УТП или уникальное торговое предложение – это те самые фишки и секреты, которые выгодно отличают вас от конкурентов. Только не стоит путать УТП с коммерческим предложением.
КП – это детально проработанное предложение с учётом ваших возможностей (УТП) и потребностей определённого сегмента целевой аудитории или отдельного клиента.
Т.е. когда вы стоите перед зеркалом и говорите себе: «Да я красавчик! У меня светлые волосы, голубые глаза, подтянутая фигура, плюс я умею красиво ухаживать и потрясающе танцую!» - вот это и есть ваше УТП, т.е. то, чем вы отличаетесь от всех прочих представителей мужского пола.
А теперь представим, что вы хотите покорить сердце во-о-он той вот брюнеточки из соседнего подъезда. Вы узнали, что она любит мужчин в деловых костюмах, обожает красные розы и всерьёз увлекается латиноамериканскими танцами.
И вот вы эффектно появляетесь перед ней в костюме и при галстуке, вручаете ей огромный букет красных роз и приглашаете пойти с вами на вечер аргентинского танго. Представили? Так вот, это уже коммерческое предложение.
4 шага на пути к УТП:
1. Адекватно и трезво оцениваем свой товар или услугу.
Если у вас рост ниже среднего, и вы прекрасно поёте, так и записывайте. Ведь от того, что вы назовёте себя высоким спортсменом, сантиметры не прибавятся и кубики пресса тоже не вырастут. При этом девушки, которые ищут спортсменов, при встрече с вами будут явно разочарованы. А те милашки, которые хотят найти невысокого парня с приятным голосом, о вашем предложении так и не узнают.
2. Так же адекватно и трезво оцениваем конкурентов.
Например, на внимание Зиночки из соседнего подъезда претендуют три человека. Вы, строитель Вася и бизнесмен Коля. Строитель Вася физически силён и может самостоятельно поменять смеситель в ванной, но его речь изобилует не очень цензурными выражениями, от которых у нежной Зиночки ушки вянут. А бизнесмен Коля красив и подтянут, но он постоянно занят и не может уделить Зиночке должного внимания.
3. Сравниваем себя и конкурентов. Всё так же честно. Это в ваших интересах.
Например, вы не так сильны, как строитель Вася, но за вашу речь Зиночке не придётся краснеть перед друзьями и родственниками. Или вы не так красивы, как бизнесмен Коля, но при этом готовы вместе с Зиночкой ходить по магазинам и по вечерам вместе готовить ужин.
4. Отмечаем, какие качественные характеристики вы можете улучшить, а какие – нет.
Например, вы не можете добавить себе лишних 20 см. роста, но при этом подкачать пресс вам вполне по силам.
Что нам даёт УТП и зачем вообще его надо составлять?
-
Чтобы понять, на чём основано ваше КП и кому его стоит предложить в первую очередь.
Если вы голубоглазый блондин, то для начала вам стоит знакомиться с девушками, которые предпочитают именно голубоглазых блондинов. Т.к. с поклонницами кареглазых брюнетов вам придётся здорово повозиться, прежде чем они обратят на вас своё пристальное внимание.
-
Чтобы знать, какие достоинства подчеркнуть, а о чём лучше пока умолчать.
Например, если вы не умеете петь, то лучше повести Зиночку в кино и забыть о караоке. По крайней мере, до тех пор, пока Зиночка не увлечётся вами настолько, что будет готова простить вам эти «милые недостатки».
-
Чтобы определить, в каком направлении вам следует развиваться, и каких вершин вы можете достичь на данном этапе.
Например, вы можете поменять упаковку (стиль одежды), улучшить физические характеристики (подкачать пресс), или повысить функциональность за счёт дополнительного сервиса (например, научиться готовить ужин).
-
Чтобы обратить внимание на те преимущества, которые вы считали чем-то обыденным.
Например, вы не всегда можете правильно расставить знаки препинания. Но если ваш конкурент – тот самый нецензурный Вася…
-
Чтобы понять, стоит ли вам вообще заниматься именно этим бизнесом или лучше поискать что-то более интересное.
Если вы на этапе составления УТП осознали, что пока ещё не готовы к покорению Зиночки, то гораздо эффективнее будет потратить это время, например, на карьерный рост.
(с) Ольга Запорожанка