№
|
Этап
|
Типичные заботы (вопросы) клиента
|
Что говорит о готовности перехода на следующий этап
|
Типичные ошибки менеджера на данном этапе
|
1.
|
Осознание и идентификация потребностей.
|
Есть ли у нас проблема?
Насколько она большая (приоритетная)?
Стоит ли предпринимать действия по разрешению этой проблемы?
|
Клиент осознал, что проблема есть, что она значительная и заслуживает внимания и действий по её решению (этого можно добиться с помощью SPIN).
|
Менеджер не исследует потребности клиента;
Рано переходит к презентации продукта.
|
2.
|
Рассмотрение вариантов решений.
|
Какими критериями (параметрами) мы должны руководствоваться при принятии решений?
Кто из конкурирующих поставщиков лучше, согласно наших критериев?
|
Клиент определил четкую систему принятия решений. Согласно этой системе, он определил лучших поставщиков либо «shortlist».
|
Менеджер не знает (не понимает) критериев по которым клиент выбирает;
Недостаточно усилий менеджера, чтобы повлиять на критерии либо изменить их.
|
3.
|
Разрешение дилемм, принятие решения.
|
Если принимаем решение, каким рискам мы подвергаемся?
Что может пойти «не так» и чем это чревато?
Можно ли доверять нашему поставщику?
|
Клиент принял решение о закупке (заказе).
|
Менеджер игнорирует сомнения и опасения клиента в надежде, что они рассосутся;
Менеджер давит на клиента, желая ускорить процесс принятия решения.
|
4.
|
Контракт, закупка, внедрение.
|
Получаем ли мы ценность соответственно заплаченной цене?
Как скоро мы увидим результаты?
|
Возникают новые потребности и источники неудовлетворения
|
Менеджер уходит к другим клиентам;
Менеджер не участвует во внедрении/поставке и считает дело законченным.
|