ладно уж активно, наших продажников хотя бы просто слушать научить, уже пол-дела!
хорошая статья, спасибо.
Так вы говорите, что платите налоги с удовольствиеми даже с радостью?
И давно у вас это началось?..
В. Н. Богданович.
Случалось ли вам слышать выражение «слух на деньги»? Мне оно кажется очень метким и удачно иллюстрирующим активное слушание.
Что же такое активное слушание?
Это способность менеджера по продажам не просто слушать, что говорит клиент, не только принимать участие в разговоре самому, но еще и грамотно побуждать клиента к диалогу, умение управлять разговором.
Техника активного слушания предполагает целенаправленный, последовательный ряд действий, приводящих к прояснению позиции клиента. Овладев этой техникой, вы сможете:
Таким образом, техника активного слушания – мощный инструмент продавца, позволяющий выстроить взаимопонимание с клиентом и быстрее прийти к совместным, устраивающим обе стороны договоренностям.
Итак, навыки активного слушания и в чем они выражаются?
Навыки активного слушания |
Как проявляются |
Примеры активного слушания |
Слушайте не только ушами! |
В диалоге с клиентом «работают» не только органы слуха, но все тело продавца (невербалика), мимика и жесты. |
Продавец находится в открытой «заинтересованной позе»: корпус слегка наклонен вперед, руки не скрещены, изредка кивает, поощряя клиента к разговору. Если предварительно вы попросили у клиента разрешения записывать наиболее важные моменты разговора, то сейчас самое время что-то начать фиксировать, но не беспрерывно, а постоянно поднимая глаза на клиента и кивая в знак внимания. Глаза устремлены на клиента, но не пристально, а в область переносицы (психологи советуют именно такой вариант в связи с тем, что пристальный взгляд может быть подсознательно воспринят собеседником как агрессия) |
Держите ум открытым! |
Услышав нечто, отличное от вашей позиции в переговорах, не прерывайте клиента, дайте ему до конца высказать свои аргументы. |
Внешнее поведение никак не показывает вашего несогласия. Продолжайте кивать, проявлять заинтересованность (междометия «ага», «угу»), фиксируйте слова клиента в блокноте. Не оценивайте аргументы собеседника и не пытайтесь раньше времени обозначить его позицию. Ваша цель: до своего ответа максимально полно услышать аргументы говорящего. |
Приучите себя не думать вперед! |
Не позволяйте себе отвлекаться от того, что говорит клиент, «не забегайте вперед», вслед за собственными мыслями. |
Задаете время от времени уточняющие вопросы: «Что это значило для вас?», «Как вы вышли из этой ситуации?», «Каким образом вы пришли к этому выводу?» Так вы показываете клиенту, что вы в теме, заинтересованы и продумываете наилучшие для него варианты сотрудничества. |
Проверяйте собственные выводы! |
Хороший слушатель заинтересован в правильности понимания позиции клиента, поэтому стремится уточнить услышанное. |
Задаете вопросы, начиная словами «правильно ли я услышал…», «правильно ли я вас понимаю,…». Перефразируете слова говорящего, призывая его поправить вас в случае неточной интерпретации: «если я правильно понял, вы хотели бы получить нашу услугу к 15 числу во второй половине дня…», «то есть вы принимаете наше предложение о замене комплектации на модель …». |
Слушайте то, о чем клиент не говорит прямо, но намекает «между строк»! |
Для полноты представления ситуации стоит обращать внимание на контекст, интонацию. Жесты, эмоции клиента порой не менее информативны, чем его слова. |
Клиент говорит: «Мы вполне довольны нашими поставщиками. Все делают четко и в срок. Сейчас договариваемся о сроках предоставления накладных, и все будет в полном порядке». Продавец: «Вы упомянули о сроках предоставления накладных. А сейчас как обстоят дела?» Клиент: «Пока задерживают. У них там какое-то рассогласование между отделами. Фирма-то новая…» Почувствовали, за что цепляться?
|
Научитесь подводить итоги! |
После каждой части дискуссии подводите главные пункты сказанного, решения, которые вы совместно приняли и перечень обсужденных вопросов. |
«Итак, коллеги, сегодня мы сконцентрировали внимание на сроках поставок. С удовлетворением отмечаю, что по главным вопросам наши позиции сходятся: поставка производится после 15 числа каждого месяца с последующей оплатой до 25 включительно. С нашей стороны за обеспечение отвечает …, с вашей стороны своевременность оплаты и документацию предоставляет…(получение подтверждения!) …Отлично! Коллеги, осталось решить еще два вопроса. Мы можем продолжать?» |
Подводя итоги сказанного, обращаю ваше внимании, что активное слушание – качество, которое не является врожденным и не зависит от каких-то сверхспособностей человека. Его по силам развить каждому, кто заинтересован в повышении эффективности переговоров с клиентами.
Впервые опубликовано на http://blog.magictrades.ru
Поделиться: |
|