Любой продавец встречается с возражениями:
-
Уже есть поставщик, все устраивает.
-
Слишком дорого.
-
У конкурентов лучше.
-
О вас не слышали.
-
Слышали плохое.
-
Надоели предложениями.
-
Нам этого не надо!
Посмотрим на этот список - всегда ли собеседник говорит то, что думает?
В жизни люди регулярно "сглаживают формулировки", лукавят и обманывают, чтобы сохранить отношения, уйти от наказаний, избежать неловкости, получить выигрыш в карьере:
-
"извини, у меня есть парень", а не "ты мне не нравишься";
-
"да, неплохо сделано" вместо "полная ерунда";
-
"у нас прекрасная семья" вместо "мы давно чужие люди".
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли
Шарль Морис де Талейран,
французский политик и дипломат.
Если в частном общении это в порядке вещей, то почему мы ждём чистой правды от клиента в деловых переговорах?
Что может означать то или иное возражение на самом деле?
Уже есть поставщик, все устраивает.
Может быть, сказал то, что думает. А может, и нет.
На самом деле он сейчас занят, и общаться просто некогда.
Или нет денег (кризис!), но стыдно в этом признаться.
Или сегодня ваш звонок уже пятый, собеседник устал от настойчивых продавцов.
Слишком дорого.
Не понял уникальности вашего предложения, и надо усилить презентацию.
Или не хочет рисковать с поиском нового поставщика, привык к текущему.
Пытается "продавить" вас на скидки.
А может, просто совсем не нужен ваш товар, и это способ необидно отказаться.
"Страшный секрет" - за каждым возражением оппонента может прятаться другой смысл (намерение, потребность, стереотип), и часто он не совпадает с тем, что озвучивается вслух.
Начинающий продавец обычно напрямую реагирует на первое же возражение и пытается переубедить клиента "в лоб".
Что происходит дальше?
За ложным возражением следует другое, потом – ещё и ещё, пока клиенту не надоест. Такие переговоры заканчиваются не в пользу продавца.
Что делать?
Профессионал не пытается переубедить клиента сразу, а вскрывает настоящие причины сопротивления и работает именно с ними.
- Уже есть поставщик /мы о вас ничего не слышали.
- Скажите, это единственная проблема, или есть еще какие-то? Какие?
- Слишком дорого/нет денег.
- А если представить, что этой проблемы нет (цена устраивает, бюджет на наши услуги есть), что еще нам может помешать?
- Мы о вас ничего не слышали/слышали плохое/слишком дорого/нет денег/нет нужной модели...
- Я верно понимаю, основные параметры (качество, функциональность, дизайн, сервис) вас устраивают, вы готовы покупать, и нам надо только познакомиться поближе/дать гарантию отсутствия брака/по цене договориться/дождаться исправления финансовой ситуации/модель идеальную найти? Или есть ещё вопросы для обсуждения?
- У конкурентов лучше.
- То есть, параметр качества товара для вас главный и единственный? А если я докажу цифрами, что качество нашего товара намного выше, вы готовы обсуждать сотрудничество? Или разговору еще что-то может помешать?
- Нам этого не надо.
- Скажите, пожалуйста, а вы так говорите, потому что действительно не пользуетесь такими услугами/не закупаете такой товар, или просто я позвонил не вовремя и без рекомендации?
- Не звоните сюда больше!
- Скажите, а ваш отказ - навсегда и без вариантов, или при каких-то условиях в будущем мы могли бы сотрудничать? Что я могу сделать, чтобы вы хотя бы пять минут со мной пообщались?
Используйте эти речевые модули в переговорах, и убедитесь - не всегда, но часто, клиент "раскроет карты", и беседа станет конструктивнее.
Если озвучена новая причина сомнений, имеет смысл работать именно с ней, а не с возражением, озвученным вначале.
Аналогия с медициной -
хороший доктор постарается за внешними
симптомами разглядеть настоящую причину болезни,
и сконцентрируется в лечении именно на ней.
Когда продавец отработал настоящий источник сопротивления, "первое" возражение часто просто забывается.
Если же собеседник ответил "нет, это единственная и главная причина", прекрасно.
Применяем техники обработки возражений, например, отсюда, и делаем свою работу - переубеждаем и продаем.
© Алексей Урванцев, www.urvancev.info.