УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ГРАБЛИ: 3. «Мания величия» 4. «Нужен профессиональный руководитель» - сдача власти с поличным
Бакшт Константин
3. «Мания величия»
Многие руководители мелких бизнесов изображают из себя бог знает каких крутых предпринимателей. «Выше нас - только небо, круче нас - только яйца». А у самих за душой - только ломаный грош. И полторы калеки в качестве сотрудников.
В переговорах они требуют к себе такого эксклюзивного подхода, как будто они - арабские шейхи.
А у самих часто нет денег, чтобы оплатить даже самое дешевое. Складывается впечатление, что они ведут переговоры не ради покупки. А чтобы полюбоваться на свою крутизну. И покидать понты.
Пример: организовали мне встречу с одним владельцем бизнеса. В начале встречи он стал задавать кучу вопросов. «Кто вы такие? Откуда? С кем работали? Какие у вас рекомендации?» Ладно, нам есть, что рассказать о себе. Нам стесняться нечего.
Доходим до анализа его деятельности. Собственник говорит, что у него в бизнесе три направления. Развивается этот бизнес уже семь лет. И сейчас пришло время принимать решения о стратегическом развитии бизнеса. На какое из направлений делать ставку?
Слава Богу, я таких аудитов чужих бизнесов за последние годы провел не одну тысячу. Поэтому я задаю дежурный вопрос: «Сколько у Вас сотрудников?» Сотрудников, оказывается, пятеро. Начинаю копать дальше. Выясняю, что сам владелец в своем бизнесе не работает. Работает он администратором в одном из магазинов сети, торгующей бытовой электроникой. Вдумайтесь: работа среднего наемного клерка ему важнее, чем собственный бизнес. А крутизны-то! А понтов!
Понятно, что такому собственнику тяжело нанять сотрудников. Почему они должны верить в будущее его бизнеса? Если он сам в него не верит? Спрашиваю владельца бизнеса, почему он до сих пор работает по найму. Уделяет основное время этой работе, а своему бизнесу - жалкие остатки. Причем уже много лет.
Он отвечает: «Я обдумываю этот вопрос. Но пока я не готов принять решение. К тому же, время работает на меня. Каждый год увеличивается стаж работы моей компании на рынке. А значит, укрепляется ее репутация».
Да, репутация крутая! Семь лет на рынке. Три направления бизнеса. И ЦЕЛЫХ ПЯТЬ СОТРУДНИКОВ. Тут без серьезного стратегического планирования не обойтись.
Создается впечатление, что эти мелкие предприниматели занимаются каким-то самогипнозом. Постоянно убеждают себя и окружающих в своей крутизне. И искренне верят в собственную крутизну.
Причина - в том, что они идут по пути наименьшего сопротивления. Построить сильный, перспективный бизнес нелегко. Значительно проще убедить себя в том, что твой бизнес уже крут. А значит, ты - крутой предприниматель. А если твой бизнес уже крут, значит, все уже хорошо. И не нужно излишне напрягаться. Развивать этот бизнес куда-то дальше... В общем, тратить время и силы на то, на что их тратят другие предприниматели. Можно жить, излишне не напрягаясь. И упиваясь собственной крутизной.
Одна беда: эти уловки могут подействовать только на неопытных и зеленых. Люди с предпринимательским опытом сразу видят, что перед ними - вовсе не царь зверей. А жаба. Сильно раздувшаяся от своей крутизны жаба. В мелком и грязном болоте.
4. «Нужен профессиональный руководитель» - сдача власти с поличным.
Большинство предпринимателей в определенный момент понимает, что без наемных руководителей их бизнес дальше развиваться не будет. Собственно, те, кто этого не понимает, неизбежно губят свои бизнесы. И выбывают из дальнейших соревнований.
В этот момент многие собственники бизнеса, особенно начинающие, впадают в другую крайность. «Давайте наймем профессионального руководителя! Он выстроит нам систему управления. Мы сможем переложить на него решение всех текущих задач. Главное - найти подходящего человека. И тогда для нас все проблемы бизнеса останутся в прошлом». Желание найти профессионального управленца еще усиливается из-за того, что про себя собственник знает наверняка: он-то профессиональным управленцем не является!
На самом деле ищут вовсе не профессионального управленца. Ищут чудо. И вероятность, что найдут, примерно равна вероятности лично увидеть в следующем году второе пришествие Христа.
Истинная причина происходящего - в желании собственника сбежать от проблем своего бизнеса. Он хочет найти человека, который вместо него будет за все отвечать. Которому можно отдать власть над своим бизнесом. И снять ответственность с себя. Беда в том, что переложить на другого человека свои проблемы - еще не значит их решить.
ЗАПРОС АНКЕТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ
Перспективы развития Вашего бизнеса в значительной степени зависят от Вашего профессионального уровня, как управленца. И Вашего личного управленческого стиля. Мы используем специальную анкету «Типология менеджеров», которая позволит диагностировать Ваш управленческий стиль.
Уровень Вашего развития напрямую отражается на перспективах развития Вашего бизнеса:
- если вы «Мастеровой», вы можете избегать власти. И «сдавать ее с поличным». Либо зависнете на первом этапе неразвития бизнеса.
- если вы «Герой», Вы также можете зависнуть на первом этапе неразвития бизнеса. Если так и не решитесь нанять профессиональных руководителей. Но власть Вы никому «сдавать с поличным» не будете. Вы ее слишком любите! В хорошем варианте вы можете развить бизнес до стадии «универсальных солдат».
- чтобы развить бизнес до уровня средней компании (60-100 человек), необходимо развиться самому хотя бы до «Назойливого руководителя».
- и, наконец, настоящую систему бизнеса может построить только «Стратег».
Полезно также определить свои ведущие роли при работе в команде. Для этого используется «Тест Белбина». Из восьми ролей три характерны именно для руководителей. Это «Председатель», «Формирователь» и «Коллективист». Если все эти три роли у вас развиты слабо или средненько – большой вопрос, нужно ли вам вообще стремиться к руководству. Скорее всего, не нужно. А если из этих трех ролей более-менее развита только роль «Коллективиста» - руководителем вы быть сможете. Линейным или средним. Но с позицией топ-менеджера или главного собственника у вас могут быть крупные проблемы.
Следующий тест – «Анализ удовлетворенности потребностей». Он поможет Вам определить, какие потребности для вас являются наиболее важными. Учтите: если «потребности в признании» у вас развиты слабо – это плохой признак для руководителя. Власть не любит тех, кто ЕЕ не любит.
Еще один тест посвящен самодиагностике вашей эмоциональной компетентности, как руководителя. Личность руководителя – важнейший управленческий инструмент в его руках. Насколько вы умеете пользоваться этим инструментом?
Вы можете прислать мне письмо по электронной почте, чтобы получить комплект анкет по самодиагностике управленческого стиля. Для этого прошу составить письмо В ТОЧНОСТИ так, как описано ниже:
- Посылайте письмо на два адреса – на info@fif.ru, копию на kostya@renet.ru
- В поле «Тема:» (“Subject:”) письма укажите: “*** Константину Бакшту – запрос анкет для руководителей”
- Напишите, что хотели бы получить комплект анкет по самодиагностике управленческого стиля.
- В тексте письма ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите ваши ФИО, должность, компанию, адрес компании и контактные телефоны с кодом города.
Если письмо будет оформлено правильно, я обязательно отправлю вам комплект анкет. Если в письме не будет всей нужной информации, ответ не гарантируется. Мои сотрудники могут связаться с вами и уточнить, какие дополнительные материалы вам направить. Следует ждать, что к моменту получения вашего письма у нас будут подготовлены дополнительные материалы и статьи по теме. Которые также будут интересны и полезны для вас и вашего бизнеса.
В результате большинство попыток передачи управления заканчиваются ничем. Рано или поздно собственник понимает, что проблемы как не решались, так и не решаются. Наемный руководитель может разгрести мелкие текущие вопросы. Но он не может решить проблемы, которые находятся в исключительной компетенции собственника. И с самого начала не мог.
Кстати, такой «безрезультатный» вариант - еще не худший из возможных исходов. Значительно хуже может быть вариант развития событий, аналогичный истории с Пашей. О которой рассказывалось в предыдущем разделе. Возможны и другие варианты...
Пример: Эта ситуация произошла с заводом, находящемся в Самарской области. Владелец завода базировался в Москве. А управлял заводом наемный генеральный директор. Этого самого генерального собственник сначала долго подыскивал. Потом завербовал. Предложил хорошие условия. Потом направленно развивал. Посылал на другие заводы - для обмена опытом.
Рос поросеночек, рос, и получилась из него большая свинья. В один прекрасный момент генеральному стало мало окладов и прочих бонусов. Собственник выделил ему инвестиции на развитие завода - 60 миллионов. Часть этих инвестиций генеральный разворовал. И стал строить на украденные деньги свой заводик. В соседнем районе.
Почему собственник вовремя не понял, что происходит? Во-первых, он был человеком южным. И предпочитал решать вопросы на отношениях. Вместо проведения полномасштабного финансового аудита задавал вопрос: «У тебя все в порядке с тем, как тратятся мои деньги?» Во-вторых, генеральный поставил на все ключевые посты преданных ему людей. А всех, имеющих свое мнение или лояльных к собственнику, выжил. Кстати, это характерный признак возможной «крысы». Когда наемный управляющий выживает всех сотрудников, которые могли бы высказать независимое мнение о его работе - ему есть, что скрывать. Или будет, что скрывать.
В определенный момент собственник почувствовал неладное. И попытался прислать на завод своих аудиторов. Генеральный стал всячески этому сопротивляться. А тем временем написал заявление в органы, что собственник ему угрожает. Дополнительно к заявлению он «подмазал» следователя. И тот, в нарушение процессуальных норм, объявил собственника в розыск.
Эти шаги были направлены на то, чтобы собственник не приезжал в Самару. С одной стороны - он в розыске. А с другой стороны, знакомые ему сказали, что в случае приезда в Самару его жизнь окажется под угрозой.
Пока собственник пытался урегулировать ситуацию из Москвы, был нанесен еще один удар. У завода был кредит в сто сорок миллионов. Перед одним из банков. Банк подал иск. На основании того, что кредит не был своевременно погашен. И очень быстро получил право распоряжаться имуществом, обеспечивающим кредит. То есть самим заводом. Стоимостью около четырехсот миллионов.
Кто не вернул кредит вовремя? По-видимому, генеральный директор. Характерно, что как только банк получил контроль над заводом - генеральный директор получил предложение вновь возглавить завод. Уже по контракту с банком.
История начиналась с воровства и крысятничества. А продолжилась рейдерским захватом. С опорой на купленного высокопоставленного инсайдера. Чем завершится эта история? Удастся ли собственнику восстановить контроль над украденным у него заводом? Неизвестно. Как по этому поводу говорят в коридорах «Останкино»:
«Если вы смотрите телевизор, то вы привыкли, что хорошие парни всегда побеждают плохих. И так всегда, кроме девятичасовых новостей».
Эта статья входит в книгу К.Бакшта «Как загубить собственный бизнес: вредные советы российским предпринимателям» ИД "Питер"
Константин Бакшт, генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг» (www.salesystem.ru, www.fif.ru), автор книг «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов», «Боевые команды продаж», «Усиление продаж», «Большие контракты», «Вкус жизни», «Построение бизнеса услуг» и новой книги «Ппродажи и производство: враги или партнеры»
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии