Если кризис позади: как компании подготовиться к активному росту?
Запиркин Денис
Об экономическом кризисе уже написано много. Предприниматели вооружились советами и правилами работы в трудное время, затянули ремни, выживают. Мне хотелось бы немного рассказать о том, как правильно подготовиться к росту, который неизбежно последует за спадом.
Ситуация может измениться в любой момент, и будет печально, если вас обойдут конкуренты, более настроенные на развитие и лучше подготовившиеся к старту.
Оглядываясь вокруг, я пока не вижу много счастливых лиц (кроме фанатично верящих непроверенным заявлениям непрофессионалов в СМИ), радостно подтверждающих уход трудных времен и начало волнообразного роста. У кого-то есть подъем, но по большей части рынок продолжает унылую песню о непростом для бизнеса периоде под названием «Мы держимся, но рост проседает».
Рост неизбежен, но, скорее всего, он случится не сейчас и не сегодня. А это дает всем предпринимателям возможность без резких движений и паники, обладая некоторым запасом времени, все разложить по полочкам, поразмяться и уверенно встать в позу низкого старта.
На старт: оцениваем готовность рынка
В условиях информационного и эмоционального (или, если хотите, экспертного) предчувствия изменений рыночной ситуации, перехода в новую стадию кризиса или к его завершению, любому бизнесмену важно сфокусировать внимание на объективных факторах и не поддаваться влиянию голосистых болтунов. Я очень рекомендую провести как собственные исследования рынка, так и обратиться к заказным профессиональным источникам.
Начинайте интенсивней встречаться и общаться с существующими и потенциальными клиентами. Участвуйте (и, если можете, организуйте сами) в бизнес-завтраках, информационных мероприятиях, форумах, круглых столах, общайтесь там в кулуарах и за чашкой кофе. Это позволит вам держать руку на пульсе и получать максимум актуальной информации. Конечно, подобные беседы не всегда дают возможность делать точные бизнес-прогнозы, но определенно показывают настроения клиентов и направление движения рынка.
Проводите регулярные встречи с вашими маркетинговыми аналитиками, которые должны мониторить ситуацию с рынком в целом, с клиентами, с конкурентами. В чем тут фокус? В возможности оперативно уловить аргументированные и обоснованные предпосылки и факторы, позволяющие вам лучше и быстрее повернуть бизнес в нужное направление. Или же не делать резких движений на волне непроверенного шума и слухов. Подобный бег на месте может дорого стоить компании.
Внимание: оцениваем готовность бизнеса
Если на вашем рынке (или для вашей компании) трудные времена действительно проходят, проверьте боеготовность бизнеса с точки зрения его способности к росту. За время спада многое пришло в негодность: что-то устарело, что-то не выдержит нагрузок.
Как вы готовитесь к дальней поездке? Проверяете давление в шинах, уровень масла и других технических жидкостей, наличие бензина и денег на его покупку, возможно, делаете техобслуживание. Что-то аналогичное стоит сделать и с вашей компанией — провести ряд профилактических мероприятий. Цель — оценить, какие подразделения, функции, технологические решения и бизнес-процессы выдержат (если да, то сколько и насколько), а какие с большой долей вероятности просядут. Выявите узкие, ненадежные места, а также определите направления, способные к максимальным нагрузкам.
Вот несколько важных систем, которые стоит проверить перед ускорением:
- Привлеките mystery shopper (тайного покупателя).
- Проверьте нагрузку и производительность вашего сайта (сайтов и связанных с ними систем).
- Оцените, достаточно ли вам людей на телефонах: не нужно ли заранее приготовиться и нанять еще? Насколько быстро готов масштабироваться ваш call-центр?
- Посчитайте, при каком объеме заказов начнет захлебываться ваше производство и/или логистика?
- Достаточно ли оперативны ваши поставщики и партнеры, есть ли возможность оперативно привлечь запасных и сколько это займет времени?
- Посмотрите на скорость и пропускную способность отдельных операций и цепочек, связанных с критическими бизнес-процессами, внутренними информационными системами и т.п.
- Поднимите вопрос о готовности вашего банка к увеличению транзакций и росту оборотов.
- В определенных случаях имеет смысл провести независимый аудит (информационный, технологический, бизнес-, и т.п.).
Наверняка вы обнаружите определенные недостатки в системе. Это не значит, что нужно срочно что-то менять. Оценку эффективности, скорости и отдачи соответствующих изменений стоит провести заблаговременно, расставив приоритеты, экономические показатели и риски в нужном порядке.
Следующий шаг — планирование отдельных изменений с учетом текущих возможностей и перспектив. Не исключено, что именно сейчас наступает правильный момент для серьезного бизнес-планирования, которым, возможно, вы не занимались много лет, работая в режиме выживания и пожаротушения.
Марш: оцениваем готовность топ-менеджеров и владельца
Было бы большой ошибкой объявить собрание и сообщить, что в связи с окончанием кризиса теперь всем можно расслабиться и ждать больших премий. Сделать рывок, когда появляются возможности для роста, работа не менее, а, возможно, более сложная и напряженная, чем выживание в непростые времена.
Среди менеджеров встречаются разные психотипы: одни более пригодны к работе в кризис, другие, наоборот, подходят для активного роста. Зачастую совместить оба этих психотипа в одном человеке очень сложно. Нужно провести оценку и подготовиться к возможной ротации управленческого персонала.
Работа на протяжении нескольких лет в режиме спада, как можно догадаться, не способствует серьезному развитию персонала, поэтому актуальным становится использование лучших практик по обучению и расширению кругозора руководителей компании. Раздайте им правильные книги для чтения, организуйте небольшую корпоративную библиотеку, устраивайте регулярные сессии по обмену впечатлениями о прочитанном. Есть масса других инструментов развития: тренинги (как корпоративные, так и открытые), конференции, деловые игры и многое другое. Введите их в практику вашей компании, конечно, с учетом имеющегося бюджета и возможностей. Но лучше сделать хоть немного, чем не сделать ничего.
За годы, прошедшие с официального старта кризиса, изменилось и появилось множество новых подходов, технологий и принципов работы, были запущены инновационные продукты или обновленные версии имеющихся. Образовавшийся пробел нужно восполнить.
Организуйте изучение актуальных трендов и продуктов, так или иначе касающихся вас, проанализируйте возможности для их использования и внедрения в вашей компании. Составьте соответствующие планы, по крайней мере концептуальные.
С 2009 года стоит проверить и переосмыслить такие направления, как:
- работа с клиентами и потенциальной аудиторией в соцсетях;
- использование всего спектра современных digital-инструментов (сайты, мобильные приложения, чаты, рассылки, SMS);
- product management в целом;
- agile (в разных смыслах), в частности для разработки софтверных решений и для гибкости вашего бизнеса;
- облачные решения в разных областях автоматизации бизнеса и взаимодействия с клиентами и контрагентами;
- что нового в ERP, CRM, системах электронного документооборота,
- проектное управление;
- кого это касается: BigData, BlockChain, машинное обучение и прочие актуальные направления, по которым вы, возможно, когда-то заморозили бюджеты на R&D и разработку.
Не забывайте и о нашумевшем, но от этого не менее полезном списке «10 наиболее полезных компетенций в 2020 году» (The top 10 skills in 2020):
- Умение решать комплексные задачи (Complex Problem Solving)
- Критическое мышление (Critical Thinking)
- Креативность (Creativity)
- Управление персоналом (People Management)
- Навыки командной работы (Coordinating with Others)
- Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence)
- Умение взвешивать и принимать решения (Judgement and Decision Making)
- Ориентированность на сервис (Service Orientation)
- Навык ведения переговоров (Negotiation)
- Гибкость мышления (Cognitive Flexibility)
Наконец, проведите выездные сессии для руководства компании. Возможно, вам еще рано заниматься долгосрочным бизнес-планированием, но это определенно будет полезно в связи с переменами для сплочения коллектива, сессий по SWOT-анализу и прочим возможностям поштурмовать и выработать общие взгляды. Кроме того, это хороший способ ввести в коллектив новых людей, которые будут заниматься не кризисным управлением или выживанием в трудных условиях, а серьезным, мощным, прорывным развитием.
Стартовый выстрел: эмоциональная подготовка предпринимателя к росту бизнеса
Последнее в списке, но не последнее по значению — вопрос настроя, видения, самочувствия руководителя или владельца компании.
Если вы планируете в ближайшее время интенсивную работу, смену вектора деятельности, активизацию роста и развитие, не забудьте хорошо отдохнуть, возьмите отпуск, отключитесь от дел, читайте книги, набирайтесь сил.
Не лишним будет поинтересоваться тренингами по личной эффективности, психологии руководителя, стрессоустойчивости, управлению людьми и организацией. Тему выбирайте сами, только не идите на открытые или корпоративные тренинги, закажите консультанта индивидуально для себя, чтобы можно было спокойно пораскинуть мозгами и поискать новые идеи для себя и своего дела. Самостоятельная, индивидуальная работа по формированию видения компании — важная задача, которую нужно решать, отключившись от рутины.
А отпуск или тренинг, в течение которого вы отсутствуете на работе, еще и хорошая проверка компании на самостоятельность и «делегируемость» бизнеса. Хорошим руководителем считается тот, кто может выстроить работу так, чтобы не требовалось постоянного вмешательства даже в самые мелкие дела. По результатам проверки сделайте соответствующие выводы и примите меры. Ведь если не за горами активный рост, без корректирующих действий не обойтись!
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии