Давно хотел написать на эту тему, тут много аспектов и нюансов.
Сама тема очень обширная и актуальна в принципе для человечества. Тут много факторов сошлось – психологический, физиологический, социальный, экономический … . И в продажах тоже имеет место быть. Поэтому подход будет такой – берется аспект, описывается актуально на сегодня, и потом смотрится на фоне продаж.
Под огнём сами продажники, РОПы, отношения с клиентами, конкурентами. Поехали … .
Начнём с того, что алкоголь был всегда в истории человечества. От первобытных племён и до нашего времени. Это точно зависимость с точки зрения медицины, психологии. И эта зависимость сильнее воли человека … она глубже и просто так отказаться от нее человек, если завяз, уже не в состоянии. Так же как с курением.
Что же даёт алкоголь человеку? Эйфорию.
Эйфория. Красивая кривая. На самом деле небольшая доза приводит к эйфории … подъём настроения, активности … кажется ещё махнуть и будет ещё лучше. Но НЕТ! Мозг отравляется, социальная планка падает … со всеми вытекающими последствиями.
Есть стадии. Они характеризуют степень зависимости от алкоголя. От бытового пьянства до белой горячки. В социальном плане алкоголик тоже деградирует и полноценно уже с ним жить, существовать трезвым людям проблематично … слишком велики подвижки в психике.
В принципе всё понятно … наглядно.
Уже на второй стадии сотрудник точно идёт на выход, так как окружающие всё видят, в том числе руководители.
Поэтому актуальны обратимые стадии – продромальная и первая. На них сотрудник адекватен в принципе и при должном уровне мастерства успевает компенсировать провалы трудовыми подвигами (1-я стадия).
Продром. Бытовое пьянство. Оно по идее знакомо почти всем нормальным людям. Когда индивидуум взрослеет, то в компании (на работе) его приобщают попробовать. Праздники, дни рождения, корпоративы – наиболее частый вход. Он тут ведомый. Но это обратимо. Зависимости еще нет.
Дальше многое зависит от ежедневного социального окружения. Если вокруг это норма, то много шансов, что прогресс пойдёт. Как ни странно, хорошо, если сразу сильно отравится и это станет якорем отвращения надолго. И по-хорошему надо валить из такого коллектива быстрее.
Если молодой сотрудник живёт еще с родителями (нормальными), то там тоже будет сопротивление.
К продажам. По сути своей работы это постоянный контакт с клиентами, с коллегами, руководством. Имеет место серьёзная интеллектуальная работа (особо в b2b). Это всё сдерживает. Тем не менее в b2b при хорошем количестве постоянных клиентов и длинных циклах появляются реальные окна для возлияний. Особняком стоит пятница (тяпница, день шофёра, …). Тут можно «расслабиться», «оттянуться» … и при этом есть воскресенье, чтобы более-менее прийти в рабочее состояние.
Не в оптимальное рабочее, а именно на троечку. Дело в том, что организму требуется примерно 3 дня, чтобы ушли все последствия и голова заработала на полную мощь. Итак, к среде он будет готов. Осталось 2 дня на работу. Пятница – это дай бог до обеда.
B2С – представьте в салоне продавца с бодуна. Во-первых, выхлоп, во-вторых он не чувствует клиента (не до того). Да, речевки выучены и можно строчить, не думая на автомате … но сомнений клиента не понять, а значит не дожать.
Корпоративы. Это жесть. Это коллективное разрешённое пьянство, без тормозов. И многие безгрешные души просто травятся и творят такое, что лишаются этой самой работы. Слава богу – раз-два в году. Хотя есть и предпраздничные посиделки.
Наличие семьи, детей и статус кормильца. Это серьёзный фактор. Тут не забалуешь. И слава богу – семья как раз спасает, так как она дороже. Хотя уже с первой стадии начинаются кризисы … и до развода.
Любимая работа - еще одна мощная опора. Которая как хобби. Любовь к ней и увлеченность делом, творчество. Оно дороже рюмки и дарит кайф от жизни не хуже … по крайней мере конкурирует со спиртным.
Норма. Как говорят, у каждого она своя. Во многом так, у каждого своё здоровье и сопротивляемость. На западе традиции, там есть понятие доз … 20, 40 (это у них двойная … по крепкому алкоголю). А вот русский стакан водки – это лом, печальная традиция.
С пивом попроще, градус ниже, отход легче. Гораздо дольше можно соблюдать тонкую грань. Как и с вином.
Что может остановить? Повернуть вспять процесс. Как ни печально – ничего. Только страх смерти. Все слышали про кодирование? Так вот это кодировка на смерть. При этом допустимы разные сроки кодирования. Лет на пять популярно. Но как ни печально через пять лет всё на круги своя … в ту же точку и стадию 2. Главное успеть сходить в запой … и опять на кодировку. Но люди эти уже с порушенной психикой.
Так где же шанс воли? Только на стадии 1 и с опорой на нормальное социальное окружение.
Есть ли польза в продажах? Где?
Выставки. Стенд. Приходят клиенты в гости, как не угостить … ведь это укрепление и поддержание отношений вне стен работы, где нельзя употреблять. Клиентов достаточно … рюмок тоже … удар по печени и здоровью. Ещё можно после допинга пройтись по стендам конкурентов, смежникам, вендорам. Барьер снижен, общение легкое … правда не критическое … голова то новую информацию не воспринимает. Спасает взятие визитов и буклетов, чтобы на следующее утро отсортировать и может к кому-то по трезвому повторить визит. Польза явно есть.
Выставка идёт неделю. Можно всех обойти. Полезные новые контакты завести. Еще бывает фуршет организаторов … там за столом тоже легко заводятся контакты … тянет поговорить. А вот отход от такой выставки тяжел, уходит неделя, чтобы вернуться в форму.
Творческие люди. Алкоголь на начальной стадии употребления приводит к эйфории. Многие известные люди употребляли его и не стеснялись. Из древних запомнился Омар Хайям … кто читал его стихи, тот помнит его уважение к Бахусу. Поэт любил вино, женщин, писал под воздействием.
А как же профессор Преображенский, рюмочка в обед? Во-первых, не перед операцией (святое – не навреди), под хорошую закуску, которая забирает на себя часть алкоголя и выводит.
Вспоминается гуляка Сергей Есенин … вот уж умел куражиться. Среди богемы полно таких. Молчу уж про современных поп артистов. Часто причиной алкоголизма становится и непонимание окружающих к таланту автора … часто – не разделённая любовь.
Звезды продаж тоже часто не трезвенники … но меру знают обычно. Могут ведь план сделать месячный за неделю … или супер сделку провернуть. И тут остаётся вагон времени на удовольствия. Главное – не выпадать надолго. А уж если под них начинают копать … то это усугубляет ситуацию.
У каждого своя история … своя галерея близких и знакомых, коллег, которых мы потеряли от алкогольной зависимости.
Высказывайтесь … и берегите себя!