Критерии подбора персонала в отдел продаж в зависимости от Э.Р.О.С.
Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев
Какие же особенности компании следует учитывать, формируя требования к кандидатам?
* Этап развития, на котором находится отдел продаж.
* Возможности и ресурсы компании.
* «Стаж» работы компании на этом рынке (работы с этим товаром или услугой, работы с данной клиентской группой).
* Корпоративную культуру (для организаций малого бизнеса – личность руководителя и стиль управления).
Э.Р.О.С. - Этапы Развития Отдела Сбыта.
Сначала разберем, какие этапы проходит в своем развитии отдел продаж.
Как в большинстве компаний малого бизнеса принимается решение о создании отдела продаж? Сначала Директор такой компании (чаще всего он же и собственник) занимается всем, в том числе и продажами. Если организация развивается то рано или поздно Директору, у которого уже совсем не остается времени и сил на работу с существующей клиентской базой и тем более на ее развитие, приходит в голову гениальная мысль: «Я один, занимаясь продажами 2 часа в день, продаю на миллион. Если я возьму двух продажников, которые будут заниматься работой с клиентами 8 часов в день, то объем продаж увеличится на….(астрономическая сумма, высчитываемая с помощью сложной системы, субъективных коэффициентов)».
Набираются люди, приступают к работе – начинается первый этап развития отдела продаж. Все внимание руководства на этом этапе приковано к «Выходу». Минуем ли точку безубыточности? Заработаем ли прибыль? Какую? А сколько удастся продать в следующем месяце?
Рисунок 2. Фокус внимания на «Выходе» на первом этапе развития отдела продаж
Отдел работает. По мере его работы накапливается статистика о том, как связаны объем продаж и прибыль с количеством персонала отдела продаж и продаваемым товарным ассортиментом. Начинается второй этап развития отдела продаж - фокус внимания руководства переносится на «Вход».
Рисунок 3. Фокус внимания на «Входе» на втором этапе развития отдела продаж
Казалось бы, регламентируй, нормируй, подбрасывай нового, интересного товара по конкурентоспособной цене и получай прибыль. На чем, собственно, и останавливается в своем развитии большинство отделов продаж. Но отдельные руководители идут дальше.
Как менеджеры по продажам планируют и организовывают свою работу с клиентами? Как они представляют товар и условия сотрудничества? Как вообще выглядит это взаимодействие? Может здесь есть ресурсы для развития и вместо экстенсивного пути (набрать еще менеджеров, расширить ассортимент и т.д.), следует пойти по интенсивному (оптимизировать процесс взаимодействия продавцов с клиентами, превратить броуновское движение торгового персонала в систему)? Начинается третий этап развития отдела продаж – акцент переносится на «Процесс».
Руководство начинает создавать Систему продаж. До этого отдел продаж представлял собой «черный ящик», который по ни кому неизвестным закономерностям трансформировал товар или услугу в деньги. Да, была статистика о том, как он это превращение чаще всего осуществляет. При этом регулярно случались сбои – закономерность работы «черного ящика» нарушалась – продажи не шли. К руководству компании приходит понимание, что единственный способ застраховать себя от провала плана продаж и обеспечить его дальнейшее увеличение – превратить «черный ящик» в «аквариум» - сделать работу отдела продаж «прозрачной».
Рисунок 4. Фокус внимания на «Процессе» на третьем этапе развития отдела продаж
Для чего мы устроили Вам этот экскурс в управление продажами? Очень просто! Хотя нет универсальных ответов на вопрос о том, как компании подбирать торговый персонал, но это необходимо делать с учетом этапа развития, на котором в текущий момент находится отдел продаж.
Критерии подбора персонала на первом этапе развития отдела продаж
Представим две ситуации.
Первая: уже описанный нами выше директор, мечтающий снять с себя бремя ведения продаж и развития клиентской базы, наконец-то созрел для того, чтобы перейти к конкретным шагам.
Вторая ситуация: компания, выходящая на новый для себя рынок.
Как Вы думаете, какие сотрудники чаще всего будут отбираться в этих случаях? Правильно! «Звезды» - менеджеры с опытом продажи аналогичного товара, в идеале работавшие у одного из ключевых конкурентов и обещающих (или намекающих на возможность) «перетянуть» часть клиентской базы у бывшего работодателя.
Для данного этапа развития организации такой подход оправдан. Он позволяет быстро начать работу и получить первые продажи. Если организация не развивается, если она так и остается малым бизнесом, то подход «берем профи, и пусть делает что хочет - главное чтобы продажи шли» может существовать в ней весь срок ее «жизни» и устраивать и руководство и продажников. Подробно о минусах такого подхода рассказывать не будем – это тема книги по управлению продажами. Скажем только, что отношения руководителя с продажниками на этом этапе больше похожи на отношения предпринимателей, а не «руководитель-подчиненный».
Компания развивается, бизнес растет и вот наступает момент, когда руководство понимает, что практически не имеет рычагов влияния на менеджеров отдела продаж (почему скажем дальше) – попытки «закрутить» гайки проводят к бунтам и угрозе увольнения продавцов с уводом существующих клиентов. События здесь разворачиваются по одному из сценариев:
* руководство признает свое поражение и бессилие что-либо изменить в текущий момент – ситуация не меняется – отдел продаж так и остается на первом, начальном этапе своего развития;
* существующий отдел продаж полностью разгоняется;
* отдел разгоняется частично, а новых сотрудников стараются изолировать от дурного влияния «ветеранов» (вплоть до территориального разнесения офисов, в которых работают «гнилые», но незаменимые «ветераны» и «молодая поросль»).
При наборе «молодежи» на этом этапе внимание начинает уделяться не столько опыту работы с аналогичным товаром или услугой, но и таким моментам как «управляемость», возможность работать в системе, а если надо и в команде, соблюдать правила и требования, принятые в организации. Если говорить об опыте продаж, то на этом этапе преимущество отдается кандидатам, имеющим опыт бизнес-коммуникаций в других сферах продаж. Например, практика показала, что на общем фоне успешнее проходят испытательный срок и показывают неплохие результаты «новички», ранее работавшие в розничных сетях электроники. Они примерно представляют, с чем связана работа, не «боятся» коммуницировать с людьми по вопросу продажи, при этом в Вашей сфере они являются «белым листом» - Вы сможете «написать» на нем все, что угодно – заложить стандарты работы, принятые в Вашей организации. К тому же, работа в сфере прямых продаж психологически воспринимается ими как более престижная по сравнению с работой в магазине.
И вот, компания берется за «Процесс». Всегда ли нужно это делать? Конечно! Только размер временных и прочих усилий, которые надо на это тратить должен быть пропорционален потенциальному результату и ресурсам компании. Так, если роль персонала в принятии решения минимальна, то не стоит выстраивать громоздкую систему обучения и контроля. С другой стороны, не стоит надеяться на превращение отдела продаж из упомянутого «черного ящика» в «аквариум» компаниям, не обладающим достаточными организационными, людскими, финансовыми и прочими ресурсами. Это будет «ловля рыбы в мутной воде» - борьба с отдельными недостатками, а не выстраивание системы продаж.
И так, у компании есть ресурсы и управленческая воля (непоколебимая позиция руководства по данному вопросу) для того, чтобы всерьез заняться «Процессом» Какие же в этом случае будут критерии для отбора новых сотрудников? Вы удивитесь – основные критерии – мотивированность и обучаемость. В идеале еще и стрессоустойчивость. Главное, чтобы человек хотел – всему остальному мы его научим – у нас есть для этого ресурсы!
Критерии отбора и «стаж» работы компании
«Молодым» компаниям, только выходящим на рынок, имеет смысл брать «звезд» - людей с опытом. Это позволит быстро выйти на точку безубыточности. Другой вопрос, что потом с большинством этих сотрудников придется расстаться.
В ряде случаев даже компаниям, чей отдел продаж находится та третьем этапе развития, следует брать «звезд». Правда случаи эти не многочисленны – начало работы на новом, неизвестном рынке, с новым, специфичным товаром или особенной ранее не охваченной клиентской группой (например, работа с госструктурами и естественными монополиями, участие в тендерах и т.д.).
Критерии отбора и корпоративная культура
Часто «официальная» корпоративная культура компании не имеет ничего общего с реальной. В ходе проведения обучения и консультирования мы столкнулись с сотнями организаций, лишь в нескольких мы видели корпоративную культуру, которую взрастили, а не которая проросла как сорняк. И лишь в единицах мы видели подход, при котором особенности корпоративной культуры организации учитывались при формировании критериев отбора для кандидатов в отдел продаж.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Организация, находится в одном из небольших городков. Работает в сфере поставок промышленного оборудования по всей стране. Ее учредитель и директор – бывший офицер-«афганец», простроил всю корпоративную культуру вокруг темы «армия». Не вдаваясь в подробности, скажем, что большая часть руководителей – офицеры запаса, из шестнадцати менеджеров по продажам пятнадцать – выпускники военных училищ, не служившие после обучения в армии. Причем сбытовой персонал подобран так не потому, что «так сложилось» - рядом было военное училище, из которого ребятам просто некуда было деваться. Нет. Их осознанно набирали по вышеприведенным критериям, причем искали по всей стране – в этом городке нет военного училища.
Для организаций малого и среднего бизнеса, корпоративная культура – это продолжение личности руководителя-собственника. Дать здесь какие-то четкие рекомендации невозможно – это в большей степени интуитивный процесс. Главный критерий здесь не подбирать людей под имеющуюся корпоративную культуру, а точнее бескультурье, а отсекать людей, которые могут довести это корпоративное бескультурье до границ полной неуправляемости и саботажа со стороны персонала. В общем, не отбирать здоровых, а отсекать больных – зараженных вредными для организации идеями и установками.
Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев
тренеры-консультанты
www.gorstka.ru
Источник http://b2bbasis.info/hrm/32-kriterii-podbora-personala-v-otdel-prodazh-v-zavisimosti-ot-erosa.html
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии