Основы управления бизнес-процессами: описание, оптимизация и регламентация
После участия в семинаре слушатель сможет:
- Систематизировать свои знания по процессной организации деятельности компании и способам повышения эффективности;
- Осознанно принимать решение о целесообразности моделирования процессов и регламентации деятельности по своему профилю и в целом по компании, учитывая потребность в регламентации и трудозатраты, необходимые для её проведения;
- Проводить описание и оценку оптимальности бизнес-процессов базового уровня с использованием нотации "Cross functional description";
- Объединять бизнес-процессы базового уровня в группы и проводить декомпозицию деятельности компании с использованием нотаций IDEF;
- Выбирать достаточную для вашей компании структуру регламентирующих документов;
- Разрабатывать простые и понятные документы, регламентирующие бизнес-процессы базового уровня.
Семинар ориентирован на руководителей компаний и топ-менеджеров, занимающихся совершенствованием и развитием деятельности организации.
Программа семинара:
-
Введение. Знакомство с участниками
- Уточнение потребностей и ожиданий слушателей от семинара
-
Вводная часть: Два подхода к управлению компанией, Когда и зачем необходимо внедрять процессное управление, Типовые цели внедрения процессного управления
-
Процессный подход к организации деятельности компании
-
Система координат при анализе, моделировании и регламентации деятельности:
- специфика Бизнес-процесса как одного из видов деятельности (отличие от функций и проектов), субъектность деятельности
- понятие «бизнес-процесс»
- уровни выделения бизнес-процессов и уровень базового анализа процессов как основа для структурированного выделения бизнес-процессов
-
Продукты и ресурсы как основные ориентиры для выделения бизнес-процессов:
- основные бизнес-процессы, как полный цикл получения конечного результата – продукта
- обеспечивающие бизнес-процессы, как циклы управления ресурсами компании
- Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании: процессы работы с продуктом; процессы управления ресурсами; деятельность по стратегическому управлению
-
Принципы и уровни анализа, моделирования и регламентации процессов деятельности
-
Система координат при анализе, моделировании и регламентации деятельности:
-
Технология описания бизнес-процесса базового уровня
- Принципы описания бизнес-процессов. Требования к схематическому представлению бизнес-процессов (требования к моделированию)
- Два вида нотаций для описания: Кросс-функциональная нотация – как эффективный инструмент для начинающих и описания отдельного процесса. IDEF0, IDEF3 и DFD как средство для опытных экспертов и для комплексного моделирования
- Правила описания процесса на базовом уровне в кросс-функциональной нотации: описание «обратным ходом»
-
Постановка задания на самостоятельную работу
Групповая работа: Описание подгруппами процессов на базовом уровне «обратным ходом» (с конечного результата до входа в процесс, без учета разветвлений)
Презентация и обсуждение результатов
-
Правила проверки и верификации описания процесса на базовом уровне в кросс-функциональной нотации (описание «прямым ходом»): верификация, добавление условий, добавление ссылок на другие процессы
Групповая работа: Проверка и верификация описанных процессов базового уровня (каждая группа верифицирует свой процесс)
Презентация и обсуждение результатов
-
Правила перевода схемы процесса базового уровня из кросс-функциональной нотации в нотацию IDEF0: четкость по входам и выходам, удержание уровня процедур, указание исполнителей, указание контролирующих воздействий
-
Технология оценки оптимальности бизнес-процесса базового уровня
-
Принципы оптимизации бизнес-процессов. Правила оценки оптимальности бизнес-процесса базового уровня: условия и конечный результат оценки; оптимальность схемы, шагов, результатов, управления процессом
Групповая работа: Оценка оптимальности процесса по отдельным критериям и составление рекомендаций по оптимизации (каждая группа оценивает свой процесс)
Презентация и обсуждение результатов
-
Правила оптимизации бизнес-процесса базового уровня (краткий обзор)
Групповая работа: Формирование предложений по оптимизации: Составление «Чек-листа» процесса и фрагмента Регламента процесса. Все группы работают по одному процессу
Презентация и обсуждение результатов
-
Принципы оптимизации бизнес-процессов. Правила оценки оптимальности бизнес-процесса базового уровня: условия и конечный результат оценки; оптимальность схемы, шагов, результатов, управления процессом
-
Регламентации бизнес-процессов
-
Требования к регламентирующим документам компании
- Требования к системе регламентирующих документов со стороны различных категорий пользователей (сотрудников компании)
- Связь между структурой деятельности компании и структурой регламентирующих документов
- Требования к регламентирующим документам. Принципы формирования и правила разработки регламентирующих документов
- Разработка «Регламента» - документа, регламентирующего базовый уровень бизнес-процесса: Структура инструкции и общие требования к тексту; Раздел «Условия и ограничения»; Раздел «Процедуры выполнения»; Раздел «Контроль за соблюдением»; Раздел «Общие положения»
-
Типовые ошибки и проблемы регламентации бизнес-процессов
-
Требования к регламентирующим документам компании
-
Выделение бизнес-процессов и целостное моделирование процессной деятельности
-
Выделение бизнес-процессов:
- понятие основных и обеспечивающих бизнес-процессов
- принципы выделения бизнес-процессов
- алгоритм выделения основных и обеспечивающих бизнес-процессов
- примеры выделения бизнес-процессов
- ограничения и рекомендации при выделении бизнес-процессов
-
Выделение группы бизнес-процессов базового уровня: Установление взаимосвязей между бизнес-процессами базового уровня. Описание схемы взаимосвязи процессов (например, в нотации IDEF0). Правила и ограничения на моделирование всей деятельности компании, Правила декомпозиции деятельности компании
-
Выделение бизнес-процессов:
-
Внедрение регламентирующих документов и построение «регулярного менеджмента»
-
Внедрение регламентирующих документов
- Что меняется при переходе к регламентации деятельности
- Из чего состоит и как меняется корпоративная культура
- Типовой алгоритм внедрения документов, регламентирующих деятельность
- Дополнительные мероприятия по повышению эффективности изменений
- Стадии развития коммерческих организаций и проблема перехода к «регулярному менеджменту» от «личного энтузиазма». Основные «проблемы» кризиса лидерства
-
Типовые проблемы внедрения регламентов бизнес-процессов (системы регламентации) в компании и способы их преодоления:
- структура документации на различных уровнях управления
- варианты организации подобного рода проектов: плюсы и минусы
- планирование подобного рода проектов: цели, задачи, этапы работ и т.п.
- варианты организации процессов по регламентации деятельности: участники, роли, ответственные, основные шаг и т.п.
- процессы внутреннего аудита, как основа мониторинга выполнения заданных правил и моделей
-
Внедрение регламентирующих документов
Автор и ведущий - Борисов Андрей Борисович:
Профессиональный консультант в сфере систем управления, автоматизации, проектной деятельности. Обладает навыками и опытом реализации проектов по автоматизации управления компании, оптимизации и регламентации деятельности компании, разработке/актуализации регламентов компании. Автор специализированных учебных курсов по вопросам оптимизации и регламентации деятельности компаний.
Поделиться: |
|
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии