Князев Дмитрий
Сегодня поговорим о типах вопросов в работе менеджера по продажам.
В статье "Как разговорить клиента? Секреты эффективных коммуникаций" я немного затронул тему о том, с помощью каких вопросов необходимо выявлять потребности клиентов.
В этой статье хочу более подробно остановиться на типах вопросов и тактике их применения в переговорах с клиентами.
Чтобы не запутывать начинающих менеджеров по продажам открою маленький секрет.
Типов вопросов не так уж и много всего 3.
1. Открытые вопросы
2. Закрытые вопросы
3. Альтернативные вопросы
Вот основной арсенал для "продажника". Естественно это не все. В литературе можно встретить множество дополнительных типов вопросов, однако суть и назначение вопросов в целом не меняется.
Итак, остановимся подробнее на каждом типе вопросов.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ.
Вопросы, на которые нельзя однозначно ответить «Да» или «Нет».
Их суть кроется в названии популярной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Открытый вопрос предполагает развернутый ответ и позволяет получить дополнительную информацию о собеседнике.
Также можно использовать и другие наречия Как? Какой? Каким образом? Для чего? Зачем?
Пример:
- Семен Иванович! Скажите, пожалуйста, какие направления бизнеса приоритетны для Вашей компании в данный момент?
- Каким образом Ваша компания выбирает поставщиков?
- Что Вы вкладываете в понятие «широкий ассортимент»?
- Где на данный момент размещаются Ваши основные склады?
В зависимости от специфики бизнеса для переговоров требуется различный набор подготовительной информации из открытых источников. Если сделка крупная и длительная – предварительная информация собирается достаточно тщательно.
Собирая данные, Вы уже заранее можете сформировать несколько коммерческих предложений и тем самым проработать несколько вариантов развития событий на переговорах с клиентом.
Если же заключение сделок стоит «на потоке», то для правильного предложения необходимо определить несколько параметров , которые являются ключевыми в оценке перспективности клиента.
Например, периодичность закупок, объем закупок, конкуренты, с которыми уже работает клиент и т.д.
Как правило, начинающие менеджеры по продажам путаются в типах вопросов и беседа с клиентом превращается в «допрос» ДА-НЕТ. В итоге получатся так. Говорит менеджер, а не клиент. А когда клиент молчит, менеджер по продажам не получает информацию для заключения сделки.
Моя рекомендация в помощь начинающему менеджеру по продажам:
Сформулируйте список параметров, которые необходимо выяснить у клиента, перед тем как сделать предложение.
Далее сформулируйте и напишите все приходящие в голову открытые вопросы,которые помогают получить нужную информацию.
Составлять список нужно обдуманно. Стараясь попутно самостоятельно приблизительно отвечать на тот или иной вопрос.
С этим списком каждому менеджеру по продажам необходимо научиться работать. Уметь «на ходу» конструировать вопросы и оперативно выявлять какой уместно задать в данной ситуации.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Альтернативные вопросы называют еще «Выбор без выбора». Они являются немного манипулятивными.
Суть заключается в том, что клиенту предлагается выбрать из двух вариантов событий, каждый из которых приемлем для Вас.
- Иван Васильевич! Скажите, Вы будете оплачивать наличными или по безналичному расчету?
- Вы хотите забрать товар самовывозом или Вам оформлять доставку?
Когда потребности выявлены с помощью открытых вопросов, остается только подвести партнера к заключению сделки, давая мнимое ощущение свободы выбора.
Рекомендую использовать альтернативные вопросы аккуратно, не более одного максимум двух раз за переговоры. Ибо Ваш партер по переговорам почувствует, что им манипулируют и начнет защищаться. Сделка окажется под угрозой.
Также удобно использовать альтернативные вопросы при назначении встречи. Когда Вы даете возможность партнеру выбрать время встречи – это достаточно этичный подход в бизнесе.
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Тут все просто. Вопросы на которые можно ответить однозначно «Да» или «Нет».
Также закрытыми иногда можно считать те, которые подразумевают обозначение конкретных цифр.
- Сколько лет ваша компания на рынке? – 5 лет.
- В каком году Вы начали вести свой бизнес? - в 2005.
Недостаток таких вопросов в том, что после ответа, для продолжения диалога необходимо снова задавать вопросы.
Закрытые вопросы призваны закончить обсуждение и прийти к какому-то решению.
- Ну что же, если все детали договора обсуждены, подписываем договор?
Резюмируя, подведу итог и обозначу стратегическое значение различных типов вопросов.
Открытые вопросы призваны выявить потребности клиентов.
Альтернативные вопросы задаем для подведения клиента к решению.
Закрытые вопросы предназначены для логического завершения переговоров.
Таким образом выстраивая переговоры с партнером в формате диалога, Вы тем самым используете способ продаж ориентированный на клиента.