Чему учить менеджеров по продажам: составляем планы обучения для каждого сотрудника
Эксперт по маркетингу и продажам
Самое распространенное опасение руководителей: «Если я обучу сотрудников, а они уйдут в другую компанию?» Лучше пусть они уйдут в другую компанию, чем подставляют вас, вашу репутацию, а руководство будет тратить свое время на управление некомпетентным персоналом. Посмотрим на эту ситуацию с обратной стороны, глазами наемного работника. Компания не вкладывается в работника, значит не видит в нем стратегического потенциала, а его будущее в компании мутно.
Специфика подхода к обучению продавцов в России
№ п/п |
Главная причины выбора темы обучения |
ответ, в % |
1 |
Тема показалась интересной |
22 % |
2 |
Сотрудники совершили серьезный просчет в этом направлении. Нужно срочно что-то менять |
18 % |
3 |
Директору понравилась тема |
15 % |
4 |
Выбрали самое дешевое |
12 % |
5 |
Выбор тем обучения соответствует стратегии развития компании, планам по развитию сотрудников |
9 % |
6 |
Не задумывались о причинах выбора — просто решили попробовать что-то новенькое |
7 % |
7 |
Узнали, что у конкурентов сотрудники проходили такое обучение |
6 % |
8 |
Заказали обучение у самого активного контрагента, который активнее продавал |
6 % |
9 |
Нам порекомендовал данную тему партнер, знакомый, которому мы доверяем |
5 % |
1. Босс хочет
2. Количество важнее качества
3. От косяка
6 ошибок при подборе обучения для отдела продаж
- Отсутствие системы и последовательности в освоении тем.
- Упор на развитие личных качеств, а профессиональные компетенции осваиваются во втором приоритете или не в полном объеме.
- Единое обучение для сотрудников с разной степенью владения компетенциями и длительностью работы в компании.
- Сосредоточение на обучении 1-2 направлениям.
- Результаты обучения не отрабатываются на практике, не закрепляются.
- Отсутствие связки проводимого обучения с мотивацией сотрудника.
Из-за такого несистемного подхода к обучению возникают риски
- Потери прибыли.
- Повышается вероятность текучки персонала.
- Компания теряет конкурентное преимущество.
- Мало инструментов, чтоб зарабатывать больше.
- Неопределенность — руководство не вкладывается в ваше будущее.
Разбор компетенций под функционал
- Организация и ведение продаж продукции компании.
- Планирование и проведение аналитической работы.
- Обеспечение продаж.
- Контроль над отгрузками товара и расчетами с покупателями.
Компетенция |
Тематики обучения |
Поиск потенциальных покупателей |
Холодные звонки, работа с возражениями, стандарты и скрипты продаж |
Работа с впервые обратившимися клиентами |
Выявление потребностей |
Доведение клиента до первой сделки |
Переговоры, продажи первым лицам |
Ведение деловых переговоров |
|
Презентации |
|
Мотивация покупателей на повторные покупки |
Сервис, лояльность, работа с дебиторской задолженностью, работа с первыми лицами, VIP-клиентами |
Формирование лояльности, приверженности клиентов |
|
Ведение клиентской базы |
Автоматизация работы отдела продаж |
Организация и планирование рабочего времени |
Тайм-менеджмент |
Принятие участие в разработке проектов |
Проектная работа, работа в команде |
Участие в формировании плана, стратегии |
Внутрикорпоративное обучение |
Надлежащее оформление заказов |
|
Сбор информации о рынке |
|
Знание продукта, компании, конкурентов |
Качество, характеристика |
Тематики обучения |
Коммуникабельность |
Стрессоустойчивость в продажах, ситуационное лидерство, работа в команде, личная эффективность, эмоциональный интеллект, целеполагание, креативность в работе |
Стрессоустойчивость |
|
Стремление к развитию |
|
Самоорганизация, целеустремленность |
|
Способность к командной работе |
|
Приверженность, лояльность |
|
Способность брать на себя ответственность |
|
Креативность |
Как составить план развития компетенций по каждому сотруднику
Пример оценки по сотруднику
Компетенция |
В чем проявляется |
Состояние владения компетенцией |
Поиск потенциальных покупателей |
Ведение холодных звонков |
Есть знание базовых алгоритмов. Незнание методик преодоления барьера секретаря |
Работа с возражениями |
Уровень владения низкий. Действует интуитивно |
|
Работа с впервые обратившимися клиентами |
Знание стандарта компании |
Знание хорошее. Соблюдается на 70-80% в зависимости от ситуации |
Ведение деловых переговоров |
Общие навыки ведения переговоров |
Испытывает затруднения по закрытию сделок, требуется знание базовых техник, противодействие манипуляциям |
Переговоры с первыми лицами |
Таких клиентов в структуре продаж менеджера 6%. Освоение данного навыка не приоритетно. |
|
Презентации |
Презентация компании, услуг |
Хороший уровень владения. Однако требуется совершенствование навыков презентации продуктов |
Самопрезентация, публичное выступление |
Владение техниками на интуитивном уровне. Однако требуется развитие самопрезентации |
|
Мотивация покупателей на повторные покупки, формирование лояльности, приверженности |
Наличие и соблюдение стандарта по взаимодействию с действующими клиентами |
Удовлетворительное знание стандарта. Соблюдение на 50-60%. Требуется больший контроль и организация со стороны руководителя |
Ведение клиентской базы |
Ведение, актуализация клиентской базы в CRM на основании инструкции |
Удовлетворительное знание инструкции и ее выполнение |
Организация и планирование рабочего времени |
Инструменты планирования рабочего дня |
Изучались самостоятельно, в работе не используются. Требуется освоение знаний с составлением программы применения на практике |
Принятие участие в разработке проектов |
Проектная работа |
Навыки не осваивались. В настоящее время они в процессах отдела задействуются слабо, т.к. работа выстроена по индивидуальным задачам |
Командное взаимодействие |
Специально данная тема не осваивалась. Однако в компании небольшой коллектив, для укрепления команды хватает существующих мероприятий |
|
Участие в формировании плана, стратегии |
Разработан механизм |
На данном этапе достаточно управленческих действий со стороны руководителя |
Надлежащее оформление заказов |
Стандарт оформления заказов |
|
Сбор информации о рынке |
Участие в проведении опросов клиентов |
|
Знание продукта, компании, конкурентов |
Информация для прохождения экзамена новичка |
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии