Вот это теоретическая теория!!! Попробую противопоставить этой статье свой опус про кадры своего предприятия. Дайте немного времени, коллеги, рассказать есть о чем. Салют!
2 работающие модели мотивации персонала
Мотивация персонала является альфой и омегой бизнеса. Бизнеса, который состоит из стратегии, структуры, корпоративной стратегии и людей. Людей, без которых не представить выполнения задач. Задач, которые выполняются эффективнее, если организована система мотивации персонала.
- Сталкиваетесь ли вы с вопросами внутренней мотивации и внешнего стимулирования?
- Встречаются ли у вас сотрудники «без блеска в глазах»?
- Бывает ли так, что хороший профессионал уходит из вашей компании?
- Бывает ли так, токсичные люди заражают ваш персонал и отвлекают от работы?
- Понимаете ли вы, что люди могут работать лучше и одновременно получать от этого больше удовольствия?
Если вы отвечаете «да» хотя бы на один из этих вопросов, то данная статья будет вам очень полезна! И чем больше «да», тем больше пользы!
Существуют, как минимум, три взгляда на мотивацию персонала.
- Содержательные теории, которые в большей степени рассматривают, что в структуре личности и в социально-психологическом поле, окружающем человека мотивирует и стимулирует персонал. Содержательные теории чаще отвечают на вопрос: «Что?»
- Процессуальные теории, в большей мере рассматривающие, как и в какой последовательности двигаются шестеренки мотивации и стимулирования. Процессуальные теории полнее отвечают на вопрос: «Как?»
- Парадоксальные теории, предлагающие необычный, неожиданный взгляд на мотивацию. Данные теории скорее концентрируются на вопросе: «А что если?»
Парадоксальные модели мотивации мы рассмотрели в предыдущей статье. Там же мы изучили одну две содержательные модели.
Процессуальные теории мы проработаем в следующей статье.
А сейчас сконцентрируемся еще на двух полезных содержательных моделях мотивации персонала:
- Модель Клейтона Алдерфера ERG или «РВС».
- Модель обогащения задач Дж. Хакмена и Г. Р. Олдхама.
Так что закатывайте рукава и давайте работать!
Содержательные теории мотивации.
Модель «РВС», модифицированная Теория ERG (existence – relatedness – growth), «РВС» (рост — взаимосвязи — существование) Клейтона Алдерфера.
Клейтон высказал предположение, что существуют три основных пласта мотивации.
1) Потребность в росте (Р) – профессиональном, личном, интеллектуальном.
2) Потребность во взаимосвязях (В), социальные потребности, потребности в общении и принятии другими.
3) Потребность в существовании (С), в физическом здоровье и благополучии.
Раз, два, три. Два больше одного. Три больше двух. В теории Алдерфера человек движим всеми тремя силами. И если все три силы включены, общая мотивация сильнее и полнее.
Люстра с тремя лампами по сто ватт каждая светит лучше, чем та же люстра с одной или двумя рабочими лампами.
Потребности роста – это самый высокий уровень, за ним идут потребности взаимосвязи, внизу – потребности существования.
Я модифицировал эту модель, чтобы она выглядела более стройной. Подчеркиваю, что основные тезисы остались неизменными.
Есть три закономерности.
1) Фрустрация – усиление желания.
Если потребности не удовлетворяются, то усиливается желание их удовлетворить. То есть потребности актуализируются. Фрустрация – это неудовлетворение желания.
2) Фрустрация – регрессия.
Чем меньше удовлетворяются потребности одного уровня, тем больше вероятность, что человек скатится на потребности более низкого уровня. То есть актуализируют другие потребности.
3) Удовлетворение – развитие.
Чем больше удовлетворяются потребности одного уровня, тем большее вероятность, что начнут проявляться, актуализироваться потребности более высокого уровня.
Существует восемь законов модели «РВС».
Когда вы будете читать эти законы, смотрите на схему внизу, она поможет вам лучше уяснить модель. Номера законов совпадаю с номерами стрелок, которые их демонстрируют наглядно.
1) Чем меньше удовлетворены потребности существования (C), тем сильнее они чувствуются человеком и проявляются. Усиление желания.
2) Чем меньше удовлетворены потребности взаимосвязи (В), тем больше действие потребностей существования (С). Фрустрация – регрессия.
3) Чем больше и полнее удовлетворены потребность существования (С), тем сильнее проявляются потребности взаимосвязи (В). Удовлетворение – развитие.
4) Чем меньше удовлетворены потребности взаимосвязи (В), тем больше усиливается желание их удовлетворить. Усиление желания.
5) Чем меньше удовлетворены потребности роста (Р), тем более усиливаются потребности взаимосвязи (В). Фрустрация – регрессия.
6) Чем больше и полнее удовлетворены потребности взаимосвязи (В), тем больше актуализируются потребности роста (Р). Удовлетворение – развитие.
7) Чем меньше удовлетворены потребности роста (Р), тем сильнее они проявляют себя. Усиление желания.
8) Чем больше удовлетворены потребности роста (Р), тем сильнее они становятся. Удовлетворение – развитие.
9) Актуализация потребностей существования (С) ведет к удовлетворению данных потребностей, если нет сдерживающих внешних и внутренних факторов.
10) Актуализация потребностей взаимосвязи (В) ведет к удовлетворению данных потребностей, если нет сдерживающих внешних и внутренних факторов.
11) Актуализация потребностей роста (Р) ведет к удовлетворению данных потребностей, если нет сдерживающих внешних и внутренних факторов.
Рисунок Модель «РВС»
Как вы можете воспользоваться моделью «РВС» для мотивации персонала?
Закономерности № 1, 4 и 7 проявляются автоматически. Правила № 9, 10 и 11 реализуются, если удовлетворение потребностей не фрустрируется, не блокируется.
Значит руководителям необходимо способствовать тому, чтобы люди чувствовали себя комфортно и безопасно (С) на рабочем месте.
Необходимо, чтобы сотрудники общались друг с другом в позитивной атмосфере (В). Причем общение в большей степени, конечно, должно быть на профессиональные темы, по рабочим вопроса так сказать. С другой стороны, и юмор, и личные темы ни в коем случае нельзя запрещать.
И, разумеется, наша задача способствовать развитию людей, особенно профессиональному (Р). Ставить сложные и интересные задачи людям и потом разбирать их победы и неудачи (в демократическом стиле) – это мотивация персонала через потребность развития.
Проводить тренинги – это мотивация персонала через потребность развития. Способствовать карьерному росту – это мотивация персонала через развитие!
Способствуйте тому, чтобы проявлялось правило № 3. Чем лучше полнее удовлетворены потребности существования (С), тем актуальнее будут потребности взаимосвязи (В). А это значит – усиление командного взаимодействия и развитие корпоративной культуры.
Организовывайте общение людей и обмен опытом (В), чтобы реализовывалось правило № 6. Чем полнее удовлетворены потребности взаимосвязи, тем больше человек будет стремиться расти (Р).
Особенно заботьтесь о кольце, которое состоит из правил № 11 и 8. Потребности в росте (В) безграничны, и чем больше ты их удовлетворяешь, тем сильнее тебе хочется еще и тем больше тебе получаешь удовольствие.
Что же делать с правилом № 7, тогда, когда нет возможности удовлетворять потребность в росте (Р)?
Напомню, что здесь важен принцип «фрустрация — регрессия». Если человек поставлен в такие условия, что не может удовлетворять потребность в росте, он регрессирует на более низкий уровень. То есть пытается реализовать себя во взаимосвязях.
Классический негативный пример данной ситуации — работа в бюджетной организации, в которой концентрируются на формальных достижениях. Часовые чаепития персонала и постоянные сплетни. Работа настолько жестко регламентирована и бюрократизирована, что нет смысла делать лишние шаги, шаг вправо, шаг влево, вперед, назад.
Направление не имеет значения, любое направление наказуемо, бесполезно, вызывает сопротивление самой системы. Человек и рад расти, да некуда. Отсюда неорганизованная регрессия во взаимосвязи под названием «пустая болтовня».
Кто-то говорил, что, если не удается победить движение, нужно его организовать. Какое управленческое решение вам принять, чтобы в условиях невозможности реализации потребности в росте создать условия для эффективной реализации потребности во взаимосвязях?
Кружки качества, геймификация, общественные комитеты, внутрифирменные соревнования, футбольные матчи с партнерами и конкурентами, дополнительные маркетинговые исследования, подразумевающие контакты с клиентами, поставщиками, партнерами, участие в профессиональных клубах и прочих продуктивных тусовка, нетворкинг.
По моему мнению, все это позитивная реализация потребности во взаимосвязях. Разумеется, лучше при невозможности вертикального роста сотрудника организовать горизонтальный рост: наделение дополнительными функциями, расширение круга работы.
И вам нужно стараться не допускать проявления правила № 2. Если у людей нет возможности реализовывать потребность взаимосвязи (В), есть вероятность, что все, о чем они будут думать, это о своем существовании (С). Это очень вредно для бизнеса.
Если вы хотите создать мотивационную карту своих сотрудников, то лучше всего для этого подходит мотивационная сессия, которую я могу провести для вашей компании как онлайн, так и офлайн. Так что звоните или пишите!
Модель обогащения задач Дж. Хакмена и Г. Р. Олдхама
К месту и к делу обратиться к другой модели, которая как раз способствует реализации потребности роста.
Итак, модель обогащения задач, она же – теория основных характеристик труда, она же – теория значимых характеристик работы, она же модель субъективно важных характеристик заданий.
Первое положение модели
Выделяется пять стержневых характеристик рабочих заданий.
1. Разнообразие задач — число различных, необходимых для выполнения заданий. Количество разнообразных функций и операций, которые приводят к выполнению задания в целом.
2. Индивидуальность задач — степень «законченности» рабочего задания, то есть ощущение работника перед началом и по окончании процесса труда. Индивидуальность шеф-повара ресторана существенно выше, чем индивидуальность занятого на раздаче сотрудника кафе быстрого питания.
Задачи могут быть более стереотипны для данного круга обязанностей или более индивидуальны. Индивидуальность задач — это разнообразие задач в применении к специфике данной должности.
Супервайзер, контролирующий представленность товара на прилавках магазинов, с которыми работают его подчиненные торговые представители, не обладает той возможностью проявления индивидуальности, которой обладает менеджер по маркетингу, разрабатывающий новую рекламную концепцию.
Бригадир строительной бригады не наделен той степенью индивидуальности задачи, с которой сталкивается руководитель геолого-разведочной экспедиции.
3. Значимость задач — степень важности задачи для сотрудника, восприятие ее для компании, покупателей, заказчиков, партнеров. Проведение маркетингового исследования на выявление потенциально нового сегмента чаще всего представляется более значимой задачей, чем отправка письма по электронной почте.
4. Автономия — степень свободы и самоопределения в планировании и выполнении заданий. Не вижу смысла пояснять этот пункт, так как он и так ясен.
5. Обратная связь – передача человеку информации, которая отражает правильность и ошибочность его слов и поведения, его деятельности с целью коррекции.
А вот здесь остановимся подробнее… Если мне не изменяет память, понятие «обратная связь» стало широко употребляться во время и после кибернетической волны. Конечно, кибернетики переоценили свои силы в создании реальных моделей управления, но несомненной их заслугой является именно тот самый термин «обратная связь».
Чтобы система (а человек — это тоже система) функционировала результативно, необходима постоянная корректировка работы данной системы. Чем больше и полнее сотрудник получает данные о результатах своей работы, о том, дала его работа компании, отделу, самому себе, тем большими смыслами наполняется его деятельность, тем большую мотивацию сотрудник имеет к дальнейшему труду.
Опять-таки, если говорить об отрицательной обратной связи, то здесь также верно положение о том, что видение сотрудником того, каких результатов он не добился из-за неправильного делания или неделания в принципе, побуждает его корректировать свое поведение.
Мы, действительно, иногда, недооцениваем значимость обратной связи!
Второе положение модели
Если поставленные задачи удовлетворяют обсужденным нами характеристикам (разнообразие, индивидуальность, значимость, автономия, обратная связь), то у сотрудников возникают определенные, так называемые критические, психологические состояния.
Разнообразие, индивидуальность и значимость задач могут создать у человека ощущение значимости и осмысленности его работы. В этом случае человек получает удовлетворение от труда самого по себе (внутренние выгоды).
Автономия пробуждает в человеке ощущение ответственности.
Обратная связь дает ощущения информированности о результатах, возможности влиять на свои результаты и собственного развития.
Третье положение модели
Данные психологические состояния приводят к личным и рабочим результатам: высокой мотивации к работе, высоким показателям выполнения задач, высокой степени удовлетворения от труда.
Итак, характеристики — состояния — результаты: характеристики вызывают состояния, которые в свою очередь порождают результаты.
Вам осталось принять решение, в каких пунктах ваша управленческая деятельность не совпадает с движением от пяти характеристик к состояниям, а от них к результатам, и что-то изменить в мотивации персонала.
Или мы можем все это обсудить совместно на мотивационной сессии!
Есть одна проблемка! Уровень настоятельности потребности в росте у разных людей разный. Увы!
Потребность в росте подчиняется тому же закону, как и все, что относится к классификации людей, — колоколу Гаусса. Попробуйте сейчас вспомнить про нормальное распределение. Не поленитесь, интенсифицируйте работу своей памяти.
Знаете, чем должно быть благодарно человечество, особенно гуманистическая ее часть, Гауссу? Тем, что он доказал математически, что дураков на Земле не больше, чем умных! Это воодушевляет!
Рисунок нормальное распределение.
В соответствии с данным распределением середняков больше всего. Крайние варианты более редкие, и чем крайнее, тем реже.
Так что у нас с вами как, минимум 49,9 % персонала, который можно мотивировать, используя данную модель обогащения задач, потому что их мотивация к росту выше среднего!
Итоги
Предлагаю три итога мотивация персонала.
В соответствии с моделью Алдерфера «РВС» необходимо создавать условия для удовлетворения все трех потребностей человека: потребность роста, потребность взаимосвязи, потребности существования.
Чтобы мотивировать персонал по модели обогащения труда, нужно обеспечить пять факторов: разнообразие, индивидуальность и значимость задач, автономию и обратную связь.
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Марина Павловская
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
а почему только 2?
Всем привет! Могу и ошибаться на фоне общего мнения, но своё не изменю. МОТИВАЦИЯ ОДНА!!!!! ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ!!!! ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ, ЛИШЬ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ!!!! ПОПРОБУЙТЕ ЗАМОТИВИРОВАТЬ МП К УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОДАЖ, ЧЕМ-ТО ИНЫМ КРОМЕ ПРОЦЕНТА ОТ ПРОДАЖ. ПОПРОБУЙТЕ! ПЕРЕЧИСЛЯТЬ "МОРКОВКИ" НЕ СТАНЕМ. ПОПРОБУЙТЕ! ХРЕН, КТО РАБОТАТЬ БУДЕТ!
Блеск в глазах, это всё хорошо конечно, только вот появляется он, блеск, когда заполняем ежемесячную карточку продаж и считаем прибыль. Оклад +% от продаж % премия за первую продажу и т.д. у кого как, а кружки, обещания продвинуться в карьере (куда двигаться? МП, РОП, коммерческий, гена) призовой кактус на стол - себе оставьте.
Не знаю, как - кого, меня интересует только Бенжамин Франклин.
П.С. Повторюсь второй раз. Так же повторюсь, что могу и ошибаться. Я не претендую на энциклопедичность. Но!..........
Но, вот мой опыт, показывает, что это всё мура -
- Если поставленные задачи удовлетворяют обсужденным нами характеристикам (разнообразие, индивидуальность, значимость, автономия, обратная связь), то у сотрудников возникают определенные, так называемые критические, психологические состояния.
Разнообразие, индивидуальность и значимость задач могут создать у человека ощущение значимости и осмысленности его работы. В этом случае человек получает удовлетворение от труда самого по себе (внутренние выгоды).
Автономия пробуждает в человеке ощущение ответственности.
Обратная связь дает ощущения информированности о результатах, возможности влиять на свои результаты и собственного развития.
Деньги! Деньги! И ещё 100 раз деньги! Вот мотиватор. Всё остальное шляпа дырявая )))))
Разнообразие, индивидуальность и значимость задач могут создать у человека ощущение значимости и осмысленности его работы Я вам скажу, что может создать ощущение того, что вкалывать заставляет, это взятая ипотека, машина в кредит, расходы на ребёнка, на жену, ЖКХ, и ещё куча необходимых платежей.
Слабых, или сильных МП мы видим по отчётности. По их связям. По их планам. По договорам, что подписаны, или на подписи. Повторюсь, кактус и все свои картинки себе оставьте. Нет денег, 80% сотрудников уволятся сразу. Останутся только те, кто верит в эту чушь психологическую.
Ты крутой, но, извини, процент у тебя тот же, или вообще нет.
И вот какой либо руководитель, этой хре... начитается и начинается - вместо денег психологическая мотивация. Сразу весь отдел резюме размещает. Сами пашите за благодарность и воодушевление.
Любая мотивация прекрасно работает, НО исключительно после того как закрыта потребность в деньгах, если сотрудник думает о том как между платежом по ипотеке и тратами на еду выкроить денег на отпуск/ремонт машины/туфли жене и т.д., то вся психология идет прахом.
У нас как-то принято начитаться всего этого, а про пункт 1 забыть, а потом удивляться почему тимбилдинг не создал команды, коуч нефига не коучит, тренинги не работают и т.д.
Любая мотивация прекрасно работает, НО исключительно после того как закрыта потребность в деньгах, если сотрудник думает о том как между платежом по ипотеке и тратами на еду выкроить денег на отпуск/ремонт машины/туфли жене и т.д., то вся психология идет прахом.
У нас как-то принято начитаться всего этого, а про пункт 1 забыть, а потом удивляться почему тимбилдинг не создал команды, коуч нефига не коучит, тренинги не работают и т.д.