Эффект баранов или для чего нужно воспитывать критическое мышление – 3. Как мы сами себя обманываем или эффект дезинформации.
Мы часто думаем, что наши воспоминания являются безошибочными и содержат в себе точные представления о реальности. Обращаемся к собственной памяти, чтобы узнать, что на самом деле произошло в прошлом, пытаемся выяснить обстоятельства, приводящие к определенным ситуациям. Воспоминания характеризуют не только наше понимание окружающего мира, но и принимаемые решения и даже черты личности. Однако на самом деле воспоминания под влиянием множества внешних факторов искажаются. Эффект дезинформации – яркий пример подобного феномена, происходящего в реальной жизни. Он связан с формированием неточных, а в некоторых случаях и ложных, воспоминаний.
Эффект дезинформации
Эффект дезинформации возникает, когда индивидуальный отзыв эпизодических воспоминаний изменяется под воздействием поступающей новой информации. Мы бессознательно меняем свои воспоминания в свете новых данных. Наиболее известными примерами являются два эксперимента, проведенные психологами Элизабет Лофтус и Джоном Палмером, в которых демонстрировалось, что вопросы, заданные после того, как человек засвидетельствует событие, могут фактически повлиять на его память о нем.
В первом эксперименте участникам были продемонстрированы три различных видеоролика с авариями автомобилей. Одна группа респондентов наблюдала видео с автомобилями, разбивающимся со скоростью 20 миль в час, другая – со скоростью 30 миль в час, а последняя группа – аварию со скоростью 40 миль в час. После участникам эксперимента задали вопрос о скорости авто при аварии.
Вопрос был одинаковым для каждого, за исключением слова, описывающего происшествие. Некоторые слова обозначали, что авария была незначительным столкновением, другие же – сильным ДТП. Результаты эксперимента показали – слова, используемые для описания аварии, оказали гораздо большее влияние на восприятие скорости движения, чем фактическая скорость автомобиля, наблюдаемая участниками на видео.
Во втором эксперименте респонденты наблюдали похожее видео с двумя автомобилями. Эксперимент заключался в том, что формулировка, описывающая степень тяжести, также была изменена. Однако звучал другой вопрос – видели ли респонденты, разбитые стекла у авто. Исследователи обнаружили, что чем серьезнее обозначалась степень происходящего происшествия, тем вероятнее участники говорили о том, что видели разбитые стекла автомобилей.
Оба исследования показывают, что разница в постановке вопроса после события, может повлиять на наше воспоминание о нем. И даже такие небольшие изменения, как замена обозначающего слова, создают ложные воспоминания о событии.
Изобретение целого события
Существуют различные примеры демонстрирующие, что воспоминания могут меняться и другими способами. Иногда мы заполняем пробелы в памяти, используя присущие нам психологические схемы. Этот процесс похож на воспоминания по умолчанию о таких вещах, как декорации или незнакомые лица. Как пример – попытка вспомнить ресторан, в котором вы бывали в детстве. Скорее всего обстановка ресторана, которую вы помните, является общей, а не фактическим его оформлением. Из этого следует, что наша память не всегда может опираться на воспоминания о конкретных деталях. Но что бы мы осознавали и в чем были бы убеждены, будь нам предложено целое событие?
Джеймс Коэн, работающий под началом уже упоминаемой Элизабет Лофтус, создал четыре брошюры и раздал каждому члену своей семьи. В брошюрах содержались истории из детства каждого. Истории в буклетах были правдивы, за исключением одной – истории брата Коэна. В ней описывалось, как в детстве он потерялся в торговом центре, однако незнакомый пожилой мужчина, помог ему найти своих родителей.
Каждому члену семьи было предложено прочитать брошюры и ознакомившись с их содержанием, вспомнить данные события. Брат Коэна вспомнил историю из брошюры, рассказав ее с дополнительными подробностями, изобретенными им самим, и не смог определить ее как ложное событие.
Данный эксперимент показывает, как мы можем принимать обманчивые воспоминания, насытив их собственными и выдуманными деталями. В последующем данный метод был использован в экспериментах Жаклин Пике и Элизабет Лофтус при исследовании внушения неверных воспоминаний.
Почему возникает эффект дезинформации?
Существует несколько теорий:
- Одним из объяснений является то, что исходная информация и вводящая в заблуждение информация, полученная после, объединяются в памяти.
- Другое заключается в том, что неверное знание фактически перезаписывает исходную память события.
- Исследователи также предположили, что, поскольку вводящая в заблуждение информация более актуальна и свежа в памяти, она легче извлекается.
- Так же это происходит в случаях, когда соответствующие данные из первоначального события никогда не были предварительно заложены в памяти – обманчивая информация заполняет недостающие пробелы и вписывается в общую картину события.
Факторы, влияющие на эффект дезинформации
- Время: если обманчивая информация представлена через некоторое время после исходной, она будет более «доступной» в памяти. Это означает, что она намного проще и быстрее извлекается, эффективно блокируя вывод исходной и правильной информации.
- Обсуждение события с другими участниками: беседа с другими свидетелями после события может исказить оригинальную память в том, что произошло на самом деле. Слова других участников могут конфликтовать с исходной памятью, и эта новая информация может изменить или исказить исходную память о событиях по мере их возникновения.
- Новости: Чтение новостей и просмотр телевизионных сообщений о происшествии или событии также может способствовать эффекту дезинформации. Люди часто забывают исходный источник информации. Они могут ошибочно полагать, что часть информации, которую они наблюдали лично, в действительности – то, что они слышали в новостном сообщении после происшествия.
- Неоднократная подверженность неправильной информации: чем чаще люди подвергаются вводящей в заблуждение информации, тем больше вероятность, что они полагают, что дезинформация была частью первоначального события.
В повседневной жизни следует признавать ошибки человеческой памяти и учитывать это при принятии решений. Если вы что-то решаете или выбираете план действий, то очень важно быть уверенным, что ваша память верна. Один из самых распространенных сценариев проявления эффекта дезинформации в повседневной жизни – когда мы вспоминаем факты из нашего прошлого. Вспоминая историю или событие, мы начинаем визуализировать его и в конечном итоге можем запутать визуализацией реальную память.
Одна из стратегий, помогающий минимизировать последствия – это вести дневник, записывать новую и важную информацию в ежедневник. И, возможно, он удивит вас, когда вы оглянетесь назад и прочтете старые записи.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Николай Сибирев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии