Как написать коммерческое предложение: руководство по КП
Анисимов Владимир
Сайты, звонки, чат-боты – это классно, но чаще всего разговор с лицом, принимающим решения, заканчивается фразой: «Хорошо, отправьте свое коммерческое на почту». Именно поэтому, мы решили рассказать, как написать коммерческое предложение, после которого потенциальному клиенту сложно отказаться.
По данным Content Marketing Institute, 79% B2B-маркетологов считают, что Email – один из лучших каналов для распространения предложений компании. Только 9 из 10 случаев на почту отправляется коммерческое предложение в виде прайс-листа или шаблонное полотно текста. В лучшем случае – в этом тексте жирным, красным курсивом выделено слово «Скидка».
https://rezart.agency/blog/wp-content/uploads/2019/02/backlit-meditating-meditation-1051838-150x90.jpg 150w, https://rezart.agency/blog/wp-content/uploads/2019/02/backlit-meditating-meditation-1051838-330x198.jpg 330w" style="vertical-align: middle;" />
Как правильно написать коммерческое предложение: подготовка
Чтобы всё получилось не так грустно, а предложение действительно помогало компании продавать, нужно провести тщательную подготовку:
- изучить, детально описать целевую аудиторию;
- выделить 3-5 сегментов аудитории, с которой будете работать;
- определить стратегию для разных сценариев взаимодействия.
А можно просто взять, написать и отправить на 100500 почтовых ящиков, которые мы нашли в бесплатном доступе? Конечно, можно, правда вероятность получить клиента будет близка к 0, а подпортить репутацию и нарушить закон за спам – близка к 100%.
В общем, не надо. А как надо – рассказываем дальше. Вернемся к нашей подготовке.
Целевая аудитория
Уже в 1000-й раз повторяем в нашем блоге, что к чему в бизнесе не притронься, нужно знать свою аудиторию. Чтобы написать коммерческое предложение, нужно понять:
- кто будет пользоваться этой услугой – демографические показатели (возраст, пол, география);
- какие это люди, какие у них заботы и особенности – какую должность занимают, с чем сталкиваются в попытках решить проблему, почему их могут не устраивать ваши конкуренты и т.д.;
- что ими движет – их явные и скрытые мотивы (явно – руководитель хочет сэкономить на логистике в новые для себя регионы, скрытые – ему за это сулит повышения, премия, а это – возможность вырваться наконец-то в путешествие на Бали).
Деталей и тонкостей по аудитории может быть целое множество.
Сегменты аудитории
Нельзя подготовить коммерческое предложение, которое будет эффективно работать для всех. Единственное исключение – массовый продукт, услуга, но и это не 100% показания к формату «шлем всем одно и то же».
Выделите 3-5 ключевых сегментов. Разделите их по существенным отличиям. Например, вы оказываете услугу юридического обслуживания бизнеса.
- Сегмент №1 – предприниматели, микро-бизнес, фрилансеры, которым нужны базовые услуги за минимальную плату, чтобы они сами не вникали, не тратили время.
- Сегмент №2 – малый и средний бизнес, которому нужно более комплексное, расширенное обслуживание, но каких-либо серьезных проблем или сложностей не бывает.
- Сегмент №3 – средний и крупный бизнес, которому часто нужны консультации юристов по сотрудничеству с другими компаниями, сопровождение сделок и т.д.
- Сегмент №4 – любой бизнес, у которого уже есть какие-либо проблемы, трудности, которые нужно оперативно разрешить с минимальными рисками/ущербом для компании.
Для каждого из этих сегментов нужно сделать отдельное коммерческое предложение – написать разный текст, с разными акцентами, выгодами, описанием проблемы и решения.
Стратегия для работы с КП
С аудиторией все уже продумали, учли, остался еще нюанс – как взаимодействовать.
Условно можно поделить коммерческие предложения на 2 вида:
- Холодные – человек получает ваше КП, хотя о вас не слышал или не запрашивал его.
- Теплые – отправляете после предварительного диалога, знакомства, персонализировано.
Что учесть в стратегии с холодными КП:
- Это должно быть лаконичное, четкое предложение с конкретной выгодой для ЦА.
- Имеет смысл активно использовать только, если ваш продукт/услуга действительно востребованы для многих – доставка воды, клининг в офисе и т.д.
- Старайтесь уложиться в 1-2 страницы и привлечь внимание – люди о вас не слышали, не ждали ваших предложений. Нужен заметный дизайн, оригинальная тема письма, обращение.
Что учесть в стратегии с теплыми КП:
- Начинайте письмо с вложенным файлом с уточнением, когда и о чем вы говорили. «Здравствуйте, Владимир! Общались с вами вчера на конференции о том, как вам сократить расходы на обслуживании принтеров на 20-30%. Отправляю предложение, как и обещал.»
- Аудитория более склонна изучить ваше «послание» — воспользуйтесь вниманием, чтобы показать наглядно кейсы, выгоды, преимущества.
- Ограничивайтесь 10 страницами/слайдами. Оптимально – PDF документ, но учтите удобочитаемость со смартфона, чтобы не было слишком мелко.
Хватит готовиться – пора писать коммерческое предложение, от которого сложно отказаться.
Как написать коммерческое предложение: 5 важных шагов
Точечные отличия, волшебные формулы, секретные слова – слабо работают, особенно – в B2B. Нужен более стратегический подход и элементарная забота о потенциальном клиенте. Дальше мы будем больше говорить о КП для теплой аудитории, поскольку разгадать «холодную» аудиторию практически нереально.
Шаг 1: Погрузитесь в мир и проблемы клиенты
Можно долго восхищаться высококлассными специалистами, гордится титулами, солидными местами в рейтинге. Это правда здорово, это вызывает доверие к бренду. Но давайте будем откровенны – людей, в первую очередь, заботят их проблемы.
На первом этапе нужно определиться: где и как у клиента «болит». Что портит его жизнь, бизнес.
Будьте готовы к тому, что часто сами клиенты не до конца понимают свою проблем. Нужно в диалоге определить эти болевые точки наводящими вопросами:
А вы с какой целью обращались? Ремонт офиса нужен? А для чего? Почему? Что не так?
Может оказаться, что у клиента в офисе постоянно стоит гул из-за формата open space. Он хочет его убрать, сделать раздельные комнаты. Но по факту – проблема в том, что нет тихой, уютной переговорной для встреч с их клиентами и партнерами. Вместо полного ремонта офиса на 250 м2, нужно сделать 1 переговорную с качественной звукоизоляцией.
Постарайтесь всю коммуникацию и текст коммерческого предложения построить в «вы»-формате. Не говорите «мы – классные, мы поможем», показывайте «вы получите, для вас сделаем».
Шаг 2: Экспертная персонализация
Нам нравится, когда человек обращается к нам лично. Нравится, когда нам персонально уделяют внимание, выделяют среди остальных. Только в бизнесе мы часто это упускаем.
Перед тем, как написать коммерческое предложение, тщательно изучите бизнес, сферу потенциального клиента. Например: вы устанавливаете умную систему безопасности для коммерческих объектов: кафе, рестораны, офисы, торговые центры.
К вам обратился клиент с сетью небольших кафе в 5 разных городах. Как персонализировать предложение? Найдите статистику по кражам, происшествиям среди кафе, общественных мест. Приведите факты из опыта и кейсов – как в тех или иных заведениях сократились затраты от краж, взломов, хулиганства.
Шаг 3: Донесите ценность
Мы в Rezart не верим в том, что цена может быть УТП. По крайней мере, если у вас нет уникальной технологии, которая удешевляет производство. Во всех остальных случаях демпинг вредит бренду.
Если ваша цена не ниже, а то и выше рынка, это нужно просто объяснить. Потенциальные клиенты часто готовы переплатить, если они верят в решение и видят, за что именно переплачивать.
Ценность – это не цена, а что стоит за ней. Например, в коммерческом предложении можно указать:
- какие дополнительные услуги человек получает (чего не делают конкуренты);
- какие у вас есть гарантии;
- чем именно решение лучше остальных;
- как продукт/услуга с этой стоимостью быстро, многократно окупаются (если это так).
Во многих нишах бизнеса распространенная ситуация – смета или прайс-лист в коммерческом предложении. Если у вас есть возможность на этом этапе просчитать, сколько это стоит для клиента, включите эту информацию.
Как вариант – попробуйте показать готовые кейсы, как вы делали для других, сколько это им стоило, какие результаты получили. Это наглядная демонстрация в формате: «Стоит ли игра свеч?».
Шаг 4: Будьте последовательны
Это касается 2 аспектов – ваших действий и поведения потенциального клиента. С вашей стороны нужно учитывать, как устроена воронка продаж, что следует за просмотром КП, как назначается встреча и т.д.
С точки зрения поведения аудитории – дайте человеку что-то ценное, приятное, чтобы подтолкнуть к действиям. Как это используется при написании коммерческого предложения:
- Предложить бесплатную консультацию до конца недели.
- Дать подарок, который можно получить при заказе в ближайшие 3 дня.
- Подарить электронную книгу, чек-лист, который помогает в решении проблемы или выборе.
Исследования психологии поведения и наша практика показывают, что человек так более склонен позвонить вам, ответить на вашу просьбу встретиться лично и т.д.
Шаг 5: Упакуйте коммерческое предложение
Часто работа с КП заканчивается на вопросах о том, как написать коммерческое предложение. Лишь единицы компаний серьезно занимаются упаковкой – дизайном, версткой, оптимизацией самого файла.
Какую структуру можно использовать:
- Заголовок и подзаголовок
- Предложение с конкретной выгодой для клиента
- Краткое представление компании (цифры, факты)
- Выгоды от сотрудничества для клиента
- Кейсы и отзывы других
- Тарифы/смета/прайс
- Гарантии
- Призыв к действию и контакты
Что учесть в оформлении:
- Оптимально использовать фирменные цвета своей компании.
- Не делать дизайн ради дизайна, визуализировать смыслы, упрощать восприятие.
- Использовать реальные фотографии людей, рабочего процесса, результата работы.
- Не перегружать слайды – оставлять свободное пространство.
- Оптимизировать под мобильные устройства – текст должен легко считывать со смартфона.
- Оптимизировать сам файл – PDF можно сжать, уменьшить по весу без потери качества (сервис SmallPDF, например), чтобы он быстрее грузился, если у клиента медленный интернет.
Попробуйте внедрить эти рекомендации при подготовке следующего КП или проверьте существующее, всё ли с ним в порядке.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии