Это сложно - строить бизнес, что бы он рос регулярно, а не до определенного уровня.
Самый переломный момент, переход от личного управления к системному. (От малого бизнеса к среднему)
Во-первых: на систематизацию нужно время (то есть надо отложить «лопату» и заняться стратегическими вещами). Звучит это просто, но для собственников, которые 24 часа в сутки решают оперативные вопросы, в реальности выходит очень тяжело, потому что (как правило) передать «лопату» и быть уверенным, что выкопают в нужном месте не получается.
Что такое стратегические вещи? Первое, чем надо заниматься - это выстраивать систему контроля подразделений, затем планирования, далее мотивации, найма... и т.д.
И это 2-ой сложный момент: на ключевых местах нужны люди, которые могут копать нужную яму в нужную сторону. Люди, готовые брать ответственность стОят дороже рынка и (как правило) дороже тех, кто сейчас работает. Хороших сотрудников хантят крупные компании - ведь они знают что за цену они покупают ценность в разы выше. Малый бизнес может в глубине души и понимает, но не знает как их отобрать и, в большинстве случаев, не готов к таким инвестициям. А это именно инвестиции - потому что прямой денежный поток не польётся с первого дня работы даже супергероя в своей сфере.
Но есть и третья - самая сложна сложность. Даже наняв качественных людей на местах, выстроив систему ... руководитель будет по старинке отбирать у них лопату и копать сам, очень часто не туда... и тут все построенное выше будет рушиться. Качественные сотрудники будут увольняться, потому что им не дают полномочий работать и развивать бизнес, система контроля никому не нужна (зачем? Ведь директор сам все делает), мотивация не работает (че мне им платить, я ведь все сам)...и т.д.
И если рядом будет хоть один человек, которого собственник услышит - то «терапия» по возврату в изначальным целям будет длиться от года.
Причём это не систематизация бизнеса, а именно работа с конкретным человеком, чтобы он из «это мое все и я лучше знаю что делать» мог перестроиться на системное мышление «стратегия -цели - планирование - задачи - люди - замеры kpi - планирование». Весь этот период собственника «колбасит», как заядлого наркомана... и только очень целеустремленные люди могут изменить себя и выйди на широкую трассу, где много места и мало машин...
Если такого человека (ещё раз акцент, компетентного и которому собственник доверяет) нет - то ...95% малого бизнеса так и остаются малым... и то не долго.