Почему денежной мотивации недостаточно?
Константин Бакшт, Борис Нерода
Понятие «прирождённый коммерсант» (или «продажник») давно уже отнесено к области ненаучной фантастики. Люди рождаются «продажниками» не чаще, чем учёными-ядерщиками или дирижёрами симфонических оркестров. Эта профессия, как и всякая другая, предполагает и склонность, и правильное отношение к работе, и вкус к ней, и исполнительские способности. Для получения некоторых профессиональных навыков достаточно простого житейского опыта и поддержки на первых порах. Другие приобретаются в процессе практической деятельности, когда появляется знание тонкостей процесса продажи. Поэтому одной из основных задач руководителей отделов продаж является развитие профессиональных навыков. Цель руководителя, если оставить в стороне его личные мотивы - обеспечение того, чтобы сотрудники проводили в жизнь планы компании и добивались решения её задач. Для этого должны издаваться приказы, инструкции и указания, создаваться определённые методики управления и контроля, предназначенные для конкретных условий и позволяющие определить, насколько успешно выполняются те или иные задачи.
Однако, только инструкций недостаточно.
Решающее значение в управлении имеет вопрос авторитета руководителя, который убеждением, принуждением и примером способен побудить людей сделать то, что требуется в их совместной деятельности по достижению определённых целей.
Более конкретно в нашем случае эти цели можно определить следующим образом.
-
СТАБИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПРОДАЖ.
-
Развитие и стимулирование посредством динамичного руководства и личного примера чувства преданности своему отделу (своей команде) и компании в целом.
-
Привитие сотрудникам чувства престижа от принадлежности к компании и гордости за то, что фактические успехи компании зависят от него лично.
-
Укрепление авторитета руководства компании.
-
Внедрение в работу духа благожелательного соперничества.
Достичь всего вышесказанного можно только с помощью МОТИВАЦИИ сотрудников. Эффективная мотивация позволяет добиться максимальной отдачи от подчинённых на основе отчётливого представления о том, почему они себя ведут так, а не иначе. А также - каковы мотивы и побуждения, заставляющие их работать лучше или хуже.
Можно рассмотреть два основных подхода к вопросу мотивации.
Наиболее традиционным является экономический подход. В соответствии с ним потребности и желания сотрудников компании в основном имеют рациональный характер. И что в основе мотивации лежат только экономические стимулы, т. е. деньги. Используя этот подход, руководителю для управления отделом достаточно только приказа по заработной плате.
Однако современные теории и методы мотивации персонала и их применение на практике доказывают, что далеко не всегда одними материальными стимулами можно побудить человека трудиться более эффективно. Первые систематические исследования в этом направлении были проведены в 20-х годах двадцатого века в США на заводах компании «Вестерн Электрик» в Хоторне. Они велись многие годы. Изучались внешние условия: климат, освещение, окраска рабочих помещений и машин, организация рабочего места, регулирование интервалов в рабочем процессе и т. д. Были созданы условия для оценки результатов экспериментов. Полученный результат сводился к формуле: людям нравится ощущать свою значимость. Одним из видов мотиваций, использующих данный результат, является делегирование некоторой части полномочий управленческого персонала сотрудникам компании. Вот некоторые из них:
-
Выбор самими сотрудниками форм осуществления деятельности, способов достижения поставленных целей.
-
Предоставление полномочий, необходимых для решения поставленных задач.
-
Самостоятельное планирование работы.
-
Рассмотрение рационализаторских предложений, вносимых сотрудниками.
-
Учёт мнений сотрудников при принятии управленческих решений, привлечение их к принятию решений в ходе работы.
-
Привлечение сотрудников к постановке текущих и перспективных целей.
-
Наложение на сотрудников функций первичного официального самоконтроля деятельности.
-
Делегирование сотрудникам ответственности за принимаемые ими решения.
Активизация работы каждого из сотрудников и всего коммерческого отдела, в конечном счете, обращают общие время, деньги и усилия в увеличение прибыли предприятия. Эта активизация подразумевает развитие старания, настойчивости, ситуационного мышления, что невозможно без грамотной и достойной оценки конкретных результатов труда. Руководители воплощают свои идеи на практике с помощью доступных человеческих ресурсов, персонала компании, применяя к людям основные принципы мотивации. Эти принципы выступают в качестве рычага побуждения себя и других к трудовой деятельности для достижения как личных целей, так и целей компании.
Ответственность предпринимателей и руководителей за благополучие сотрудников выходит, естественно, за рамки, определяемые трудовыми соглашениями.
Почему сегодня есть предприниматели и руководители, которые не пользуются особой любовью? Почему бывает, что люди с враждебностью отзываются о своей работе, хотя и знают, что именно она обеспечивает им соответствующее благополучие? Потому, что они работают в таком климате, который для них невыносим.
Почему другие сотрудники действительно болеют за дела своей компании?
ПОТОМУ ЧТО ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ТАМ ЛЮДЬМИ.
ПОТОМУ ЧТО В КАЖДОМ ИЗ НИХ ВИДЯТ ЛИЧНОСТЬ.
Эффективного управления деятельностью подчинённых нереально добиться без изучения проблем мотивации, общетеоретических сведений о мотивационном подходе в управлении и способов реализации этого подхода на практике. А главное -
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНО ПРЕДПОЛАГАТЬ
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Константин Бакшт, Борис Нерода,
эксперты компании «Капитал-Консалтинг»
Источник http://www.salesystem.ru/ru/article/sendvalues/journal/82/
Получно письменное разрешение автора материала на публикацию статьи в Клубе Продажников.
Дальнейшая републикация данного материала со страниц Клуба Продажников запрещена.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии