Техника продаж: выявление потребностей
Артем Шинкарук
Какая должна быть техника продаж, чтобы успешно выявлять скрытые потребности у клиента. Необходимо просто задавать выявляющие вопросы. Для определения же явных потребностей существуют развивающие вопросы.
Успех в малых продажах достигается за счет задавания выявляющих вопросов и определения скрытых потребностей клиента.
В больших продажах необходимо соединить воедино первую и вторую техники продаж.
Итак, техника продаж для выявления потребностей или проблем клиента:
На ранней стадии переговоров, как правило, используются ситуационные вопросы. То есть те, которые помогают получить дополнительную информацию о клиенте, его бизнесе и пр.
Пример:
- Как долго Вы занимаетесь этим бизнесом?
- Сколько человек работает в вашей компании?
- Каким программным обеспечением вы пользуетесь в данный момент?
К слову, данные вопросы являются самыми простыми и практически не влияют на успешность встречи. Они хороши в том случае, если необходимо поддержать беседу или получить первичную информацию о клиенте.
Слишком много таких вопросов заставляют клиента скучать, и он теряет интерес к беседе. Почему? Подумайте, для кого задаются эти вопросы. Конечно, для коммерсанта, которому нужна информация. Клиент же в этот момент не испытывает никакого интереса
И все же, чаще всего новички задают именно ситуационные вопросы. Все дело в том, что они кажутся для них безопаснее и не предполагают отказа, которого, кстати, боятся «как огня» большинство начинающих продавцов.
Более эффективным видом вопросов, являются вопросы для выявления проблем или проблемные вопросы.
Это вопросы такого типа как:
- Какие недостатки Вы замечете при использовании данного инструмента?
- Что Вас не устраивает в работе вашего персонала?
- Довольны ли Вы работой штатного бизнес-тренера?
Эффективность проблемных вопросов в разы выше, чем ситуационных, так как они «вскрывают» скрытые потребности клиента. А человеку свойственно интересоваться и больше говорить именно о своих проблемах.
Техника продаж для проведения эффективной встречи с клиентом:
- Найдите и запишите 2-3 возможные проблемы или потребности клиента, которые вы можете решить или удовлетворить своим продуктом.
- Составьте несколько проблемных вопросов, которые вы зададите клиенту при встрече, и которые позволят выявить 2-3 возможные проблемы клиента.
- После выявления скрытых потребностей, предлагайте решение (эффективная презентация), чтобы закрыть сделку.
Для проведения эффективных встреч очень важна правильная техника продаж и хорошая подготовка. Солдаты не идут «в бой» без соответствующей экипировки. Также и профессиональные коммерсанты не ходят на встречу неподготовленными.
Пример:
Продавец (ситуационный вопрос): Вы используете печатный станок компании HP?
Клиент: Да, у нас 2 таких станка.
Продавец (проблемный вопрос): Вашим сотрудникам сложно пользоваться этими аппаратами?
Клиент (скрытая потребность): Довольно непросто. Каждого сотрудника приходиться долго обучать.
Продавец (презентация и решение): У нас есть специальная программа, которая на 50% автоматизирует работу с машиной, а также экономит время ваших сотрудников, что позволяет увеличить объем выполнения работ на 20-30%. Ваши вложения в данную систему окупятся уже через 1-2 месяца.
Клиент: Какая цена этой программы?
Продавец: Она стоит всего 5 000$
Клиент: Я покупаю
Вывод: результативные встречи в основном начинаются с задавания ситуационных вопросов, а заканчиваются проблемными. Не стоит думать, что «копаясь в проблемах» клиентов, этим Вы их оскорбите или обидите.
Главное правио – это не перегибать палку. Просто следите за реакцией вашего собеседника во время встречи и корректируйте свою линию переговоров.
*статья написана по мотивам книги Нила Рэкхема "Спин-продажи"
P.S. Какие вопросы вы чаще используете при ведение переговоров с клиентами? Напишите в комментариях ниже.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии