Почему навыки критического мышления необходимы современным продавцам?

Аватар пользователя Игорь Хайдакин

Почему навыки критического мышления необходимы современным продавцам?

Как бы это не звучало парадоксально, но хорошие продавцы уже пользуются базовыми навыками критического мышления (далее КМ) в работе. Как это может быть? Ведь в общедоступном нам  образовании не было предмета “критическое мышление”! Но ведь продавцы люди творческие,  с богатым практическим опытом. И они пришли к этим базовым навыкам КМ чисто эволюционно. Только они не знают, какие из навыков относятся к критическому мышлению и как дальше можно их развивать. Как увидеть и понять слабые места и какой будет результат, если “прокачать” свои навыки КМ.

Иными словами, в этой заметке мы поговорим о том, как системно подойти к применению навыков КМ в современных продажах. И какую пользу из этого получат продавцы, которые улучшат навыки КМ.

Для начала, давайте все же разберемся, что это за важные навыки и зачем они нужны для современных продавцов на рынке b2b.

Есть много различных определений критического мышления, и для сферы продаж, я хочу особо акцентировать ваше внимание на том, что критическое мышление  - наука о нашем мышлении. То есть, как мы думаем и как думают другие люди. Зачем это продавцам? А за что они получают бонусы? Те самые, которые более весомые, чем просто ставка… Правильно! За умение убеждать в пользу своего предложения! А как убедить другого человека, если не понимаешь как он думает?

Только сегодня разговор не о способах убеждения, а о самом процессе мышления.

Критическое мышление выделяет восемь базовых структур - элементов нашего мышления:

●     цель и причины, почему мы это делаем;

●     вопросы, на которые нужно получить ответ, чтобы разобраться текущей проблемой;

●     информация, которая есть или же которую нам нужно получить, чтобы ответить на поставленные вопросы;

●     умозаключения и интерпретации с помощью которых делаем выводы и придаем смысл имеющейся информации;

●     в процессе рассуждений, мы опираемся на базовые знания в конкретной профессиональной области и выдвигаем  идеи и гипотезы, которые должны дать ответы на поставленные вопросы;

●     при этом мы должны четко выделять допущения и предположения, которые использовали в процессе генерации идей и гипотез и в которых может быть скрыта на бессознательном уровне мышления предвзятое отношение к рассматриваемому вопросу или проблеме;

●     далее, следует понять последствия, которые вытекают из наших рассуждений. Что может произойти если вы будете действовать или бездействовать на пути достижения цели;

●     и на завершающем этапе нам предстоит собрать вместе все предыдущие элементы нашего мышления и сформировать свою точку зрения на предмет наших размышлений. При этом не следует ограничиваться лишь одной точкой зрения, а стоит попытаться увидеть ситуацию с других возможных точек зрений и оценить их слабые и сильные стороны.

 

Может быть, продавцам покажется вышеизложенное слишком сложным и громоздким для повседневной работы. Но ведь мы говорим о выработке или улучшении определенных навыков, которые гарантировано дадут продавцам возможность улучшить свое мышление, а, следовательно, помогут продавцам добиться лучших результатов в работе.

Как показывает опыт, большинство продавцов ставят сами себе цели исключительно “в голове” и редко фиксируют их письменно. Это и не удивительно, потому что наша система образования не прививает таких навыков. На практике, когда продавцы начинают фиксировать свои цели и вопросы, касающиеся их текущей ситуации с клиентом и тактику работы с ним, уже в процессе интерпретации имеющейся информации, и выдвижения идей и гипотез, они часто вынуждены возвращаться к первоначальному этапу, изменять свои цели и формулировать новые вопросы. В процессе рассуждений и анализа возможных последствий, они видят, что первоначальная  “картина” предстает для них в иных ракурсах и  понимают, что в первоначальной “картине” нарушена логика в их планируемых действиях. О чем я говорю прекрасно поймут особенно те продавцы, кто работает в больших продажах с ТОП-ами или первыми лицами компании. И насколько в этой ситуации велика цена ошибки, когда изначально неправильно формулируются  цели по отношению к  клиенту. Редко выпадает второй шанс снова “зайти” в эту компанию, не говоря уже об упущенных возможностях.

Навыки непредвзятого отношения к имеющейся информации и иной точки зрения других людей, дают продавцам возможность видеть ситуацию в более широком и глубоком контексте, по сравнению с тем, как они ее видели первоначально. Это дает возможность продавцу в дальнейшем использовать в своей работе приемы рефрейминга* и быть более убедительным в процессе “продажи своих идей” клиенту. Не говоря уже о том, что когда продавец способен обсуждать текущие вопросы с разных точек зрения, это повышает в глазах клиента уровень его профессионализма.

Важно помнить, что навыки критического мышления, также как и навыки в иностранных языках не вырабатываются быстро и требуют регулярной систематической работы над ними.

Способов и возможностей развивать свои навыки КМ много. Можно пройти в интернете бесплатный тест по навыкам критического мышления и определить свои слабые места. Можно найти базовые лекции и тренинги по КМ, которые помогут заполнить пробелы в знаниях.

Ну а для тех, кто понимает важность этого навыка для себя и своей команды продаж, мы можем рекомендовать специальные тренинги, которые опираются на базовые принципы критического мышления.

(*) Рефрейминг (frame; рамка) - это прием, позволяющий изменить точку зрения, а следовательно, восприятие события или предмета.

Источник публикации: 

Оригинал статьи на сайте "Критическое мышление. Просто о сложном"

Поделиться: