ошибки всем известны. а где решения? )
Холодный звонок: типичные ошибки
Барышева Ася
Необходимость использовать форму холодных звонков зачастую вводит продавцов в состояние тоски: такой сложный и, на первый взгляд, не самый эффективный способ продаж. Изменить дело можно, если знать основные ошибки и избегать их. Как воздействовать на незнакомого человека лишь при помощи голоса?
Холодный звонок является одной из самых сложных форм взаимодействия с клиентом. Существует несколько причин, почему холодные звонки вгоняют продавцов в состояние длительной апатии, непродуктивного напряжения, детской неуверенности или тихой ярости.
Необходимость построения быстрого контакта. Нам надо подружиться с незнакомым человеком за три, максимум четыре минуты.
Действительно – в момент, когда потенциальный покупатель берет трубку, он часто и слыхом не слыхивал о нашем существовании. За короткие три минуты надо установить с ним контакт, вызвать доверие и еще рассказать о предложении так, чтобы он заинтересовался.
В обычной жизни подружиться за три минуты получается лишь с тем, кто очень похож на тебя (пережил похожую ситуацию, сталкивается с такими же проблемами, занят такими же мыслями) и открыт контакту. Это дает нам надежду на то, что дружба в три минуты возможна.
Возможность из всех невербальных средств воздействия использовать только голос. Ведь мы не можем сказать клиенту по телефону: я сейчас сижу в открытой позе, лицо у меня заинтересованное, а на губах играет приветливая улыбка. Я ужасно обаятелен. Обаяние может передать только голос.
В обычной жизни мы особенно чувствительны к голосу, если человек нам дорог и близок. И тогда изменение громкости, тембра, темпа и эмоциональности могут многое рассказать о внутреннем состоянии собеседника. В диагностики состояния по голосу особенно преуспевают влюбленные. Вывод «она меня больше не любит» может последовать от слишком медленного ответа на вопрос. А вывод – «все-таки мы с ним так близки» – от более частого дыхания в трубку.
Невозможность использовать специально подготовленные материалы: буклеты, листовки, таблицы, графики, фотографии и образцы нашего товара. Конечно, можно сказать клиенту «вы зря отказываетесь встретиться со мной – у меня такая красочная презентация о выгодах нашего сотрудничества», – но такой прием будет иметь очень скромную зону действия.
Сложность получения информации. Мы знаем, что владение информацией является ключевой компетенцией продавца. Именно с помощью знаний, потребностей и проблем клиента можно сделать предложение, от которого не отказываются. Однако в ситуации холодного звонка крайне сложно бывает сказать «я звоню вам, чтобы предложить партию втулок, но сначала – «8 вопросов». Как сделать так, чтобы клиент все-таки ответил на эти «8 вопросов»?
Лимит времени. Даже самые близкие друзья говорят по телефону меньше, чем при личной встрече. Что же говорить о потенциальном заказчике, который загружен своими делами и четко знает, что «они звонят, только чтобы продать»… Комфортным временем общения считается – 3-7 минут. Три минуты на дружбу, оставшееся время – на договоренность о личной встрече.
Ошибки продавца
Часто продавцы добавляют себе еще и собственные трудности, которые делают холодный звонок мучительным, крайне неприятным и главное – малопродуктивным занятием.
Основные ошибки:
1. Отсутствие подготовки.
Холодный звонок – это сложно. Холодный звонок – это очень сложно. Несмотря на это менеджеры по продажам с упорным постоянством предпочитают сначала ввязаться в бой, а потом разбираться. При таком подходе часто разбираться оказывается уже не с чем.
Клиент: А зачем мне новый поставщик, у меня и так налаженные связи?
Продавец: Мы –э-э-э самая лучшая компания на рынке, 12 лет в продажах, у нас – это самое – неплохой ассортимент, и еще даем хорошие скидки.
Клиент: Какие скидки?
Продавец: Э-э-э 5%
Клиент: у меня 15% скидки. Спасибо. До свидания.
2. Продуктоориентированность.
Мы всегда должны продавать выгоду, а не продукт. Исключения составляют только случаи, когда покупатель сам понимает ценность выгоды, которую он получит. В ситуации холодного звонка клиент крайне далек от такого понимания. Поэтому краткая информация о продукте и компании не цепляет и не вдохновляет его.
На практике продукториентированные разговоры выглядят следующим образом:
Клиент: Что Вы хотели предложить?
Продавец: Мы –э-э-э самая лучшая компания на рынке, 12лет в продажах, у нас – качественная продукция из Германии, неплохой ассортимент и еще даем хорошие скидки. Наши клиенты – компания А, компания В, компания С. Мы предлагаем индивидуальный подход к клиенту. И – это самое – все довольны обычно бывают. Вам интересно такое предложение?
Клиент: Спасибо, что позвонили. Я подумаю. До свидания.
Заунывные песни про «качественный товар по хорошей цене» звучат снова и снова. Снова и снова клиенты остаются равнодушными к таким предложениям. Снова и снова продавцы расстраиваются и остаются без личных встреч, договоров и процентов с продаж. А все могло бы быть иначе!
3. Неумение получать информацию о клиенте.
Продавцы за несколько секунд пытаются отбарабанить свою песню по «лучшую компанию и качественную продукцию». Это надо сделать быстрее, пока он слушает, а то положит трубку. Скорее. Еще скорее. Темп речи увеличивается. Становится сбивчивым. Клиент остается равнодушным и таким же холодным, как и сам звонок. Может, лучше задать вопрос? Или несколько вопросов?
4. Неумение пользоваться информацией о клиенте.
Даже если мы не подготовились и звоним «в никуда» – просто телефон компании из справочника «Желтые страницы» – мы звоним в компанию с конкретным бизнесом. Это значит, что клиент, с которым мы сейчас разговариваем, испытывает все те сложности, которые характерны для данного типа бизнеса. Работать становится сложнее, затраты вырастают, вводятся новые налоги, еще и административные запреты ввели. Ведь это тема для беседы. Тем более что наше предложение как раз и решает эти задачи.
Даже если мы не очень понимаем про бизнес клиента – то информация есть и в кратких ответах, и в эмоциональной реакции. Клиент: «Сейчас совсем нет денег, у нас другие задачи»... Так и просится беседа на тему «а какие задачи сейчас решаете». Но нет – уж лучше привычное – «наш товар самый качественный, и цены хорошие, вы не пожалеете, если сделаете пробный заказ».
5. Монотонная интонация.
Конечно, трудно все 15-30 или даже 70 звонков, которые вы делаете каждый день, делать эмоциональными и выразительными. И мы привыкаем к типичным заученным фразам. Для нас они понятны и являются общим местом. Но для клиента эти фразы звучат впервые. Про эту компанию он слышит первый раз, и товар совсем неизвестный. А здесь еще заунывно-равнодушное: «бу-бу-бу компания, бу-бу-бу цены, бу-бу-бу товар». Совсем не хочется слушать!
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Денис!
Посмотрела Ваш..блог. Материалы толковые. Отпрвить ЛС не удалось - пишу здесь:
Вопрос: а Вы случайно лично не работаете на проектах ОТЛАДКИ (постановки) отделов продаж? И есть ли такая заинтересованность? Нам нужны толковые продажники-практики. с ув.,
ОТВЕТИТЬ ПРОШУ НА МОЮ ПОЧТУ - сюда захожу редко!
Sokolova@stcg.ru 3аранее спасибо.
Вы не правы в том, что ошибки всем известны. Совершают их постоянно. И даже порой опытные продажники.
А зная ошибку, решение найти применительно к своей ситуации не сложно.
Из опыта могу сказать лишь одно. Пока сам не наступишь на все грабли, не поймешь как их обходить.
Полностью согласен.
Грабли то граблями, однако все равно надо изучать опыт других и смотреть - как его можно применить в своем случае.
Я считаю, что при первом звонке не нужно ничего пытаться продать, все равно не получится. Либо сразу договариваться о встрече (если в одном городе) или вопросами выяснять - а клиент вообще заинтерисован в Вашем продукте, его ли это тематика. Если да - договариваться о следующем шаге. а к следующему шагу обработать полученную информацию и подводить клиента к осознанию заключения сделки с Вашей компанией. Пущай он сам себе Вас продает ))
Правильно все говорите. Но в жизни-то бывает даже опытные менеджеры по продажам, которые делают хорошие обороты, выполняют план и так далее, допускают одни и те же ошибки. Умное руководство при этом всегда пытается нивелировать эти ошибки и закрывает на это глаза. Так как в конечном итоге важен не процесс, а результат.
При этом изучать опыт других, тем более опытных менеджеров безусловно надо. Они за наработку своего стиля и приемов продаж отдали годы. Это поможет молодым менеджерам выиграть время.
И, да, при первом звонке никаких продаж. Тут полностью согласен
Коллеги!
Размещу правильные ходы в холодном звонке ближайшее время.
Холодный звонок - самая сложная форма коммуникации с клиентом. Поэтому сложности - понятны.
А с другой стороны - если понимаешь, что клиенту нужно - то нет - несложно, а даже прикольно:)))))))))
Подробно про холодные звонки можно прочитать в моей книге "Как продать слона?" 5 издание - Там прямо и глава такая есть. http://www.ozon.ru/context/detail/id/6464383/
Полезная статья, особенно тем кто занимается самоанализом и выверяет свою технику продаж! Конечно, менять ошибки нужно, но не всегда «звонарь» на столько осознанный персонаж что сам взял и все исправил, чаще решение подобных ошибок на грамотном наставнике который вынимает «звонаря» из процесса, вместе прослушивают звонки и исправляют ошибки здесь и сейчас! Работает точно, как минимум такая ситуа в сетевых компаниях.
Спасибо!