Чему нас учит кризис? Мы все снова как первокурсники…

Наткнулся на интересную статью (Источник: livejournal.com) Решил поделиться с коллегами:

 

Это третий финансовый кризис, который я встречаю в более-менее сознательном возрасте. Каждый из них чему-то учит и готовит к следующему. К третьему мы подходим с опытом выживания в двух предыдущих. В моем случае этот опыт подсказывает — лично меня кризис выводит из зоны комфорта и бросает на новые баррикады, заставляя находить новые решения. Один год кризиса это больше пяти лет в институте, а выжили во второй — считайте что закончили MBA… 

Итак, год 1998

Мне всего двадцать лет, однако уже есть свой, третий по счету, бизнес. Простой и незамысловатый, как два рубля. Купить на дрожжевом заводе дрожжи по 12 рублей килограм, и продать их бабкам на рынке (всего в 200 км. от завода) за 22 рубля. Чем больше везешь товара, тем больше имеешь дохода. Мелочь? Да. Но на первую в жизни машину (белая шоха) хватило. А потом на вишневую восьмерку, и за ней синюю девятку хватило. 

Экономического образования у меня тогда не было, только железнодорожное, хоть и с отличием. Так что понятие «емкость рынка» я узнал на практике. На конкретном привокзальном рынке, в конкретных же килограммах… Вот тогда то меня и настиг кризис. Заначка была в баксах, так что тут не прогадал. Зато тут же появилось новое понятие — «конкуренты». Ими оказались более взрослые товарищи, ранее занимавшиеся совсем другими делами. Кризис их выгнал ко мне на улицу… 

Первое, что они начали делать — снижать цену продажи, то есть научили «демпингу». Но меня спасла консервативность моих бабушек, которых бритая голова и косуха только отпугивает. Моя же кучерявая и очкастая морда укрепляет их «лояльность», так что тут я ненадолго устоял. Но урок понял, ведь все равно многие купились на меньшую цену. Выбрал я пять самых успешных бабулек (продающих больше всего) и пообещал, что буду возить товар только им еще дешевле. Так у меня появились свои «эксклюзивные дистрибьюторы». 

Конкуренты решили все-таки еще больше давить ценой, в итоге моя великолепная пятерка продавала по 27 рублей, а бабки конкурентов по 20 рублей. Что делать? На заводе дрожжи упаковывались в два вида обертки — синюю и коричневую. Разница только в цвете, внутренность одна и та же, но я согласился брать у завода синюю за 15 рублей, если ее будут продавать только мне. Отдел продаж конечно удивился, но с клиентом спорить не стал. Чем бы пацан не тещился, лишь бы платил сразу… 

Результат — сегментация рынка, ярко иллюстрируещая правило Парето. Мои 20% дистрибьюторов забрали 80% выручки по рынку, увеличив ее правда за счет слуха о том, что «синие лучше, потому и дороже». Чем лучше, я так и не понял, но раз PR-агентство «ОБС» так считает, спорить с ним бесполезно… 

Конкуренты применили старую схему, но снижение цены еще больше подтвердило опасения клиентов. Теперь их метод работал в мою пользу. Но они нашли выход — стали у того же завода покупать дрожжи за 18, тем самым научив меня тому, что всегда должна быть "диверсификация«.Теперь завод и сам уже был уверен, что синие лучше. Зато коричневые упали в цене до 10 рублей за килограмм. Конкуренты на этот раз стали умнее, продавать «синие» они стали по той же цене, что и я. Есстественно мои бабульки взяли меня за горло — думай студент, думай… 

Ночь не спал, а под утро просто тупо смотрел на оторванный кусок обоев. Он то мне и помог — через час я уже был в типографии, где узнал, что сделать упаковку я могу буквально за копейки. Дизайн бесплатно. Завод делал ее поточно, на бросоовой бумаге. Я же решил чуть больше вложится в дизайн. Картинка была один к одному, как у завода. Только на лучшей бумаге, более яркая, четкая и главное — яркий кусок обоев дал идею — зачем клиенту весь килограмм? Проще продавать маленький, яркий, кусочек. В итоге вся пачка у меня стала стоить 32 рубля. Бабулькам новый продукт очень понравился, а завод очень удивлялся, зачем я скупаю «плохой» коричневый брикет по 10 рублей, синий же лучше! Лучше конечно, но после того, как я ночь посижу на кухне, получается продукт еще более класный. А всего лишь расширил «продуктовую линейку» и сделал небольшой «ребрендинг» :) 

В итоге конкуренты решили пойти ва-банк и вспомнили свое бандитское прошлое. Моих бабулек просто запугали. У меня полная квартира «эксклюзивного» товара. который гад портится как собака. Вонь стоит несусветная и соседи подозрительно косятся, а я ничего поделать не могу — хоть выкидывай! Того и гляди участковый нагрянет — искать смердящий труп. Решил сам к нему пойти и объяснить, что мол просто у меня продукты испортились. Но не дошел — у отдела милиции увидел группу цыганок, которая отбивала свою «подругу» у наряда ППС. 

Обычно цыгане торговали только сигаретами у входа на рынок, причем поштучно. Говорили, что и наркотокой не брезгуют, но раз ППС наехал — вранье это все, — те бы точно в доле были, или бы с крышей договорились. А тут повязали только так, и если бы не заступники… Всем верховодит одна, самая пожилая и «боевая» цыганка. К ней я и подошел со своим предложением. Знает она меня оказывается, кучерявых очкариков в бизнесе было мало. «Еврейчик» запомнился. Переговоры были короткими — килограмм она берет у меня за двадцать рублей. Продает по той цене, которую сама поставит. Я продаю только им, но они забирают сразу все по готовности. На том и порешили. Страшно вести дело с цыганами? Нет. Лучше, чем с моими бабульками. Цыганки практичны, конкретны и не боятся. Потому и заняли все ключевые места на входе и выходе. «Марчендайзинг» у них на уровне. 

Спустя неделю у меня уже было две помошницы, которые с товаром обращались не в пример быстрее и аккуратней меня. Цыганки уже не вывозили такой объем, поэтому пришлось опять задуматься. Что тут еще придумаешь? У меня эксклюзивный, штучный товар. Люди приезжают в районный городок из деревень и первое что видят на входе рынка — сигареты и мои дрожжи. Продают их цыганки, их не запугаешь наездами. Да и продают, надо заметить, бойко, не ждут пока клиент сам вспомнит. «Активные продажи» в действии. 

Куда уж дальше двигаться? Но «коллеги» меня уже научили — думай на ход вперед! И я придумал. Поэтому когда они натравили ментов на мой цыганский табор, у меня уже был план Б. Табор то отбился, а вот на бизнесе конкурентов этот шаг сильно отразился. Рынок он же такого не прощает — все тогда нелегально работали. И тех «патнеров», кто ментам на руку играет, все точно запомнят. Да и цыганки не только добро хорошо помнят, потом они шикарно отомстили. потому как «репутационный капитал» надо беречь смолоду… 

Но меня 15-ти суточный вынужденный простой не убил — каждый вечер у меня в электричках по четырем направлениям ехали продавцы газет, батареек. кроссвордов, которые открыли для себя новое направление — торговлю дрожжами. Клиента ловили уже в электричке, тепленьким, скучающим и ДО рынка. А когда и на этом направлении стало тесновато из-за «помощи» транспортной милиции, продажи перешли в сами места обитания клиентуры — поселки, деревни и села вокруг города откуда стекались клиентские потоки на рынок. Не надо никуда ехать — есть местная «Маша», у которой есть запас (купленный у меня по оптовой цене). Сколько было этих Маш я даже не знаю. «Агентская сеть» развивалась самостоятельно, без всяких там плечей и бриллиантовых директоров… 

Чем бы это закончилось я не знаю — меня ждала армия, и откупаться или использовать связи отца я не хотел. Генерал — лейтенант Симонцев сказал мне четко — «Дед служил, отец служил, я служил — ты и мои внуки тоже будете служить! А твой «бизнес» — это все баловство. Придут «наши», то есть коммунисты, к власти и посадят тебя, как спекулянта! Батя у меня партбилет наверняка до сих пор хранит. Высшая партийная школа это не образование — диагноз. 

Вот так я и попал на Дальний Восток. Дурной был конечно, что послушался. Но зато иначе бы я с Хабаровском еще долго не увиделся, и не влюбился бы в него всей душой… А кризису спасибо — это был мой лучший ускоренный курс обучения бизнесу. Ни институт, ни армия такой школы не дают:) Сейчас мы снова за партой, снова первокурсники — и я уверен, что и на этот раз справимся.

Поделиться:
Dwarf (не проверено)

Семен, поздравляю с первой публикацией!!!

Статья шикарная!!! Без заумных слов и схем, все как в жизни. Очень поучительно!

Аватар пользователя Игорь Шубин
Не в сети

del. Нет, это я уже на даты перестал смотреть.

Продавайте умнее конкурентов! СПИН-продажи - теория и практика: https://spincat.ru/

Аватар пользователя Ультра
Не в сети

Интересно написано. Живо и жизненно.

_______________________________________________________

Мы можем выложить из вагонов с деньгами слово СКРОМНОСТЬ

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Респект!  Семён, зачёт!!!


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Респект! Да, натолкнул ты на грустные мысли.  А, ведь нас реально предыдущий хаос нечему не научил. Ну меня лично. я за машину попал в 1998г. А мозгов не прибавил. Если б обращал внимание на более чем очевидные вещи в мире бизнеса, набрал бы "даларов" и "евриков" ещё в августе.  Ну не дурак ли?   А вот где вискарь по акции, это меня хоть ночью разбуди. вот  чёрт, мне уже 42!!! А как был, так и остался.    Спасибо за интересную статейку!


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя Anna Gorizont
Не в сети

Ахаха))) да нас таких много-правда мой конек распродажи детской одежды и игрушек)) на вопрос -чтобы вы хотели поменять в прошлом-отвечаю рубли))

Не в сети

Читал голосом "Пули" из ДМБ =)) 

Отличный юмор, грамотное изложение, поучительное повествование.

Спасибо, ждем продолжения.

Аватар пользователя Anna Gorizont
Не в сети

Оказывается здесь еще таланты слова водятся)) Читать было интересно! Думаю,если вы решитись написать мемуары-я перваямкто будет читать взахлеб))

Аватар пользователя xbk
Не в сети

Большое спасибо автору.

 

------------------------------------------------

Don't worry be happy!!!