Спасибо за материал. Полностью согласен. Очень правильно что хороший продаван использует комбинацию скриптов и импровизации. Главное чтобы скриптов было как можно больше и они были правильные. Зачастую менеджеры сидя рядом копируют фразу друг друга и фразы не совсем грамотные.
Импровизация или скрипты? Расставим точки
Мечта руководителя — продавец, способный импровизировать, а не отчитывать скрипт для галочки.
Частью управленческого фольклора стал миф о Крутом Продавце, Который Мог Без Этих Ваших Скриптов Продать Снег Эскимосам.
«Светлые эльфы» от консалтинга и HR презрительно кривятся: «Скрипты — для роботов, а людей нужно мотивировать и развивать их творческий потенциал!»
А с другой стороны…
За 23 года в продажах автор видел тысячи продавцов (такая работа), среди них были и хорошие. Несколько раз повезло общаться с потрясающими.
Но вот незадача: чистый креатор и импровизатор, продающий совсем без домашних заготовок (тех самых скриптов), не встретился ни разу.
Автору вообще кажется, что это мифическая фигура, и вероятность встречи с ним аналогична возможности встретить на улице настоящего единорога.
Все лучшие продавцы, с которыми я знаком, просто опытным путем накопили больше убедительных аргументов по сравнению с менее успешными коллегами и искуснее их комбинируют.
Плюс - овладели технологией и научились сами конструировать новые техники продаж.
Прямая аналогия — в обучении музыке.
Прежде чем браться за джазовую импровизацию, пианисту нужно научиться играть по нотам, потом — гаммы, далее — простые композиции.
Позднее он сможет замахнуться на что-то сложное, и только тогда игрой можно будет наслаждаться. А если музыкант попытается импровизировать, не освоив базы, то это будет обычная какофония, и мы быстро уйдем с концерта.
То же самое в переговорах и любом другом деле.
Креативить, творить, импровизировать УДАЧНО может только мастер, овладевший большим количеством стандартных заготовок, а на следующем уровне — методикой их создания.
Поэтому спор «скрипты или импровизация» так же странен, как и гипотетическая дискуссия «фундамент или стены».
Реального противостояния «или-или» здесь быть не может.
Для начала работы сотруднику необходимо освоить на уровне автоматизма подробные речевые модули, скрипты и сценарии переговоров («ноты, гаммы, простые композиции»).
И только потом, расширяя степени своей свободы — научившись комбинировать, перефразировать, развивать и, главное, создавать новые аргументы, — продавец сможет импровизировать с пользой для дела.
Если руководитель хочет ускорить подготовку продавца-профессионала, то ему придется строить «фундамент» из речевых модулей/заготовок/сценариев/скриптов.
Чтобы импровизировать, нужны скрипты. Неожиданно, да?
Другие варианты «влажных мечтаний» и устаревших стереотипов («вот бы найти такого сотрудника, чтобы сразу начал продавать без шпаргалок», «продажи — дело творческое, а скрипты творчеству вредны») относятся скорее к управленческой маниловщине и всерьез рассматриваться грамотным менеджером не могут.
Ну, а если вы услышите рассуждения о вреде скриптов от бизнес-консультанта или тренера, то это может быть признаком того, что перед вами:
— прекраснодушный идеалист-теоретик, ориентирующийся на красивые лозунги из западных книг о мотивации и лидерстве и оторванный от настоящей практики построения систем продаж;
— или, наоборот, циник, заинтересованный максимально затянуть процесс изменений.
Понятно, что если с хорошо прописанной книгой скриптов полноценное обучение продавца занимает неделю-две, а без таковой три месяца и больше (именно так и бывает в жизни), то гонорар тренера во втором случае будет заметно выше.
Третий вариант: искренне заблуждающийся человек, малограмотный в андрагогике — науке обучения взрослых людей.
Часто против внедрения скриптов продаж протестуют «самоучки», обожествляющие только свой успешный опыт, но не обладающие системным подходом.
«Я без скриптов учился — и ничего, отлично продаю много лет» — означает только то, что с хорошими сценариями переговоров этот руководитель когда-то мог достичь успеха в несколько раз быстрее, а сейчас тратит слишком много времени и сил на подготовку сотрудников.
Любой личный опыт, даже самый звездный, ограничен.
Да и скрипты (домашние заготовки) на самом деле у такого продавца тоже есть, только они не записаны, а воспроизводятся на память.
Неверным было бы сделать вывод, что автор против импровизации как таковой.
Конечно, здорово, когда продавец обаятелен и находчив, настойчив и гибок, может пошутить в тему и производит впечатление живого расслабленного человека, с которым приятно беседовать.
Мало того, мне бы очень хотелось, чтобы все продавцы были раскрепощенными, свободными, легкими и интересными в общении, настоящими личностями. Покупать у таких — одно удовольствие!
Кто бы спорил. Автор тоже «за все хорошее против всего плохого».
Но в жизни готовые виртуозы продаж редко стоят в очередь на работу в нашей компании.
Приходится обучать тех, кто есть на рынке труда, — скованных, косноязычных, пришедших в продажи, «потому что больше никуда не взяли».
И суперпродавцами они не становятся сразу — сначала «ноты, гаммы, простые композиции».
Дорогой руководитель, пройдите этот путь вместе с сотрудником — и появится в вашей компании «мастер-импровизатор».
Наберитесь терпения.
Топ-20 лучших российских тренеров:
по продажам (рейтинг SalesPortal.ru);
по ораторскому искусству (рейтинг HUBSpeakers.ru).
Ведущий передачи об умных продажах «Без скидок» на MediaMetrics.tv.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Алексей Урванцев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Согласен что скрипты нужны - тут не поспоришь.
Продаван от хорошего продажника отличается тем что знает не только что говорить (привет скриптам) но и кому и когда.
А это уже опыт, знание заказчиков и умение мыслить.
А мне больше формат подачи материала понравился. Содержание не нашло такого отклика в душе.
есть мнение автора, а вот если вы с ним не согласны, то:
- ваши идеи "относятся скорее к управленческой маниловщине и всерьез рассматриваться грамотным менеджером не могут." Кто ж хочет прослыть "неграмотным менеджером"?
или вы будете рассматриваться как "прекраснодушный идеалист-теоретик, ориентирующийся на красивые лозунги из западных книг о мотивации и лидерстве и оторванный от настоящей практики построения систем продаж"
а может и того хуже "циник, заинтересованный максимально затянуть процесс изменений."
ну и вишенкой "искренне заблуждающийся человек, малограмотный в андрагогике — науке обучения взрослых людей."
Автор выбрал технику "продажи" своей идеи - "манипуляция". рабочий вариант, чо : )
ПыСы
Спорить о преимуществах/недостатках скриптов и/или импровизации (которая, как известно является лучшей только если заранее подготовлена :) ) не стану ибо все работает если с головой подойти.
Скрипт или импровизация?
Смотря какой бизнес. Если в моей области, то здесь как то скриптом не обойдешься, т.к. на первом же контакте идут технические вопросы вперемешку с запросом цены и цены на доставку....
Так что: где то скрипт, а где то вектор для выстраивания диалога.
Это из серии, можно ли продавать без знания продукта? Или надо вызубрить продукт?
Или можно ли заменить дорогостоящего специалиста с многолетним опытом выпускником ПТУ, читающим ответы по бумажечке. Если нет разницы, зачем платить больше?)