол, в России “так нельзя”. Обоим “директорам” явно меньше 30 лет. Услышав такое, мы с супругой (бухгалтер с соответствующей профдеформацией, а ныне уже года три - главный бухгалтер) каааак заржем! Хохотали до упаду.
Поясняю на примере своего автомагазина. Кто не понял, что за магазин, полистайте мой блог и найдите статью.
Купил я себе компьютер, МФУ (принтер+сканер+ксерокс), сотовый телефон. На всё это “выбил” авансовый отчет, пришил к нему чеки и положил в архив. Похожая история и с расходниками: канцелярия, платежи за связь и интернет. Все это - расходы. Система налогообложения у меня на спецрежиме - упрощенная: “(доход минус расход) * 15%”. Чем больше расходов, тем меньше налогооблагаемая база, тем меньше налогов к уплате. Это конкретно - налог на прибыль. Кто не в курсе, поясняю: если в конкретном периоде расходов будет больше, чем доходов (или “в ноль”), то заплатить все равно придется - один процент от оборота за этот период.
Скажу больше. Организация моя арендует автомобиль (на котором я катаюсь по всей стране) у некоего владельца - физического лица. Физическое лицо это - сам директор этой же организации. Договор аренды - безвозмездный. Чтобы физлицу самому не платить налоги (НДФЛ). Точнее - самой. Супруге моей. Так вот: ГСМ и запасные части - тоже списываются, как “материалы” и “принимаются к налоговому учету”. Кавычки - это пояснения, куда именно это прилагается в “1С”. Т.е. - это “материалы”, а не “товары на складах”. И при списании их через требование-накладную они “принимаются к НУ”, а не “не принимаются к НУ”.
К слову сказать, по именно этой моей конторе я наворотил дел на 55.000р налога на прибыль за 2020й год. Это - 1% от оборота. Сам автомагазин там был не сильно существенной частью. В данном случае, по организации, магазин оказался формальной частью бизнеса: касса, помещение в аренде, полочное пространство, товары. Короче - легализация….))).
Итоговый экзамен по бухучету я сдавал, одновременно сдавая свою отчетность за 2020й год. Ко двору пришлось знание. Магазин хоть и не сильно повлиял, но вот какой нюанс я вынес при формировании отчетности. Помните, что мы с товарищем разбежались под Новый год? И он забрал свой товарный остаток…. Так вот: то, что я заплатил поставщикам и получил подписанные акты и счета-фактуры, еще не является основанием признавать это расходом при исчислении налога на прибыль. Товары легли на склад. Ну, на витрину. А признавать расходом их можно только тогда, когда они продадутся покупателю! Во!
Вернемся.
В мелком бизнесе часто поднимается спор между бухгалтером и предпринимателем: вот это ты можешь списать на расходы, а вот это - не можешь.
Например. Не суть, наличка и авансовый отчет или бизнес-карта банка, привязанная к расчетному счету. Суть - деньги организации, а не твои лично. Можешь ли ты на эти деньги покупать себе обед, да еще с красным вином? В развитии этой мысли можно дойти до вопросов сауны, женщин низкой социальной ответственности и моря пива и водки. И вот в чем вопрос: пить или не пить? (Серега, братан, салют!). Точнее, вопрос в том: принять к учету или нет?
По моей конторе с супругой договорились так. Когда я езжу на машине, заправляю бензин по корпоративной карте, то разную еду и кофе на заправках покупаю, когда нахожусь ЗА пределами области. И не только на заправках. И оформляю себе командировочное удостоверение. К нему - авансовый отчет. Т.е. - покупаю по карте всё то, что любым, даже “левым” человеком без подготовки, будет признано в интересах И командировки И бизнеса в целом. А уж тем более - представителем ФНС.
И еще. Книги я покупаю по корпоративной карте. Художественные стараюсь не брать "на контору". А всякие "Бухучет и аудит", "Богатый папа - Бедный папа", "Язык программирования JAVA", "Черный лебедь", покупаю и чеки принимаю к учету. Интересно будет потом обсудить с налоговым инспектором. Читайте дальше, там пояснение.
А с другом, которому я веду бухгалтерию тоже, уже полгода, договорились так. Ты - мальчик взрослый, отвечаешь сам за базар. Поэтому, твои расходы я принимаю - как скажешь. Купил он в прошлом году по корпоративной карте золотое колечко за 20.000р своей даме сердца. В общей массе этот платеж я принял к учету. С его подачи. И максимальный риск может быть такой. Когда пройдет три года с момента открытия, контора попадет под налоговую проверку уже по плану. Год уже прошел. Еще пандемия отложила немного. Суть - рано или поздно, налоговый инспектор, листая поступления денег и их расход, задаст албанский вопрос: “Как золотое украшение Вам способствовало вести бизнес?”
И, в зависимости от полноты налитого стакана, оставит как есть, или не оставит. Если не оставит, то налогооблагаемая база увеличится на 20 тысяч рублей, и на эту сумму будет, как говорят налоговики, исчислен налог. И выставлено требование по его уплате.
Теперь вернемся к “тик-токерам”. Помимо сказанного, еще в передаче было упомянуто, что, мол, блогер помогает в рекламной кампании, но за это всегда просит наличку. Почти всегда. Не будем сейчас о том, где организации взять наличку, это отдельная тема. Я о блогерах. И я - “за” честность.
И в этом я вижу тупо незнание матчасти. Если ты участвовал в рекламной кампании, оказывал услугу продвижения, то это - бизнес. Будь добр выставить счет и предоставить акт по нему. И будь добр заплатить налоги своей стране. Не надо быть бухгалтером или продвинутым предпринимателем. Просто - делай бизнес, раз уж взялся. Получил деньги, заплатил налоги - спи спокойно. Проснулся - конкурируй дальше за Клиента. Именно поэтому я и ржунимагу над выступающими в передаче блогерами и “директорами”. Да, с точки зрения политики, у нас полный атас с налогами. С экранов трубят, что у нас самые маленькие налоги. Это - откровенная ложь. Налоги у нас приличные. Точнее НЕ приличные. Другое дело, пока ты “мелочь”, ты особо не интересен органам, и еще - со всем этим можно работать. Оптимизировать, скажем. В этом смысле в нашей стране жить чуть попроще.
Тут у нас целая священная война случилась с бизнес-тренерами. Не мог я этот момент обойти. Не, не подумайте, что я опять о склоках, мол, “чем отвечаете?” и “какие знания предоставляете?”. Я о том, что есть люди толковые, которые оказывают услуги. И я раздаю для них бесплатный совет. Будь то тренинг, или какое “продвижение в интернете” или еще что. Особо страшного в том, чтобы открыть ООО или ИП, нет. В реалиях тренера-одиночки (когда Клиентов не очень много, и работа носит перманентный характер) я бы не советовал регистрироваться индивидуальным предпринимателем. Налогов оказаться может многовато. А с ОООшкой другой подводный камень. Рано или поздно государство (через Ваш расчетный банк) спросит про полноценную организацию рабочего места: аренда помещения, касса или терминал, и т.п. Придется всё это иметь в наличии. Это я всё к тому, что если у кого есть затык в том, мол, Клиент платящий есть, а наличку физлицу давать не хочет, пишите, обсудим. Расскажу, что знаю: как наиболее оптимально получить свои деньги. В наше время говорить, мол, я отработал, и как оплатить - не мои проблемы, не стоит. Про НПД знаю хорошо уже. Это про “самозанятых”.
Но такое ведение дел, по крайней мере, честно. Вот я всё это к чему: ведение дел на общих основаниях и знание своей материальной части.
Еще пример. Про того же друга. Каждая фирма (ООО в данном случае) имеет обязанность вести бухгалтерский учет. За одно это (точнее - отсутствие оного) можно схлопотать штраф. Но спор наш был в том, вести бухгалтерию “по полной” или не вести вот почему. Он мне говорит: “Я на УСН “доход * 6%”, зачем мне учитывать расходы? Приход денег по банку взял, с него исчислил и заплатил налог. Его же вписал в декларацию и её сдал. Всё!”. А вот и не все. Помимо декларации, точно такую же важность имеет и бухгалтерский баланс организации. Который также сдается. И лучше - одновременно с декларацией. Албанский вопрос: “А как ты баланс сведешь, если расходы не считаешь?” Сник он. Ведем, теперь, короче, по-полной. Веду я, бл. Так-то мы оба иногда косячим. Потом ржем до упаду.
Еще пример. Про другого друга. Он в армии прослужил дольше меня. И был как я - деревянным по пояс. Только я - снизу. А он - сверху. Не виделись лет 10. Встретились. Толкуем, пока еще без средства от холода и печали. То, сё, и он бросает: “Да знаю я вас, бизнесменов, только от налогов прячетесь!”... Я уже лет 5 все ждал, когда же меня кто-нибудь этим попрекнет. И вот он!
Штош, слушай, говорю.
Во-первых, тебя самого, бюджетника казенного не смущает в твоей же ведомости графа “налог”? Это так, пируэты нашего государства, ремарочка, пропустим её.
Во-вторых, бизнес не может НЕ платить налоги. Расчетный счет заблокируют и вся твоя деятельность станет.
В-третьих, вот тебе таблица. Отчет за месяц. Открываю ноутбук, показываю. Эксель. Таблица по конторе, от имени которой я действовал в данном случае. Вот пришли деньги от Покупателя. Вот ушли деньги Поставщику. Везде - “в том числе НДС”. Всего - столько-то строк; каждая строка - сделка. Внизу - общий итог за месяц. Сальдо - это разница между доходом и расходом, распиливается по итогам месяца так:
-
20% - НДС, остается на р/сч конторы;
-
30% - выводится в нал и отправляется на карточку товарищу, 1му управляющему партнеру; или оплачивается как счет уже с его конторы;
-
10% - содержание офиса (расчетный счет, “1С”, бухгалтер), остается на р/сч;
-
20% - выводится в нал и отправляется на карточку 2му управляющему партнеру (мне); или оплачивается как счет уже с моей конторы;
-
20% - остается на счете 3го партнера на его усмотрение;
Далее показываю страницы за год. А теперь - говорю - еще раз посмотри на цифру уплачиваемого НДС. Согласись, цифра, сопоставимая с твоей ЗП? И три семьи в достатке. Посему, друг мой, помалкивай теперь в отношении людей, которые тебя содержат. Он пожал мне руку и сказал “Спасибо” за четкое просвещение и мы перешли к самой важной части встречи, где было много средств от холода и печали.
Всем добра и своего стабильного процента!