Если кризис позади: как компании подготовиться к активному росту?

Запиркин Денис

Об экономическом кризисе уже написано много. Предприниматели вооружились советами и правилами работы в трудное время, затянули ремни, выживают. Мне хотелось бы немного рассказать о том, как правильно подготовиться к росту, который неизбежно последует за спадом.

Ситуация может измениться в любой момент, и будет печально, если вас обойдут конкуренты, более настроенные на развитие и лучше подготовившиеся к старту.

Оглядываясь вокруг, я пока не вижу много счастливых лиц (кроме фанатично верящих непроверенным заявлениям непрофессионалов в СМИ), радостно подтверждающих уход трудных времен и начало волнообразного роста. У кого-то есть подъем, но по большей части рынок продолжает унылую песню о непростом для бизнеса периоде под названием «Мы держимся, но рост проседает».

Рост неизбежен, но, скорее всего, он случится не сейчас и не сегодня. А это дает всем предпринимателям возможность без резких движений и паники, обладая некоторым запасом времени, все разложить по полочкам, поразмяться и уверенно встать в позу низкого старта.

На старт: оцениваем готовность рынка

В условиях информационного и эмоционального (или, если хотите, экспертного) предчувствия изменений рыночной ситуации, перехода в новую стадию кризиса или к его завершению, любому бизнесмену важно сфокусировать внимание на объективных факторах и не поддаваться влиянию голосистых болтунов. Я очень рекомендую провести как собственные исследования рынка, так и обратиться к заказным профессиональным источникам. 

Начинайте интенсивней встречаться и общаться с существующими и потенциальными клиентами. Участвуйте (и, если можете, организуйте сами) в бизнес-завтраках, информационных мероприятиях, форумах, круглых столах, общайтесь там в кулуарах и за чашкой кофе. Это позволит вам держать руку на пульсе и получать максимум актуальной информации. Конечно, подобные беседы не всегда дают возможность делать точные бизнес-прогнозы, но определенно показывают настроения клиентов и направление движения рынка.

Проводите регулярные встречи с вашими маркетинговыми аналитиками, которые должны мониторить ситуацию с рынком в целом, с клиентами, с конкурентами. В чем тут фокус? В возможности оперативно уловить аргументированные и обоснованные предпосылки и факторы, позволяющие вам лучше и быстрее повернуть бизнес в нужное направление. Или же не делать резких движений на волне непроверенного шума и слухов. Подобный бег на месте может дорого стоить компании.

Внимание: оцениваем готовность бизнеса

Если на вашем рынке (или для вашей компании) трудные времена действительно проходят, проверьте боеготовность бизнеса с точки зрения его способности к росту. За время спада многое пришло в негодность: что-то устарело, что-то не выдержит нагрузок.

Как вы готовитесь к дальней поездке? Проверяете давление в шинах, уровень масла и других технических жидкостей, наличие бензина и денег на его покупку, возможно, делаете техобслуживание. Что-то аналогичное стоит сделать и с вашей компанией — провести ряд профилактических мероприятий. Цель — оценить, какие подразделения, функции, технологические решения и бизнес-процессы выдержат (если да, то сколько и насколько), а какие с большой долей вероятности просядут. Выявите узкие, ненадежные места, а также определите направления, способные к максимальным нагрузкам.

Вот несколько важных систем, которые стоит проверить перед ускорением:

  • Привлеките mystery shopper (тайного покупателя). 
  • Проверьте нагрузку и производительность вашего сайта (сайтов и связанных с ними систем). 
  • Оцените, достаточно ли вам людей на телефонах: не нужно ли заранее приготовиться и нанять еще? Насколько быстро готов масштабироваться ваш call-центр?
  • Посчитайте, при каком объеме заказов начнет захлебываться ваше производство и/или логистика?
  • Достаточно ли оперативны ваши поставщики и партнеры, есть ли возможность оперативно привлечь запасных и сколько это займет времени?
  • Посмотрите на скорость и пропускную способность отдельных операций и цепочек, связанных с критическими бизнес-процессами, внутренними информационными системами и т.п.
  • Поднимите вопрос о готовности вашего банка к увеличению транзакций и росту оборотов.
  • В определенных случаях имеет смысл провести независимый аудит (информационный, технологический, бизнес-, и т.п.).

Наверняка вы обнаружите определенные недостатки в системе. Это не значит, что нужно срочно что-то менять. Оценку эффективности, скорости и отдачи соответствующих изменений стоит провести заблаговременно, расставив приоритеты, экономические показатели и риски в нужном порядке.

Следующий шаг — планирование отдельных изменений с учетом текущих возможностей и перспектив. Не исключено, что именно сейчас наступает правильный момент для серьезного бизнес-планирования, которым, возможно, вы не занимались много лет, работая в режиме выживания и пожаротушения.

Марш: оцениваем готовность топ-менеджеров и владельца

Было бы большой ошибкой объявить собрание и сообщить, что в связи с окончанием кризиса теперь всем можно расслабиться и ждать больших премий. Сделать рывок, когда появляются возможности для роста, работа не менее, а, возможно, более сложная и напряженная, чем выживание в непростые времена. 

Среди менеджеров встречаются разные психотипы: одни более пригодны к работе в кризис, другие, наоборот, подходят для активного роста. Зачастую совместить оба этих психотипа в одном человеке очень сложно. Нужно провести оценку и подготовиться к возможной ротации управленческого персонала. 

Работа на протяжении нескольких лет в режиме спада, как можно догадаться, не способствует серьезному развитию персонала, поэтому актуальным становится использование лучших практик по обучению и расширению кругозора руководителей компании. Раздайте им правильные книги для чтения, организуйте небольшую корпоративную библиотеку, устраивайте регулярные сессии по обмену впечатлениями о прочитанном. Есть масса других инструментов развития: тренинги (как корпоративные, так и открытые), конференции, деловые игры и многое другое. Введите их в практику вашей компании, конечно, с учетом имеющегося бюджета и возможностей. Но лучше сделать хоть немного, чем не сделать ничего.

За годы, прошедшие с официального старта кризиса, изменилось и появилось множество новых подходов, технологий и принципов работы, были запущены инновационные продукты или обновленные версии имеющихся. Образовавшийся пробел нужно восполнить. 

Организуйте изучение актуальных трендов и продуктов, так или иначе касающихся вас, проанализируйте возможности для их использования и внедрения в вашей компании. Составьте соответствующие планы, по крайней мере концептуальные.

С 2009 года стоит проверить и переосмыслить такие направления, как:

  • работа с клиентами и потенциальной аудиторией в соцсетях; 
  • использование всего спектра современных digital-инструментов (сайты, мобильные приложения, чаты, рассылки, SMS);
  • product management в целом;
  • agile (в разных смыслах), в частности для разработки софтверных решений и для гибкости вашего бизнеса; 
  • облачные решения в разных областях автоматизации бизнеса и взаимодействия с клиентами и контрагентами; 
  • что нового в ERP, CRM, системах электронного документооборота, 
  • проектное управление;
  • кого это касается: BigData, BlockChain, машинное обучение и прочие актуальные направления, по которым вы, возможно, когда-то заморозили бюджеты на R&D и разработку.

Не забывайте и о нашумевшем, но от этого не менее полезном списке «10 наиболее полезных компетенций в 2020 году» (The top 10 skills in 2020):

  1. Умение решать комплексные задачи (Complex Problem Solving)
  2. Критическое мышление (Critical Thinking)
  3. Креативность (Creativity)
  4. Управление персоналом (People Management)
  5. Навыки командной работы (Coordinating with Others)
  6. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence)
  7. Умение взвешивать и принимать решения (Judgement and Decision Making)
  8. Ориентированность на сервис (Service Orientation)
  9. Навык ведения переговоров (Negotiation)
  10. Гибкость мышления (Cognitive Flexibility)

Наконец, проведите выездные сессии для руководства компании. Возможно, вам еще рано заниматься долгосрочным бизнес-планированием, но это определенно будет полезно в связи с переменами для сплочения коллектива, сессий по SWOT-анализу и прочим возможностям поштурмовать и выработать общие взгляды. Кроме того, это хороший способ ввести в коллектив новых людей, которые будут заниматься не кризисным управлением или выживанием в трудных условиях, а серьезным, мощным, прорывным развитием.

Стартовый выстрел: эмоциональная подготовка предпринимателя к росту бизнеса

Последнее в списке, но не последнее по значению — вопрос настроя, видения, самочувствия руководителя или владельца компании.

Если вы планируете в ближайшее время интенсивную работу, смену вектора деятельности, активизацию роста и развитие, не забудьте хорошо отдохнуть, возьмите отпуск, отключитесь от дел, читайте книги, набирайтесь сил. 

Не лишним будет поинтересоваться тренингами по личной эффективности, психологии руководителя, стрессоустойчивости, управлению людьми и организацией. Тему выбирайте сами, только не идите на открытые или корпоративные тренинги, закажите консультанта индивидуально для себя, чтобы можно было спокойно пораскинуть мозгами и поискать новые идеи для себя и своего дела. Самостоятельная, индивидуальная работа по формированию видения компании — важная задача, которую нужно решать, отключившись от рутины. 

А отпуск или тренинг, в течение которого вы отсутствуете на работе, еще и хорошая проверка компании на самостоятельность и «делегируемость» бизнеса. Хорошим руководителем считается тот, кто может выстроить работу так, чтобы не требовалось постоянного вмешательства даже в самые мелкие дела. По результатам проверки сделайте соответствующие выводы и примите меры. Ведь если не за горами активный рост, без корректирующих действий не обойтись!

Источник публикации: 
Поделиться: