Каждый клиент индивидуален. Клиентам, как и обычным людям, свойственны различные формы поведения, проявления себя, у каждого свои потребности, мотивы и ожидания. Поэтому важно грамотно выстраивать тактику своего поведения с клиентами, избегать ошибок, которые могут привести в потере клиента. Необходимо уметь определить к какому типу относится тот или иной клиент, и какой метод работы с ним принесет положительный результат. Попробуем научиться этому, рассмотрев наиболее распространенные типы клиентов.
-
Целеустремленный клиент, который точно знает, что ему нужно.
Такой клиент демонстрирует уверенную форму поведения, он может вступать в спор с менеджером, недоверчиво к нему относится, умеет аргументировать свою позицию, может проявлять упрямство. У такого клиента завышенная самооценка. Он воспринимает только то, что подчеркивает его значимость. Разговор о деле ведет жестко, пытается произвести впечатление собственной важностью, ссылается на конкуренцию и знание ситуации на рынке.
Думаю, всем знаком такой клиент. Положительной стороной его являются четкость, аргументированность и уверенность в желаемом, и именно эти особенности помогают продавать данному типу Клиентов. Главное – держаться уверенно и на равных.
Также при переговорах необходимо следовать следующим принципам:
-
подчеркивать значимость клиента;
-
сохранять контроль эмоционального состояния;
-
демонстрировать готовность быстро выполнить его требования;
-
не оправдываться и не защищаться;
-
Всезнающий клиент, который думает, что знает все о продукте и услуге.
Такой клиент демонстрирует свои исключительные знания, старается научить вас вашей же работе, хвастается владением информацией, выдвигает неуместные возражения, пытается уличить менеджера в некомпетентности. Может не отвечать на звонки, не предоставлять дополнительной информации, откладывать встречи.
Из практики могу отметить, что с таким клиентом очень сложно работать, подействовать на него могут только выстроенные доверительные отношения.
При общении с такими клиентами необходимо:
-
говорить только о фактах;
-
привлекать клиента в качестве эксперта;
-
делать комплименты его эрудированности.
-
Нерешительный клиент, который не может определиться в своем выборе.
Его характеристики – застенчивый, постоянно сомневается; проявляет беспокойство, подозрительность. Ему бывает трудно принять решение, боится сделать неверный шаг, растерян, он склонен искать недостатки в товаре, даже приняв решение, сомневается в его правильности. На первый взгляд, может показаться, что это не клиент, а мечта. Что стоит опытному продажнику завладеть данным скромнягой? Но это сделать сложно ввиду его непредсказуемости и в конце усилия и затраты могут оказаться тщетными. Именно от таких клиентов я часто получаю сообщения, что позиция закрыта своим кандидатом.
При общении с такими клиентами нужно делать акцент на фактор времени:
-
важно показать выгоды и преимущества, которые получит клиент, если примет решение сейчас ;
-
обратить внимание на неудобства, которые могут возникнуть, если принятие решения будет отложено;
-
ссылаться на авторитет и опыт других клиентов, решивших подобную проблему;
-
аргументировать и приводить доводы в пользу данного решения.
-
Импульсивный клиент, который склонен к проявлению негативных эмоций.
Такой клиент быстро раздражается, в споре проявляет агрессивность, легко впадает в гнев, его легко обидеть. Склонен к победе любой ценой, считается только со своим мнением. Нервная система легко возбудима, и плохо контролируется. Вы даже не успеете понять, что произошло, как он начнет кричать и ругаться.
При общении с такими клиентами стоит:
-
концентрировать внимание на общих интересах и зонах, в которых можно достичь согласия;
-
сохранять контроль внутреннего эмоционального состояния, доброжелательность и позитивный настрой;
-
не принимать высказывания клиента на свой счет;
-
расценивать его нервозность не как его вину, а как его беду.
Особенно мне нравится последний совет, я его всегда вспоминаю при неадекватном поведении клиента, и это действительно помогает оставаться спокойным, понимая насколько несчастен этот человек.
-
Позитивно настроенный клиент, заинтересованный в приобретении товара или услуги.
Этот тип клиента характеризуется положительным отношением к менеджеру, компании, товару или услуге. Клиент настроен конструктивно, заинтересован, решителен, уверен в себе, ориентирован на приобретение товара или услуги. В процессе взаимодействия с менеджером он задает вопросы о компании, продукте, услуге, проявляет умение слушать.
При общении с такими клиентами мы должны:
-
проявлять доброжелательность и заинтересованность в клиенте;
-
аргументировать свою позицию, даже если клиент согласен с менеджером и доверяет ему.
Я рада, что в нашей кадровой компании преобладает данный тип клиента. Расскажу об одном таком клиенте, с которым я успешно работаю более 3-х лет. Это корпоративный клиент, крупное современное и высокотехнологичное металлургическое производство. Клиент доверяет моему экспертному мнению и передает в работу на эксклюзиве все возникающие потребности в подборе персонала, обычно это подбор на должности (инженер РЗА, ведущий инженер экологической безопасности, инженер по промышленной санитарии, руководитель отдела оборудования и запчастей, менеджер по закупкам, секретарь-переводчик и т.д.). При приёме каждой позиции, я готовлю для клиента экспертизу по рынку труда, консультирую по уровню заработной платы и общей ситуации в конкретной профессиональной сфере. Средний срок закрытия позиции клиента ниже, чем в среднем по агентству: 2 недели вместо обычных 3-4 недель. Безусловно, я отвечаю на любой запрос клиента и вне выполнения проектов, также предоставляю ему возможность участия в различных акциях, согласно маркетинговой политики компании. Сотрудничество на взаимном доверии и заинтересованность друг в друге позволяют достигать высоких результатов.
Желаю всем, как можно больше последнего типа клиентов!
Часто допускаются ошибки в применении одного и того же инструмента работы для разных типов клиентов. Но есть один важный подход в работе с любым типом клиентов – это честность, открытость и искренний интерес к клиенту и желание удовлетворить его потребности.