отличный пост:)
Как работать с сотрудниками - "нытиками"?
Цель
Преодоление явного и скрытого негативизма в коллективе.
Как это работает
Вспомните известный советский мультфильм «Ох и Ах». История про двух друзей – соседей. Ах – добряк и шутник, на все смотрит оптимистично и потому него все получается. Ох, напротив, вечно чем-то недоволен, во всем видит причину, чтобы вздохнуть. Поэтому, у него дела не клеятся.
Как показывает практика и наблюдения, около 90% сотрудников – это Охи. Есть ярко выраженные «негативщики», есть молчаливые ворчуны, но суть от этого не меняется. Отличительная черта таких сотрудников в том, что сталкиваясь с маломальской проблемой они НЕ предпочитают ее решать. Зато они очень любят «хныкать» и жаловаться окружающим (коллегам, родственникам, друзьям и т.д.) на нереальную сложность своих проблем. Причем, во всех этих ударах судьбы виноваты, по мнению Оха, разные внешние обстоятельства: начальство (государство, правительство) не то, страна не та, люди не те и т.п. Ближайшее окружение жалеет и сочувствует Охам, тем самым, оказывая им «медвежью» услугу. У человека формируется - позиция «Жертвы». Сразу отметим, что это достаточно комфортная позиция – не надо ничего делать, при этом еще и сочувствуют!
Более полные различия между Охами и «Ахами, приведены в таблице:
КРИТЕРИИ |
«ОХ» |
«АХ» |
Жизненная позиция |
«Я – жертва» |
«Я – творец» |
Направленность мышления |
На проблемы |
на цели |
Настрой |
Пессимизм |
Оптимизм |
Отношение к работе |
«Каторга» |
Любимое дело |
Отношение к обучению |
Трата сил и времени |
Средство для развития |
Отношение к проблемам |
Кто виноват? |
Что делать? |
Тип поведения |
Страдательно – пассивное |
Активное, решительное |
Отношение к успехам |
Воля случая (лотерея) |
Все зависит от меня |
Отношение к неудачам |
Виноваты другие |
Виноват я сам |
Отношение к судьбе |
Все на роду написано |
Создаю сам |
Любимые фразы «Охов»: «это не реально…», «всё равно не получится, потому что…», «начальство любит ставить задачи, а пахать нам», «это не принесёт обещанной прибыли», «мы это уже пробовали, это бесполезно» и т.д.
Основная задача руководителя, при работе с сотрудниками Охами – научить их решать проблемы самостоятельно. Однако, такие устремления руководителя натыкаются, как правило, натыкаются на сопротивление самого сотрудника. Выталкивать человека с позиции «жертвы» непросто. Он к ней привык, ему комфортно в своей «маленьковости». Переход от позиции «жертвы» на позицию «творца» своей жизни, происходит не быстро и болезненно. Идет ломка сложившегося стереотипа.
При жалобе сотрудника на какую-то проблему, ему полезно задать следующие вопросы:
- Что тебе мешает решить эту проблему?
- Что ты предлагаешь сделать? Что еще?
- Когда ты это сделаешь (вопрос о сроках)?
Нужно быть готовым к тому, что на эти вопросы жалующийся сотрудник не сможет сразу ответить. В этом случае, разумно будет предложить ему самому подумать, а затем с вариантами решения подойти к руководителю.
Вообще, вы можете разместить у себя в кабинете (на рабочем столе, на стене) стимулирующую надпись: «Приходишь с проблемой – неси предложения!». Всем сотрудникам, кто подходит к вам с голыми проблемами, указывать на этот девиз. Помогает…
Пример
Вы спрашиваете сотрудника, пришедшего к вам с проблемой: «Что ты предлагаешь сделать?». В ответ слышите типовую отговорку: «Я не знаю…». Как реагировать в этом случае? Здесь, очень хорошо проходит метод, когда вы сами на некоторое время становитесь «Охом».
Пример такого диалога:
«Руководитель:
- Что ты предлагаешь?
Сотрудник:
- Я не знаю…».
Руководитель:
- И я не знаю…».
Сотрудник:
- Ну скажите, что делать-то?
Руководитель:
- Не знаю, что тебе сказать…
Сотрудник:
- Ну вы же руководитель, решайте что-нибудь…».
Руководитель:
- Ну вот, я и решаю, что этим вопросом займешься ты…».
Рекомендации
ü Почти в каждом человеке есть позиция «жертвы» и среди руководителей хватает «Охов». Поэтому, лучший способ помочь своим сотрудникам - самому (руководителю) перестать сетовать на судьбу, а занять более созидательную позицию по отношению к жизни и проблемам;
ü Подключайте «Охов» к участию в благотворительных проектах компании. Встреча с людьми, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, позволяет переоценить собственные проблемы. Человек начать мыслить более адекватно и позитивно;
Сроки внедрения
Сразу после прочтения.
Юмор в тему
Мужик едет в автобусе и думает: «Жена — дура, начальник - козел, работа - дрянь, это автобус – старая рухлядь». За спиной стоит Ангел, записывает в блокнот и думает: «Какие странные желания, а главное одни и те же каждый день! Но ничего не поделаешь, надо исполнять!».
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Алексей Фомин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
А у Вас интересная подача материала =)
Спасибо! Люблю структурированность!
Понравилась фраза
"Как показывает практика и наблюдения, около 90% сотрудников – это Охи"))
Вспомнилась недавняя статья Антона про Чемпионов продаж)
А вот некоторые фразы общения с менеджерами- ужасные,постоянно загон в какую то ловушку,в неконструктивный диалог.
Например:
"Что тебе мешает решить эту проблему?"
Ну кто так спрашивает? Менеджер скажет ничего не мешает,ему скажут так иди делай,и в итоге проблема не будет решена.
Можно же спросить так-"Расскажи как ты считаешь какие варианты могут быть решения у данного вопроса?"
То есть выводим человека на искренний разговор,на диалог,шансов продуктивности гораздо больше.
И не говорим что это вообще ПРОБЛЕМА.
Кстати, вопрос: "А что мешает решить вам эту проблему?" - очень часто задает своим подчиненным наш президент, когда проводит рабочие собрания). Формулировки у этого вопроса могут могут быть разные. Считаю, что и ваш вариант - "Расскажи как ты считаешь какие варианты могут быть решения у данного вопроса?" - очень разумен!
Руководитель:
- Ну вот, я и решаю, что этим вопросом займешься ты…».
На мой взгляд, немного странное решение. Как правило, рука об руку с проблемой идёт опасность. Решение проблемы - это не только действия, это ещё и ответственность. Именно ответственность отличает руководителя от исполнителя. И тут руководитель берёт и спихивает всё на исполнителя. Нафига тогда руководитель вообще нужен? Он понимает, что в случае факапа исполнитель скажет "а я же предупреждал" и все шишки посыпятся на руководителя? Может быть, руководителю следует включить мозг, а не отмахиваться от проблем "авось исполнитель сам справится"?
Спасибо за мнение! Речь конечно же не идет о спихивании ответственности на исполнителя. Такой руководитель никому не нужен - вы правы!!! Другое дело, что сотрудники часто обращаются к руководителю с такими запросами которые сами могут решить и это является частью их работы. У некоторых это превращается в рефлекс: проблема-шеф-решение проблемы и так по цепочке. Когда шефа нет на месте-все останавливается. Считаю, что классный руководитель должен уметь выращивать классных сотрудников. А это невозможно, если не научить людей думать самостоятельно.
А есть ли у кого-нибудь тесты на определение "Ох" человек или "Ах"?
Респект! Наверно у автора есть тесты такие
Респект! " Есть ярко выраженные «негативщики», есть молчаливые ворчуны, но суть от этого не меняется. Отличительная черта таких сотрудников в том, что сталкиваясь с маломальской проблемой они НЕ предпочитают ее решать. Зато они очень любят «хныкать» и жаловаться окружающим" Вот покажите мне человека, который не любит "хныкать" Да и почему рядовой сотрудник не имеет на это право? Быть стойким, героически преодолевающим трудности лидером, удел далеко не многих. Многих устраивает та ниша, которую они занимают в жизни. На мой взгляд, очередная статья, как выжать из менеджера "стонотика" последнее. Выжать не считаясь с его жизненной позицией и возможностями. Понятно, что руководителю хотелось бы иметь в ОП людей с горящими глазами, готовыми рвать и мета, но так не бывает и ни когда не будет.
Вот что это за хрень - "Вообще, вы можете разместить у себя в кабинете (на рабочем столе, на стене) стимулирующую надпись:«Приходишь с проблемой – неси предложения!». Всем сотрудникам, кто подходит к вам с голыми проблемами, указывать на этот девиз. Помогает…" Другими словами, не подходи вообще. Задача РОП-а в том и заключается - разобрать ситуацию с менеджером так, что бы у него родилось решение проблемы! Боле того, не просто родилось, но сложилось мнение, что это он сам, сам менеджер его скреативил. Я всегда менеджерам говорил, с любым вопросам ко мне!!!
Спасибо за развернутый комментарий! Сергей, я как и вы, тоже люблю своих сотрудников и отношусь к ним с большим доверием. Именно, поэтому мы все проблемы решаем с ними совместно. Но прежде чем, я высказываю свое мнение по проблеме (сейчас не беру в счет ЧП-ситуации), вначале слушаю мнение самого сотрудника. Считаю, что важно развивать у людей навыки самостоятельного мышления. Задача классного руководителя - уметь выращивать спецов (даже если человек о себе пока так не думает). О чем вообще идет речь в статье? Многие люди в силу особенностей воспитания, привычек и т.д. сами загоняют себя в позицию "жертвы". Человек не верит в себя, в свои способности. Если научить человека решать проблемы, а не просто жаловаться на них - он гораздо быстрее добьется успеха. Думаю, что мы с вами говорим об одном и том же, просто разными словами.
При жалобе сотрудника на какую-то проблему, ему полезно задать следующие вопросы: - Что тебе мешает решить эту проблему? - Что ты предлагаешь сделать? Что еще? - Когда ты это сделаешь (вопрос о сроках)?
Я использую эту модель немного иначе - зачастую проблемы нет вовсе или она не сформулирована - есть только эмоции. Поэтому строю вопросы в такой последовательности:
- В чем заключается проблема (часто человек вообще не может толком сказать в чем проблема)?
Какие могут быть последствия (это действительно "проблема" или "ситуация")?
Какие ограничения существуют для ее решения (время, деньги, полномочия и т.д.)? [Ответ подчиненного «Не знаю» не должен быть Вами принят, заставьте высказать суждение. Человек в позиции жертвы (или оха) зачастую вообще не хочет думать над решением]
Какие варианты решения существуют (один вариант - это плохо, т.к. происходит подгонка проблемы под решение)?
Какой вариант Вы считаете наилучшим и почему?
Таким образом, необходимо приучить подчиненных «думать» не о проблеме, а о решении. Думать из позиции, что решение существует.
Да, увы бывают чистокровные ОХи, и с ними ничего не поделаешь. Почти ничего. Хуже всего, когда они ещё и зарплату ходят клянчат, потому что "мать-одиночка, ребёночку на работу портфельчик новый нужен, у него скоро юбилейчик, 35 годочков". Да и АХи с их "позитивчиком" тоже крайность. У меня знакомая одна имеет настрой "я на позитиве и жизнь прекрасна". Погиб наш коллега. Изуродованное лицо смогли "исправить" для прощания... Так эта вот чуча стоит и восторженно: "Ах, как классно сделали, золотые руки. Красавчик!" Его мать потеряла сознание в этот момент... Но на работе она всегда была прекрасна и, несмотря на ограниченность, дослужилась до начальника отдела.
Хуже, когда человек становится нытиком внезапно. Вот тут надо не психологические приёмчики катать, а по-людски выяснить, что произошло, в чём дело. Порой разрешение такого конфликта плотно привязывает сотрудника к компании и значительно повышает в его глазах авторитет руководителя.
Как всегда коротко, доступно, а главное результативно! Спасибо Алексей!