Специальная техника для выявления потребностей
Артем Шинкарук
Начало статьи читайте здесь: http://www.prodaznik.ru/article/tekhnika-prodazh-vyyavlenie-potrebnostei-1
После выявления скрытых потребностей с помощью ситуационных и проблемных вопросов, особенно для больших сделок важно усилить серьезность проблемы или потребности клиента.
Для этого существуют специальная техника продаж: извлекающие вопросы. Давайте разберем на примере, когда стоимость программного обеспечения не 5000$, а 50 000$. С такой суммой не шутят, и подходят к принятию решения со всей важностью.
Продавец (проблемный вопрос): При использовании печатных станков компании HP возникают ли какие-то трудности?
Клиент (скрытая потребность): Они сложные в освоение, но мы справляемся.
Продавец (извлекающий вопрос): Говорите они сложные в освоении. Это влияет как-то на результат?
Клиент (проблема не большая): Мы этого практически не замечаем, так как обучаем наш персонал. У нас 2 квалифицированных сотрудника.
Продавец (извлекающий вопрос): А как Вы смотрите на то, что только 2 сотрудника вашей компании могут эффективно использовать эти машины?
Клиент (пока не видит серьезности проблемы): Все в порядке, пока эти люди есть и никуда не ушли. В противном случае нам пришлось бы обучать новых сотрудников.
Продавец (извлекающий вопрос): Может ли сложность в работе с данными машинами влиять на текучесть кадров компании?
Клиент (начинает понимать, что проблема немаленькая): Да, текучка есть, так как людям не очень нравится работать с этими сложными станками.
Продавец (извлекающий вопрос): А если сравнить с затратами на обучения, насколько велики издержки на набор и обучения новых сотрудников?
Клиент (больше понимает серьезность проблемы): На обучение нового сотрудника у нас уходит 1-2 месяца + 2500$. В этом квартале мы сменили уже 4 человека.
Продавец (извлекающий вопрос): То есть вы уже потратили 10 000$ на обучение + простой, когда был недостаток в кадрах. Верно?
Клиент: Да, мы пользовались услугами агентства для временного замещения уволившихся сотрудников. И за это мы заплатили немало.
Продавец (извлекающий вопрос): Передача работы сторонним кадрам, скорее всего не очень хорошо сказалось на качестве. Не ухудшилось ли качество?
Клиент: Действительно сказалось. А самое неприятное, что контроль уменьшился.
Продавец (извлекающий вопрос): Такой стиль работы, когда вы привлекаете сторонних специалистов, ставил ли вас в зависимость от них и сроков выполнения работы?
Клиент: Так и есть. Не всегда эти специалисты бывают свободы и нам приходиться нести убытки за простой машин.
Продавец (делам вывод): То есть можно сделать вывод, что из-за сложности использования печатных станков HP, вам часто приходиться сталкиваться с текучкой, нанимать новых сотрудников и обучать их. На обучение вы уже потратили 10 000$. Часто вы оказываетесь в зависимости от сторонних специалистов, которые не всегда качественно выполняют работу и из-за которых ваши машины простаивают, что несет дополнительные убытки.
Клиент: Давайте посмотрим, что Вы конкретно предлагаете.
Продавец показал ценность, которая превышает сумму сделки в 50 000$. Данная техника продаж, которая использует извлекающие вопросы, также может быть актуальна при продаже недорогих товаров/услуг.
С помощью извлекающих вопросов, вы как бы подводите клиента к самостоятельному решению о покупке. А как вы знаете лучше, чем сам себе никто продать не сможет.
Особенно хорошо данная техника продаж работает с лицами, которые принимают конечное решение (генеральные директора, владельцы бизнесов, предприниматели), так они всегда учитывают последствия и смотрят дальше своих подчиненных.
Именно извлекающие вопросы и дают возможность для выявления потребностей, а также заглянуть в будущее и увидеть выгоду или потерю.
Единственным минусов данного вида вопросов для выявления потребностей, является то, что Вы «вгоняете» вашего собеседника в негатив, то есть постоянно говорите о негативных последствиях. Это создает некий дискомфорт в отношениях, но это не значит, что данная техника продаж является неэффективной.
У человека в голове больше центров опасности и тревоги, чем удовольствия и радости. Так уж сложилось исторически. И мы люди, как бы это не казалось странным, больше концентрируемся тогда, когда перед нами возникает какая-то опасность или будущие негативные последствия, или возможные потери, чем положительные возможности.
*статья написана по мотивам книги Нила Рэкхема "Спин-продажи"
P.S. Используете ли Вы извлекающие вопросы в переговорах? Насколько они эффективны в вашей сфере? Напишите в комментариях ниже.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии