![CRM — не программа для продаж CRM — не программа для продаж](http://www.prodaznik.ru/sites/default/files/imagepicker/862/1476868446_-08-200.jpg)
Помните мультик про котёнка Гава? Там большой чёрный кот возмущается: “Я не кошка! и не мышка!!! я кооот! кот, кот, кот!” Что и говорить, вопросы терминологии и умения называть вещи своими именами волновали человечество всегда. Продажники уже перестали отбиваться от «продаванов» и «продажных», программисты надевают наушники при слове «кодер», а маркетологи без конца икают от разнообразия обозначающих их словоформ и эпитетов. Однако иногда даже однозначно названные вещи получают весьма неполные или странные определения.
Многие вендоры (да что говорить, и мы) иногда чисто в маркетинговых и SEO-целях пишут "CRM для продаж", "CRM как инструмент продаж", "программа для продаж", "программа для менеджера по продажам". А уж что несут по этому поводу разномастные тренеры... у нас уши в трубочку сворачиваются, особенно от мнения тех, кто заявляет, что в автоматизации собаку съел. Если вам тренер говорит что-то типа «я разбираюсь в автоматизации» или «я автоматизатор бизнеса» и т.д., то в 90% случаев он гонит и максимум, в чём он разбирается, это заученные презенташки купившего его вендора и размер процента с такой вот рекламы. Если он говорит об автоматизации, расспросите его о нотации BPMN, этапах внедрения, возможностях конфигурирования системы, используемом скриптовом языке, способе интеграции с 1С и т.д. Вы услышите ещё немного воды :-) А это всего лишь самые-самые азы юного автоматизатора.
Ох, что-то нас не туда понесло. Итак, вернёмся к тому, CRM-система — это программа для продаж или же для чего-то другого?. Для этого рассмотрим процесс продажи "в разрезе".
Итак, продажи = поиск возможностей продаж + реализация этих возможностей.
Процесс продажи (не пугайтесь, если у вас чего-то из этого нет в воронке или отчётах - обычно часть этапов дробится, сливается в один или же просто подразумевается) включает:
-
Управление контактами — менеджеры и телемаркетологи собирают контакты и холодные лиды. Безусловно, это удобно делать в CRM-системе, причём не только из-за карточки клиента со всеми его данными, но из-за того, что некоторые CRM умеют “тянуть” лиды с форм на сайте и собирать их в базе.
-
Подготовительный этап — с помощью средств автоматизации (или вручную) менеджеры разбирают лиды, группируют их по примерным сегментам. Это игра вслепую — мы всё ещё очень мало знаем о клиенте.
-
Квалификация лидов — менеджеры проверяют полноту, достоверность и актуальность информации по клиенту. На этом этапе важно понять примерные потребности лида, если это В2В — постараться связать лид и компанию, которую он может представлять.
-
Управление потенциальными сделками — составление коммерческого предложения, плана разговора с клиентом, подготовка вопросов, подготовка и согласование договора, расчёт суммы сделки и т.д.
-
Управление информацией о клиентах — внесение и обновление любой значимой информации о клиенте.
-
Управление процессом продаж = прогнозирование + управление воронкой продаж. Это цельный и специфический блок, который включает самую напряжённую работу продажника, работу с рисками и возражениями, торг, предоставление особых условий, работу на удержание и проч.
Так вот, эта вся деятельность является только лишь частью CRM-системы. Есть ещё несколько аспектов, которые напрямую затрагивают продажи и работу коммерческой службы в целом.
-
Управление процессами — автоматизация повторяющихся и сложных процессов, а также рутинной деятельности. Здорово высвобождает время сотрудников, что очень ценно в кризисный период. Позволяет координировать работу даже между несколькими подразделениями. Крайне популярная и востребованная функциональность в CRM-системе.
-
Управление персоналом — вы управляете сотрудниками, ставите им задачи, у них есть KPI. План выполняется в срок, забытых звонков и писем нет, техническая поддержка оказывается вовремя — клиент доволен. А ведь на большинстве конкурентных рынков именно сервис решает.
-
Управление проектами и задачами — в CRM-системе все проекты и задачи привязаны к клиентам, контролируются сроки и прогресс выполнения каждого этапа проектов, поддерживаются финансовые функции.
-
Управление временем — если сотрудник умеет планировать и видит свою занятость на рабочем столе компьютера, получает оповещения и напоминания, значит, часть рисков потерять или оставить недовольным клиента уже минимизирована.
-
Управление финансами, производством, логистикой — честно говоря, это уже сверх-CRM функциональности, но в крупных системах они есть (например, у нас они есть в некоторых редакциях).
Собственно, весь секрет кроется в самом названии — CRM: client relationship management. То есть CRM-система — это программа, которая автоматизирует взаимоотношения с клиентами. А эти взаимоотношения уже давно вышли за рамки “покричи-продай”. Стратегия CRM включает управление стоимостью клиента LTV, функции технической поддержки и сервиса, функции маркетинга и управления внутрикорпоративными процессами. Без всего этого множества и продажи не будут работать так, как это нужно.
Мы сломали десятки копий о терминологию CRM как программного обеспечения и поняли, что нам одним точно не под силу заставить весь рынок называть CRM-системами только CRM-системы, а не всё подряд, что начинается с ФИО клиента. Но нам совершенно под силу разъяснить, сколько пользы приносит CRM-система и в целом вся CRM-стратегия коммерческой службе, руководителю и компании в целом.
Хотите поговорить об этом? Можно по контактам, указанным на сайте, или прямо в комментариях.