Цель
Недопущение демотивации и упаднических настроений в коллективе.
Преодоление сложного периода в работе компании.
Как это работает
Кризис…Иногда, создается ощущение что это слово воспринимается нашими соотечественниками, как нечто повседневное, традиционное. Растут цены на нефть – кризис, падают цены на нефть – снова кризис. А уж кризисами на работе, вообще, никого не удивишь.
И все же, любой кризис переживается достаточно напряженно и болезненно. Поэтому, тема работы с сотрудниками в кризисных условиях не теряет своей актуальности.
Вначале, определимся с понятиями. Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «поворотный пункт, решение, выбор». Китайский иероглиф 危机 - «кризис» переводится как комбинация слов «опасность» и «возможность в переломный момент». Исходя из этимологии слова, данное понятие можно определить как «критический поворотный момент, который может представлять опасность или давать возможность».
Любой кризис выполняет 2 основные и ценные функции:
-
разрушает и уничтожает элементы старой системы, которая уже нежизнеспособна, или исчерпала свой потенциал развития;
-
формирует элементы новой системы, которые создают возможность перехода на новый уровень развития.
О первой функции – знают все, о второй – лишь некоторые. Именно, поэтому кризисы воспринимаются очень остро. Человеку начинает казаться, что мир рушится под его ногами. Типичными особенностями поведения в кризисе являются:
симптом «потерянности», суетливость, узость восприятия, попытки подогнать новые условия под старую схему понимания мира, попытки найти один быстрый и правильный ответ.
Для лучшего понимания особенностей нашего поведения в кризисе, полезно обратиться к исследованиям психологии смерти. Кюблер-Росс (создательница концепции психологиечской помощи умирающим больным) выделила 5 стадий принятия человеком о скорой кончине:
- отрицание («этого не может быть, врачи ошибаются»);
- гнев («почему я?»);
- торг (обещание высшим силам начать вести другой образ жизни, если они помогут выжить);
- депрессия;
- признание своей участи («я прожил насыщенную жизнь, теперь я могу спокойно умереть»). Не более 2 % людей переживают эту стадию.
Практически те же стадии, можно увидеть и при оценке кризисов, возникающих в организации. Те же вопросы: «почему я оказался в такой ситуации?», те же торг и депрессия.
Как выжить в условиях кризиса, не теряя трезвости ума и бодрости духа? Предлагаю обратиться к рекомендациям инструкторов по выживанию в экстремальных условиях (на дикой природе, в горах и т.д.). Удивительно, но их рекомендации отлично переносятся на бизнес.
Правила выживания
-
Быстро пройти все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию и признание. Постараться увидеть возможности, которое дает новая ситуация;
-
Уметь перейти от мысли к действию;
-
Разбивать большие цели на мелкие и выполнимые задачи;
-
Уметь радоваться даже маленьким успехам;
-
Не терять чувство юмора;
-
Делать что-то для других или ради других (если они физически не присутствуют рядом);
-
Вносить в свои действия элемент игры (новизны или творчества).
-
Замечать красоту окружающего мира.
-
Принять случившееся как испытание, а не как наказание.
-
Не сдаваться!
Примеры
Так ли плохи кризисы? Возьмем для примера психическое развитие человека. В возрастной психологии (дисциплине, изучающей развитие психики человека на различных возрастных этапах), слово «кризис» употребляется наряду с другим понятием – «новообразование». Последнее, означает тот полезный результат, который получается после преодоления кризиса. В таблице, указаны первые некоторые возрастные кризисы и их новообразования.
НАЗВАНИЕ
|
СУТЬ КРИЗИСА
|
НОВООБРАЗОВАНИЕ
|
Кризис новорожденности
|
Ребенок находится уже вне матери, но психически и физиологически не отделяет себя от нее.
|
Осознание себя как отдельного организма. Появление потребности в общении со взрослыми.
|
Кризис 1 года
|
Ребенок испытывает потребность в общении, но у него не сформирована речь.
|
Развитие речи.
|
Кризис 3 лет
|
Ребенок не хочет выполнять указания взрослого. Появляются упрямство, капризы, позиция «Я сам».
|
Самосознание, самостоятельность.
|
Кризис 7 лет
|
Неумение и нежелание действовать «по правилам», эгоцентризм
|
Появляется позиция школьника, ребенок умеет видеть и оценивать мир со стороны других людей.
|
Подростковый кризис
|
Нежелание быть ребенком, но неумение быть взрослым. Потеря интереса к учебе.
|
Появление чувства взрослости, развитие самосознания, навыков общения со сверстниками.
|
Как видите, древние мудрецы были правы: кризис – это не только опасность, но и новые возможности.
Рекомендации
Регулярно смотрите жизнеутверждающие фильмы, в которых показана борьба человека за свою жизнь, счастье, успех. Особенно показательны фильмы, основанные на реальных событиях: «Судьба человека» (СССР, 1959 г.), «Легенда №17» (Россия,2012), «Гагарин. Первый в космосе» (2013 г.), «Побег из Шоушенка» (США, 1994 г.), «В погоне за счастьем» (США, 2006 г.), «Эрин Брокович», «1+1» (Франция, 2011 г.), «От имени всех своих» (Франция, 1983 г.), «Перед классом» (США, 2008 г.), «Касаясь пустоты» (США, Великобритания, 2003 г.), «Хокинг» (США, 2004 г.) и др.;
Сроки внедрения
Сразу после прочтения.
Юмор в тему
Директор компании решил вручить приз в размере 5000 рублей за лучшую идею по спасению денег организации от кредитного кризиса. Награду получил молодой сотрудник, который предложил сократить размер призовых до 1000 рублей.